Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 августа 2024 г. по заявке N 2023712970/33
Заявка: |
2023712970/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.02.2024 |
Дата коллегии: |
25.06.2024 |
Дата утверждения: |
13.08.2024 |
Заявитель: |
АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, рассмотрела поступившее 16.02.2024 возражение АССОЦИАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЯ (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023712970, при этом установила следующее.
Регистрация обозначения "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" в качестве товарного знака по заявке N 2023712970 с датой поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от 21.08.2023 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 09, 14, 16, 21, 25 и услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, указанных в заявке.
Решение Роспатента от 24.01.2024 об отказе в государственной регистрации товарного знака было принято на основании несоответствия товарного знака требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается в заключении по результатам экспертизы тем, что обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" образовано посредством соединения двух слов, а именно "ИНФО" и "КОНФЕРЕНЦИЯ", имеющие определенное устойчивое значение: "ИНФО" является сокращением от английского слова "info" ("info" происходит от английского слова "information", что в переводе на русский язык означает "информация, информационный" (см., например, https://www.linguee.ru/английский-русский/перевод/info.html). Следует отметить, что данное сокращение широко используется в различных областях в значении "информация, информационный" (см. например, https://trends.rbc.ru/trends/education/5f7248739a79478c47a25c95, https://sinonim.org/l/инфо); "КОНФЕРЕНЦИЯ" - 1. Собрание, совещание представителей каких-н. государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-н. особых вопросов. Партийная конференция. Международная конференция. Конференция по разоружению. Воздушная конференция (по вопросам воздухоплавания и авиации). Мирная конференция. Морская конференция. 2. Совет профессоров или членов какой-н., преимущ. ученой, организации с постоянными административными функциями. Конференция Академии наук. Профессорская конференция (см. Большой словарь иностранных слов. - Издательство "ИДДК", 2007).
Как указано выше, словесные элементы "ИНФО" и "КОНФЕРЕНЦИЯ" имеют определенное значение. В данном случае заявленное обозначение очевидно является производным словом, образованным путем сокращения слова "ИНФОРМАЦИОННАЯ" до "ИНФО" и слиянием со словом "КОНФЕРЕНЦИЯ". В данном случае исследовано восприятие заявленного обозначения для товаров и услуг, при использовании и оказании которых словесный элемент "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" употребляется в конкретном значении, а именно в значении "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ", в связи с чем сделан вывод об указании на назначение заявленного обозначения и области деятельности заявителя применительно к данным товарам (сопутствующим товарам) и услугам.
Слитное написание данных словесных элементов не может само по себе свидетельствовать об утрате описательного характера заявленным обозначением.
Кроме того, ссылка заявителя на тот факт, что словесные элементы "ИНФО" и "КОНФЕРЕНЦИЯ" имеют также иные смысловые значения в соответствии со словарно-справочными источниками является необоснованной, поскольку факт наличия у словесных элементов "ИНФО" и "КОНФЕРЕНЦИЯ" иных значений, не может опровергать вывод, указанный в уведомлении экспертизы о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства.
Оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса произведена исходя из восприятия этого обозначения рядовым, средним потребителем соответствующих товаров и услуг в Российской Федерации, для индивидуализации которых испрашивается регистрация обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания).
На довод заявителя о том, что данное слово никем не используется на рынке и является фантазийным, экспертиза отмечает, что в ходе анализа сведений, полученных из сети Интернет, выявлено использование слова "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" другими участниками рынка (см. https://chelyabinsk.er.ru/activity/news/informacionnaya-konferenciya, дата публикации 27 февраля 2016, что ранее даты подачи заявленного обозначения; https://rirorzn.ru/publication/professionalnoe-obrazovanie-npo-i-spo/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-informatsionnoy-konferentsii-/, от "15" января 2017, что ранее даты подачи заявленного обозначения; https://www.fpso.ru/information/events/12538/ от 17 февраля 2023, что ранее даты подачи заявленного обозначения; https://xn--2-stbf.xn--p1ai/novosti-and-sobytiya/novosti-i-sobytiya/?show=123 от 24 сентября 2021, что ранее даты подачи заявленного обозначения; https://vogu35.ru/news/7693-informatsionnaya-konferentsiya-otdeleniya-rio-i-vologodskikh-uchitelej-istorii-proshla-v-vogu от 11 декабря 2020, что ранее даты подачи заявленного обозначения), в отношении однородных услуг. Поскольку документы, доказывающие различительную способность заявленного обозначения, заявителем не были представлены, установлено, что словесный элемент "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" не обладает различительной способностью для всех заявленных товаров и услуг, поскольку характеризует заявленные товары и услуги, в том числе указывает на их назначение, в связи с чем является неохраняемым элементом на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением в поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражении, доводы которого сводятся к следующему.
- заявленное обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" является единой композицией, и деление её на какие-либо элементы является не верным. При подаче заявки на регистрацию товарного знака заявитель не разделял обозначение на какие-либо элементы (например, когда словесные элементы исполнены на разных строчках или раздельно (в два слова)), а подразумевал, что оно является единым и неделимым. Не существует определения элемента "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ", а также, ни в словарях, ни в сети интернет не существует информации о подобном виде товаров или услуг. Следовательно, можно заключить, что элемент "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" является фантазийным. Таким образом, нет никаких фактических оснований полагать, что заявленное обозначение указывает на назначение товаров и услуг.
- исходя из положений п. 2.2 и п. 3.2 Рекомендаций, можно сделать вывод о том, что при проверке соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса экспертизой был произведен анализ смыслового значения заявленного обозначения без учета всех указанных в заявке товаров и услуг, а также не исследован в полной мере вопрос о том, как воспринимается рядовым потребителем обозначение в отношении каждого из заявленных товаров и услуг 09, 14, 16, 21, 25, 35, 38, 41, 45 классов МКТУ - как описательные, ложные либо фантазийные, ограничившись общими выводами;
- доказательства, подтверждающие имеющиеся или вероятные ассоциативные связи потребителей, которым адресованы заявленные товары/услуги, подтверждающие однозначное восприятие обозначения "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" как назначения каких-либо из заявленных товаров\услуг - в материалах по заявке отсутствуют. Само по себе слово "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" никак не воспроизводит родовое или видовое название конкретных товаров и услуг 9, 14, 16, 21, 25, 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, приведенных в заявленном перечне, а также не является обозначением, применяемым в сфере культурно-просветительских услуг;
- использование словосочетания "Информационная конференция" некоторыми лицами до даты приоритета заявленного обозначения не подтверждает то, что обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" утратило различительную способность: во-первых, представленной информации недостаточно для таких выводов; во-вторых, заявленное обозначение оценивается исключительно в заявленном к регистрации виде, как единый словесный элемент;
- заявитель по заявке N 2023712970 широко известен на рынке онлайн-образования и образовательных проектов. Имеется официальный сайт, где используется заявленное обозначение, как на странице сайта, так и в доменном имени - https://infoconference2.ru/. Заявленное обозначение интенсивно используется заявителем для проведения крупнейших образовательных форумов, которые проводятся при поддержке различных партнеров и спонсоров, таких как "Платформа онлайн-образования SOHO", "Платежная система Meleton Pay" и др. Заявленное обозначение использовалось заявителем и было широко распространено в сети интернет до даты подачи заявки, что свидетельствует о давности и интенсивности использования заявленного обозначения, поскольку интернет не имеет территориальных границ, а информация, размещенная в нем, доступна неопределенному кругу лиц, в связи с чем потребитель воспринимает его как товарный знак заявителя.
На основании изложенного в возражении выражена просьба зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023712970 для всех заявленных товаров и услуг.
На заседании коллегии от 13 мая 2024 были выдвинуты дополнительные основания для отказа в регистрации по пункту 3(1) статьи 1483 Кодекса и предоставлено время заявителя для изложения своих доводов относительно способности заявленного обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно части испрашиваемых товаров и услуг.
Заявителем представлено дополнение к возражению, мотивированное следующими доводами:
- заявленное на регистрацию обозначение в первую очередь направлено на онлайн-обучение, проведение форумов, использование обозначения в сфере бизнеса;
- в отношении всех заявленных товаров и услуг заявленное на регистрацию обозначение воспринимается фантазийно. Заявленное обозначение не способно прямо, без ассоциаций и додумывания, указывать на вид или назначение товаров;
- основные доводы ранее были изложены в самом возражении, где заявителем обосновывается различительная способность обозначения. Таким образом, заявленное обозначение, как не характеризующее товары и услуги в заявленных классах МКТУ, не способно таким образом содержать ложных сведений об оказываемых услугах и производимых товарах, следовательно, не способно однозначно дезориентировать потребителя относительно вида или назначения товаров и услуг. Регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг не противоречит пункту 3 статьи 1483 Кодекса;
- также с целью снятия оснований по пунктам 1 и 3 статьи 1483 Кодекса, которые указаны в качестве оснований для отказа в регистрации, заявителем ранее был скорректирован перечень товаров и услуг заявленных классов;
- экспертиза относит словесный элемент "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" к обозначениям, не обладающим различительной способностью, полагая, что он утратил различительную способность (вошел во всеобщее употребление) в отношении части заявленных товаров и услуг, поскольку использовалось иными лицами до даты приоритета. С таким выводом экспертизы нельзя согласиться. Согласно пункту 1.7 Информационной справки от 05.04.2017 года N СП-23/10, одного факта использования обозначения различными лицами до даты подачи заявки на товарный знак недостаточно для установления ассоциативных связей, которые возникли или могли возникнуть у потребителей в связи с этим обозначением, и, соответственно, для вывода об отсутствии у обозначения различительной способности. Этот факт должен учитываться наряду с другими обстоятельствами по делу, свидетельствующими о формировании или вероятности формирования у потребителей ассоциаций в связи с конкретным обозначением (длительность, интенсивность и др.). Представленные ссылки не подтверждают длительность и интенсивность использования обозначения различными лицами до даты приоритета товарного знака в значении какой-либо конкретной характеристики заявленных товаров и услуг, поскольку длительность и интенсивность могут подтвердить иные фактические сведения (объемы, территории реализации, активная рекламная кампания и т.д.). Таким образом, использование словосочетания "Информационная конференция"/"Инфоконференция" некоторыми лицами до даты приоритета заявленного обозначения не подтверждает то, что обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" утратило различительную способность. В материалах делопроизводства по заявке отсутствуют документально подтвержденные сведения об объемах производства и продаж, сведения о широком круге потребителей, посетивших приведенные в решении и в протоколе коллегии сайты, сведения о посещении сайтов целевыми группами потребителей заявленных к регистрации товаров и услуг. Коллегией представлено в Протоколе только 6 ссылок на источники, в которых использовано обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ". Приведенные 6 ссылок охватывают период в 12 лет, с 2012 года по 2024 год. Такое количество Интернет-ресурсов крайне мало для вывода об отсутствии у обозначения различительной способности в связи с его широким использованием. Сам факт наличия сайтов и размещения на них обозначения "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" не гарантирует и не подтверждает известность размещенного обозначения в качестве видового наименования товара, не свидетельствует о доведении до сведения потребителей информации о производстве и продаже каких-либо товаров вообще и заявленных товаров и услуг, в частности. Не подтверждает, что для адресных групп потребителей заявленное обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" стало видовым наименованием какого-либо товара из перечня заявки или услуги, неразрывно и однозначно связанным с ним;
- следует рассматривать обозначение на предмет признания его не обладающим различительной способностью в отношении конкретных услуг, для которых испрашивается регистрация обозначения, учитывая, что одно и то же обозначение может в отношении одних услуг быть признано описательным, в отношении других - ложным, в отношении третьих - фантазийным;
- в материалах дела не содержится информации о том, для каких именно услуг обозначение не может быть зарегистрировано, несмотря на то, что именно на Роспатенте, отказывающем в государственной регистрации товарного знака по мотиву его несоответствия требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, исходя из применимого законодательства лежит обязанность доказать отсутствие у обозначения различительной способности, в том числе доказать, что конкретное обозначение воспринимается адресной группой потребителей как не обладающий различительной способностью термин. Слово "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" не содержит словарной базы для того, чтобы словосочетание считалось термином. Для этого необходимо его занесение с указанием семантического значения в словари или Интернет-версии словарей, однако, в материалах делопроизводства не содержится ни одной ссылки на официальный источник информации, необходимый для установления охраноспособности элемента.
В связи с изложенным заявителем выражена просьба отменить решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2023712970 и принять решение о регистрации товарного знака по указанной заявке в отношении следующего перечня товаров и услуг:
09 класса МКТУ - книги электронные; магниты; магниты декоративные; оборудование компьютерное; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; публикации электронные загружаемые; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; флэш-накопители USB.
16 - авторучки; альманахи; афиши; плакаты; баннеры бумажные; банты бумажные; белье столовое бумажное; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты с отрывными листами; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; брошюры; буклеты; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага вощеная; бумага для регистрирующих устройств; бумага для рентгеновских снимков; бумага для электрокардиографов; бумага для ящиков шкафов ароматизированная или неароматизированная; бумага из древесной массы; бумага копировальная [канцелярские товары]; бумага офисная; бумага пергаментная; бумага почтовая; бумага рисовая; бумага светящаяся; вывески бумажные или картонные; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; карты коллекционные, за исключением используемых для игр; каталоги; листовки; флаеры; обложки для паспортов; образцы вышивок [схемы]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакетики бумажные; папки для документов; планшеты с зажимом; платки носовые бумажные; подложки-коврики рабочего стола; подносы для корреспонденции; подносы для сортировки и подсчета денег; подставки для графинов бумажные; подставки для книг; подставки для печатей, штемпелей, штампов; подставки для пивных кружек; подставки для ручек и карандашей; подставки для фотографий; подушечки для стирания; полотенца для рук бумажные; приборы письменные; приборы чернильные; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности чертежные; принадлежности школьные; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; репродукции графические; ручки перьевые; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; салфетки бумажные для снятия макияжа; салфетки косметические бумажные; салфетки под столовые приборы бумажные; салфетки столовые бумажные; скатерти бумажные; скоросшиватели неэлектронные; упаковки для бутылок бумажные или картонные; фотогравюры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона.
21 - кружки сувенирные [посуда]; тарелки.
25 - банданы [платки]; варежки; изделия платочно-шарфовые; изделия спортивные трикотажные; изделия трикотажные; куртки [одежда]; куртки из шерстяной материи [одежда]; майки спортивные; маски для лица [одежда], не предназначенные для медицинских или санитарных целей; маски для сна; наушники [одежда]; носки; одежда; одежда верхняя; одежда вышитая; одежда готовая; перчатки [одежда]; платки головные; платки шейные; платочки для нагрудных карманов; повязки для головы [одежда]; пуловеры; свитера; трикотаж [одежда]; уборы головные; футболки; халаты; халаты купальные; шапки бумажные [одежда]; шарфы.
35 - ведение автоматизированных баз данных; изучение рынка; исследования в области бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги по исследованию рынка; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса; услуги магазинов по оптовой, розничной продаже товаров.
38 - вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат аппаратуры для передачи сообщений; прокат времени доступа к Интернету; прокат модемов; прокат оборудования для телекоммуникационной связи; прокат смартфонов; рассылка электронных писем.
41 - академии [обучение]; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; издание книг; исследования в области образования; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; обучение; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация досуга и обеспечение условий для досуга и развлечений; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение развлекательных мероприятий; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация и проведение спортивных мероприятий; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация соревнований по электронным видам спорта; передача знаний и ноу-хау в сфере бизнеса [обучение]; передача ноу-хау [обучение]; переподготовка профессиональная; планирование радио- и телепрограмм; постановка шоу; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление виртуальных онлайн-туров с гидом; предоставление информации в области образования; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление оборудования для участия в ролевых играх с живым действием [LARP]; предоставление обучения и образовательного экзамена для целей сертификации; предоставление онлайн-изображений, не загружаемых; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; проведение экзаменов; производство подкастов; производство фильмов, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; создание фильмов, за исключением рекламных; составление программ встреч [развлечение]; услуги в области воспитания и образования; услуги в области образования; услуги в области организации учебных мероприятий; услуги в области производства кино, аудио- и видеозаписей; услуги в области профессионального образования; услуги в области фотографии; услуги в области электронного спорта; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги видеосъемки с помощью дронов; услуги информационные, относящиеся к 41 классу; услуги культурно-просветительских и зрелищных учреждений; услуги медиатек; услуги образовательные; услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям; услуги по обучению; услуги по организации деловых мероприятий; услуги по организации зрелищных мероприятий; услуги, относящиеся к 41 классу, не включенные в другие группы.
45 - аудит на соответствие законодательству; аудит на соответствие нормативным требованиям; исследования юридические; консультации по вопросам интеллектуальной собственности; контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]; регистрация доменных имен [услуги юридические]; редактирование личной корреспонденции; сбор информации о физических лицах; услуги клубов по организации встреч или знакомств; услуги консьержей; услуги по подготовке юридических документов; услуги по разрешению споров; услуги подмены в очереди; услуги политического лоббирования; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (21.02.2023) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.08.2015, регистрационный N 38572, с датой начала действия 31 августа 2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, свойство, качество, количество, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса (пункт 34 Правил). К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пункте 34 настоящих Правил элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Заявленное обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" по заявке N 2023712970 представляет собой словесный товарный знак, выполненный стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Согласно возражению государственная регистрация товарного знака по заявке N 2023712970 испрашивается в отношении следующего перечня товаров и услуг: 09 класса МКТУ - книги электронные; магниты; магниты декоративные; оборудование компьютерное; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; публикации электронные загружаемые; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; флэш-накопители USB.
16 - авторучки; альманахи; афиши; плакаты; баннеры бумажные; банты бумажные; белье столовое бумажное; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; блокноты для рисования, черчения; блокноты с отрывными листами; браслеты для удерживания письменных принадлежностей; брошюры; буклеты; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага вощеная; бумага для регистрирующих устройств; бумага для рентгеновских снимков; бумага для электрокардиографов; бумага для ящиков шкафов ароматизированная или неароматизированная; бумага из древесной массы; бумага копировальная [канцелярские товары]; бумага офисная; бумага пергаментная; бумага почтовая; бумага рисовая; бумага светящаяся; вывески бумажные или картонные; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; карты коллекционные, за исключением используемых для игр; каталоги; листовки; флаеры; обложки для паспортов; образцы вышивок [схемы]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; открытки почтовые; пакетики бумажные; папки для документов; планшеты с зажимом; платки носовые бумажные; подложки-коврики рабочего стола; подносы для корреспонденции; подносы для сортировки и подсчета денег; подставки для графинов бумажные; подставки для книг; подставки для печатей, штемпелей, штампов; подставки для пивных кружек; подставки для ручек и карандашей; подставки для фотографий; подушечки для стирания; полотенца для рук бумажные; приборы письменные; приборы чернильные; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности чертежные; принадлежности школьные; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; репродукции графические; ручки перьевые; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; салфетки бумажные для снятия макияжа; салфетки косметические бумажные; салфетки под столовые приборы бумажные; салфетки столовые бумажные; скатерти бумажные; скоросшиватели неэлектронные; упаковки для бутылок бумажные или картонные; фотогравюры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; эстампы [гравюры]; этикетки из бумаги или картона.
21 - кружки сувенирные [посуда]; тарелки.
25 - банданы [платки]; варежки; изделия платочно-шарфовые; изделия спортивные трикотажные; изделия трикотажные; куртки [одежда]; куртки из шерстяной материи [одежда]; майки спортивные; маски для лица [одежда], не предназначенные для медицинских или санитарных целей; маски для сна; наушники [одежда]; носки; одежда; одежда верхняя; одежда вышитая; одежда готовая; перчатки [одежда]; платки головные; платки шейные; платочки для нагрудных карманов; повязки для головы [одежда]; пуловеры; свитера; трикотаж [одежда]; уборы головные; футболки; халаты; халаты купальные; шапки бумажные [одежда]; шарфы.
35 - ведение автоматизированных баз данных; изучение рынка; исследования в области бизнеса; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации по управлению персоналом; консультации профессиональные в области бизнеса; стратегий связей с общественностью; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг в части публикаций программного обеспечения; маркетинг влияния; маркетинг целевой; менеджмент в области творческого бизнеса; написание текстов рекламных сценариев; обзоры печати; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; онлайн-сервисы розничные для скачивания предварительно записанных музыки и фильмов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; подготовка исследований рентабельности бизнеса; подготовка платежных документов; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь административная в вопросах тендера; помощь в управлении бизнесом; помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление информации телефонных справочников; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; пресс-службы; проведение аукционов; проведение коммерческих мероприятий; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; производство программ телемагазинов; производство рекламных фильмов; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; расклейка афиш; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов прямая почтовая; регистрация данных и письменных сообщений; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы корпоративных коммуникаций; службы по связям с прессой; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; составление информационных индексов в коммерческих или рекламных целях; составление налоговых деклараций; составление отчетов о счетах; телемаркетинг; управление бизнесом временное; управление внешнее административное для компаний; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги консалтинговые для бизнеса по цифровой трансформации; услуги консультационные по управлению бизнесом; услуги лидогенерации; услуги по исследованию рынка; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги рекламные по созданию фирменного стиля для третьих лиц; услуги секретарские; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги стенографистов; услуги субподрядные [коммерческая помощь]; услуги телефонных ответчиков для отсутствующих абонентов; услуги фотокопирования; услуги экспертные по повышению эффективности бизнеса; услуги магазинов по оптовой, розничной продаже товаров.
38 - вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа к базам данных; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в Интернете; передача видео по запросу; передача подкастов; передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; предоставление информации в области телекоммуникаций; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат аппаратуры для передачи сообщений; прокат времени доступа к Интернету; прокат модемов; прокат оборудования для телекоммуникационной связи; прокат смартфонов; рассылка электронных писем.
41 - академии [обучение]; бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; издание книг; исследования в области образования; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; монтирование теле-и радиопрограмм; написание теле- и киносценариев; обучение; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; обучение при помощи симуляторов; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация досуга и обеспечение условий для досуга и развлечений; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение развлекательных мероприятий; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация и проведение спортивных мероприятий; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация костюмированных представлений для развлечений; организация соревнований по электронным видам спорта; передача знаний и ноу-хау в сфере бизнеса [обучение]; передача ноу-хау [обучение]; переподготовка профессиональная; планирование радио- и телепрограмм; постановка шоу; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление виртуальных онлайн-туров с гидом; предоставление информации в области образования; предоставление незагружаемых телевизионных программ через сервисы "видео по запросу"; предоставление незагружаемых фильмов через сервисы "видео по запросу"; предоставление оборудования для участия в ролевых играх с живым действием [LARP]; предоставление обучения и образовательного экзамена для целей сертификации; предоставление онлайн-изображений, не загружаемых; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; проведение экзаменов; производство подкастов; производство фильмов, за исключением рекламных; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; создание фильмов, за исключением рекламных; составление программ встреч [развлечение]; услуги в области воспитания и образования; услуги в области образования; услуги в области организации учебных мероприятий; услуги в области производства кино, аудио- и видеозаписей; услуги в области профессионального образования; услуги в области фотографии; услуги в области электронного спорта; услуги видеомонтажа мероприятий; услуги видеосъемки с помощью дронов; услуги информационные, относящиеся к 41 классу; услуги культурно-просветительских и зрелищных учреждений; услуги медиатек; услуги образовательные; услуги образовательные, предоставляемые помощниками по особым потребностям; услуги по обучению; услуги по организации деловых мероприятий; услуги по организации зрелищных мероприятий; услуги, относящиеся к 41 классу, не включенные в другие группы.
45 - аудит на соответствие законодательству; аудит на соответствие нормативным требованиям; исследования юридические; консультации по вопросам интеллектуальной собственности; контроль в области интеллектуальной собственности для юридических лиц; лицензирование программного обеспечения [услуги юридические]; регистрация доменных имен [услуги юридические]; редактирование личной корреспонденции; сбор информации о физических лицах; услуги клубов по организации встреч или знакомств; услуги консьержей; услуги по подготовке юридических документов; услуги по разрешению споров; услуги подмены в очереди; услуги политического лоббирования; услуги юридические, связанные с согласованием договоров для третьих лиц; услуги юридического наблюдения.
Анализ заявленного обозначения на соответствие его требованиям законодательства показал следующее.
Заявленное обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ", как справедливо указано экспертизой, является сложносоставным словом, первая часть которого "ИНФО" является транслитерацией английского слова "info" ("info" в переводе на русский язык означает "информация, информационный" (см., Яндекс. Словари, например, www/translate.ru); "КОНФЕРЕНЦИЯ" - 1. Собрание, совещание представителей каких-н. государств, научных, общественных, учебных организаций для обсуждения каких-н. особых вопросов. Партийная конференция. Международная конференция. Конференция по разоружению. Воздушная конференция (по вопросам воздухоплавания и авиации). Мирная конференция. Морская конференция. 2. Совет профессоров или членов какой-н., преимущ. ученой, организации с постоянными административными функциями. Конференция Академии наук. Профессорская конференция (см. Большой словарь иностранных слов. - Издательство "ИДДК", 2007). Конференция - это собрание или совещание представителей разных профессий, бизнеса и организаций для обсуждения выбранных тем, собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов. Синонимами слова конференция являются совещание, собрание, летучка, сход, съезд, конгресс, слет, сбор, форум, ассамблея, собор, сессия, заседание, пленум (см. Яндекс. Словари).
В данном случае заявленное обозначение образовано путем сокращения слова "ИНФОРМАЦИОННАЯ" до "ИНФО" и слиянием со словом "КОНФЕРЕНЦИЯ". Ссылка заявителя на тот факт, что словесные элементы "ИНФО" и "КОНФЕРЕНЦИЯ" имеют также иные смысловые значения в соответствии со словарно-справочными источниками информации, поскольку наличии у указанных словесных элементов иных значений не опровергает вывод о наиболее возможном толковании заявленного обозначения, приведенного выше.
С учетом вышеуказанных смысловых значений обозначение "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" относится к обозначениям, характеризующим часть заявленных товаров и услуг, поскольку указывает на их вид, свойства и назначение, в связи с чем не обладает различительной способностью в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса и пунктом 34 Правил. Как справедливо отмечено в возражении, оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса производится исходя из восприятия этого обозначения рядовым, средним потребителем соответствующих товаров и услуг в Российской Федерации, для индивидуализации которых испрашивается регистрация обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания).
В результате анализа восприятия заявленного обозначения с учетом его смыслового значения применительно к испрашиваемому перечню товаров и услуг коллегия установила следующее.
В связи с установленным смысловым значением обозначения "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" для услуг 41 класса МКТУ "организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение образовательных форумов невиртуальных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов" заявленное обозначение признано описательной характеристикой услуг, указывающих на их вид и свойства. При этом следует отметить, что, как было указано ранее, конгрессы, форумы, семинары и симпозиумы - это синонимы понятия "конференция" и, кроме того, услуги по проведению этих мероприятий однородны услугам по проведению конференций.
Что касается остальных испрашиваемых услуг 41 и всех услуг 35, 38 и 45 классов МКТУ, то в отношении этих услуг заявленное обозначение является ложным указанием на вид и свойства услуг, поскольку они представляют собой услуги иного вида и рода - услуги в области воспитания и образования, культурно-просветительные и развлекательные услуги, услуги в области рекламы, продвижения товаров, услуги предприятий торговли, услуги в области организации и управления бизнесом, офисная служба, телекоммуникационные услуги, юридические услуги и др.
В отношении испрашиваемых товаров 09 класса МКТУ "книги электронные; оборудование компьютерное; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; публикации электронные загружаемые; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые; флэш-накопители USB" заявленное обозначение является либо характеризующим указанные товары, если они предназначены для организации и проведения конференций, либо является ложным указанием на их назначение, в случае, если эти товары никоим образом не связаны с указанными услугами. То же самое относится и к части товаров 16 класса МКТУ, а именно "альманахи; афиши; плакаты; баннеры бумажные; билеты; брошюры; буклеты; вывески бумажные или картонные; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; каталоги; листовки; флаеры" проспекты; печатная продукция".
Таким образом, в отношении части товаров 09, 16 и всех услуг 35, 38, 41 и 45 классов МКТУ заявленное обозначение не удовлетворяет требованиям пунктов 1 и 3(1).
Что касается другой части товаров 09, 16 и всех испрашиваемых товаров 21 и 25 классов МКТУ, то в отношении указанных товаров заявленное обозначение признано фантазийным и соответствует требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
В отношении довода заявителя о том, что заявленное обозначение никем не используется на рынке и является фантазийным, коллегия отмечает, что в результате анализа сведений, полученных из сети Интернет, выявлено использование слов "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"/"ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" также другими участниками рынка как на стадии проведения экспертизы заявленного обозначения (см., например, https://chelyabinsk.er.ru/activity/news/informacionnaya-konferenciya, дата публикации 27 февраля 2016, https://rirorzn.ru/publication/professionalnoe-obrazovanie-npo-i-spo/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-informatsionnoy-konferentsii-/, от 15 января 2017, https://www.fpso.ru/information/events/12538/ от 17 февраля 2023, https://xn--2-stbf.xn--p1ai/novosti-and-sobytiya/novosti-i-sobytiya/?show=123 от 24 сентября 2021, https://vogu35.ru/news/7693-informatsionnaya-konferentsiya-otdeleniya-rio-i-vologodskikh-uchitelej-istorii-proshla-v-vogu от 11 декабря 2020), так и при рассмотрении возражения коллегией (https://epavlova.ru/infoconferenciya-2013/; https://forpm.ru; https://info2Gis/ru/mini/company/news/2gis/priglashaet/posetit-infoconferenciyu; https://it-events.com/; https://o-zarabotkeonline.ru/poezdka-na-infoconferenciyu-2018) в отношении однородных услуг. Указанные общедоступные сведения являются дополнительным подтверждением вывода коллегии об отсутствии различительной способности и описательном характере заявленного обозначения.
Также коллегия отмечает, что довод возражения о том, что заявитель по заявке N 2023712970 широко известен на рынке онлайн-образования и образовательных проектов и что заявленное обозначение давно и интенсивно используется заявителем для проведения крупнейших образовательных форумов, не содержит документального подтверждения в материалах возражения.
Поскольку документы, доказывающие приобретенную различительную способность заявленного обозначения в результате его длительного и интенсивного использования для конкретной части заявленных услуг, заявителем не были представлены в материалы административного дела, оснований для регистрации заявленного обозначения "ИНФОКОНФЕРЕНЦИЯ" в отношении всех испрашиваемых товаров и услуг, у коллегии не имеется.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, коллегия не находит оснований для отмены решения Роспатента для части товаров 09, 16 и всех услуг 35, 38, 41, 45 классов МКТУ, в отношении которых испрашивалась регистрация товарного знака.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 16.02.2024, отменить решение Роспатента от 24.01.2024 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2023712970.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 13 августа 2024 г. по заявке N 2023712970/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru