Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 августа 2024 г. по заявке N 2022757376/33
Заявка: |
2022757376/33 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
21.12.2023 |
Дата коллегии: |
10.06.2024 |
Дата утверждения: |
09.08.2024 |
Заявитель: |
ИП Симаков Евгений Михайлович |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261, рассмотрела поступившее 21.12.2023 возражение индивидуального предпринимателя Симакова Евгения Михайловича (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2022757376, при этом установила следующее.
Регистрация обозначения "" в качестве товарного знака по заявке N 2022757376 с датой поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от 18.08.2022 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 20 класса МКТУ, указанных в заявке.
Решение Роспатента от 25.08.2023 об отказе в государственной регистрации товарного знака было принято на основании несоответствия товарного знака требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается в заключении по результатам экспертизы следующим.
Входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" в отношении заявленных товаров 20 класса МКТУ не обладает различительной способностью и являются неохраняемыми на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, на что указал заявитель в материалах заявки.
Кроме того, входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "STEND" ((в пер. с англ. - стенд) - щит, стойка, на которых крепятся и выставляются для обозрения какие-л. экспонаты, газеты, таблицы и т.п./см. Интернет-переводчики: https://translate.yandex.ru/, https://translate.google.com/?hl=ru, Интернет-словари: Энциклопедический словарь. 2009., Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф. Ефремова. 2000 и др. на https://dic.academic.ru) в отношении части заявленных товаров 20 класса МКТУ (а именно: витрины [мебель]; подставки [мебель]; подставки для книг [мебель]; прилавки [столы]) не обладает различительной способностью и является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на вид товара.
Также экспертизой указано, что заявленное обозначение со словесным элементом "STEND" в отношении другой части товаров 20 класса МКТУ не может быть зарегистрировано, поскольку будет вводить потребителя в заблуждение относительно вида товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением в поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) возражении, доводы которого сводятся к следующему.
Вопреки мнению Роспатента, обозначение не характеризует заявленные товары, не указывает на вид заявленных товаров, а является фантазийным. Оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса производится исходя из восприятия этого обозначения рядовыми, средними потребителями - адресатами товаров, для индивидуализации которых испрашивается правовая охрана обозначения, в отношении конкретных товаров. (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. N 300-ЭС19-12932 по делу N СИП-691/2018). В данном случае слово "STEND" очевидно не воспринимается как указание на стойку или сам стенд для печатной продукции, на это указывают, в частности, неохраняемые элементы.
Из заявленного на регистрацию перечня товаров 20 класса МКТУ: буфеты; вешалки для одежды [мебель]; витрины [мебель]; дверцы для мебели; диваны; картотеки [мебель]; кресла; кресла парикмахерские; кресла раздвижные легкие; кровати; кровати деревянные; кроватки детские; мебель; мебель металлическая; мебель офисная; мебель школьная; основания для кроватей; перегородки для мебели деревянные; перегородки отдельно стоящие [мебель]; подголовники [мебель]; подставки [мебель]; подставки для книг [мебель]; полки [мебель]; полки для библиотек; полки для картотечных шкафов; полки для мебели; полки для тарелок [мебель]; полотенцедержатели [мебель]; прилавки [столы]; сиденья металлические; скамьи [мебель]; софы; столики на колесиках для компьютеров [мебель]; столики рабочие на колени; столики туалетные; столики умывальные [мебель]; столы; столы для пишущих машин; столы пильные [мебель]; столы письменные; столы рабочие портативные; столы сервировочные; столы сервировочные на колесиках [мебель]; столы чертежные; стулья [сиденья]; стулья высокие для младенцев; табуреты; табуреты для ванных комнат; тележки [мебель]; ширмы [мебель]; шкафы для документов; шкафы для раздевалок; шкафы для хранения пищевых продуктов; шкафы книжные; шкафы кухонные; шкафы платяные; шкафы стенные; ящики выдвижные мебельные; ящики для игрушек; ящики с перегородками для бутылок, не следует, что слово "STEND" указывает на вид таких товаров как щит, стойка, на которых крепятся и выставляются для обозрения какие-л. экспонаты, газеты, таблицы и т.п.
В частности, в Толковом словаре С.Н. Ожегова витрина имеет следующее значение: "Витрина - место за окном магазина, шкаф или ящик под стеклом для показа разных предметов, товаров"; "Подставка - приспособление, на которое что-нибудь ставят"; "Прилавок - род узкого, закрытого спереди стола в магазине, отделяющего полки с товарами и продавцов от покупателей, а также стол для продажи товаров на рынке". Стенд в толковом словаре С.Н. Ожегова имеет следующее значение: "Стенд - 1. То же, что щит. 2. Устройства для сборки или испытаний машин, механизмов (спец.). 3. Стрелковый охотничий тир (устар.), а также площадка для спортивной ружейной стрельбы (спец.)". Как видно, из толкования указанных слов не усматривается, что заявленное обозначение относится к характеризующим товары элементам, в частности, простым наименованиям товаров; обозначениям категории качества товаров; указанию свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указанию материала или состава сырья; указанию веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данных по истории создания производства; видовым наименованиям предприятий; адресам изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначениям, состоящим частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
Заявитель (ИП Симаков Е.М.) является правообладателем комбинированного товарного знака "Стендмебель" по свидетельству N 829270 от 20.09.2021, приоритет 04.02.2021. Под брендом "Стендмебель" продаются товары на маркетплейсах и в онлайн-магазинах:
https://www.wildberries.ru/brands/stendmebel;
https://www.ozon.ru/brand/stendmebel-84307339/;
https://4nozhki.ru/stendmebel/penza/;
https://meb-online.ru/works/stendmebel/;
https://nonton.ru/manufacturers/stendmebel/;
https://hypermarketmebel.ru/manufacturers/stendmebel/;
https://penza.yourroom.ru/brends/stendmebel.
Выступающий под брендом "Стендмебель" (https://www.stendmebel.ru/about/) производитель мебели "на слуху" у обычных потребителей и продавцов мебели. Представительства мебельной компании "Стендмебель" находятся в Московской области, в г. Мытищи, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Набережные Челны, г. Липецк, г. Воронеж, г. Тула, г. Ярославль, г. Пятигорск, г. Самара, г. Белгород, г. Курск, г. Нижний Новгород (http://www.stendmebel.ru/contacts/). В процессе использования товарного знака ИП Симаковым Е.М. было принято решение ребрендинга товарного знака для простоты восприятия потребителем и удобства использования. Именно это и было сделано - слово "Стендмебель" сокращено до "Стенд", только в латинском исполнении. При этом был применен стилизованный шрифт и графические элементы, являющиеся более запоминающимися и узнаваемыми в деятельности заявителя. Заявитель как участник ООО "Стендмебель" и один из авторов заявленного обозначения заинтересован в юридической регистрации и защите своего товарного знака, поскольку развитие, масштабирование и продвижение ООО "Стендмебель" является результатом непосредственного прямого вклада заявителя как его участника, что и обеспечило узнаваемость заявленного обозначения в восприятии потребителей. Ввиду указанных обстоятельств заявляемое обозначение приобрело различительную способность в связи с использованием в гражданском обороте и является узнаваемым широким кругом потребителей.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что заявленное обозначение обладает различительной способностью и выполняет свою основную функцию - индивидуализирует товары, для маркировки которых оно предназначено. Кроме того, критерии отсутствия различительной способности, указанные в пункте 1 статьи 1483 Кодекса, могут быть обобщены следующим образом: заявленное на регистрацию обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака в случае, если такое обозначение необходимо использовать в аналогичной хозяйственной деятельности неограниченному кругу лиц.
На основании изложенного в возражении выражена просьба зарегистрировать обозначение по заявке N 2022757376 в отношении всех товаров 20 класса МКТУ, указанных в заявке.
В дополнение к возражению было приложено заключение N 15-2024 от 31.01.2024 г., подготовленное по результатам социологического опроса потребителей ФГБУН Института социологии ФНИСЦ РАН.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих, коллегия установила следующее.
С учетом даты (18.08.2022) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Минюсте РФ 18.08.2015, регистрационный N 38572, с датой начала действия 31 августа 2015 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, свойство, качество, количество, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
В ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса (пункт 34 Правил). К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пункте 34 настоящих Правил элементы могут быть включены в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Заявленное обозначение "" по заявке N 2022757376 представляет собой комбинированный товарный знак, состоящий из горизонтально ориентированного прямоугольника, разомкнутого в его нижней части, в которой расположен словесный элемент "МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ". Внутри прямоугольника выполненные оригинальным шрифтом буквы "ST" и "ND", между которыми размещен изобразительный элемент в виде трех параллельных отрезков прямой линии.
Согласно возражению государственная регистрация товарного знака по заявке N 2022757376 испрашивается в отношении товаров 20 класса МКТУ - буфеты; вешалки для одежды [мебель]; витрины [мебель]; дверцы для мебели; диваны; картотеки [мебель]; кресла; кресла парикмахерские; кресла раздвижные легкие; кровати; кровати деревянные; кроватки детские; мебель; мебель металлическая; мебель офисная; мебель школьная; основания для кроватей; перегородки для мебели деревянные; перегородки отдельно стоящие [мебель]; подголовники [мебель]; подставки [мебель]; подставки для книг [мебель]; полки [мебель]; полки для библиотек; полки для картотечных шкафов; полки для мебели; полки для тарелок [мебель]; полотенцедержатели [мебель]; прилавки [столы]; сиденья металлические; скамьи [мебель]; софы; столики на колесиках для компьютеров [мебель]; столики рабочие на колени; столики туалетные; столики умывальные [мебель]; столы; столы для пишущих машин; столы пильные [мебель]; столы письменные; столы рабочие портативные; столы сервировочные; столы сервировочные на колесиках [мебель]; столы чертежные; стулья [сиденья]; стулья высокие для младенцев; табуреты; табуреты для ванных комнат; тележки [мебель]; ширмы [мебель]; шкафы для документов; шкафы для раздевалок; шкафы для хранения пищевых продуктов; шкафы книжные; шкафы кухонные; шкафы платяные; шкафы стенные; ящики выдвижные мебельные; ящики для игрушек; ящики с перегородками для бутылок.
Анализ заявленного обозначения на соответствие его требованиям законодательства показал следующее.
Словесный элемент "МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", входящий в состав заявленного обозначения, является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса как не обладающий различительной способностью, что в возражении не оспаривается.
Заявленное обозначение также содержит в своем составе словесный элемент, который воспринимается как обозначение "STEND", выполненное оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита, что подтверждается и доводами возражения. При этом следует отметить, что указанный словесный элемент не обнаруживается в общедоступных словарных источниках в значении "стенд", указанном в заключении экспертизы, и не является лексической единицей английского языка. Слово "стенд" в английском языке пишется как "stand".
Если рассматривать словесный элемент "STEND" как транслитерацию латинскими буквами русского слова "СТЕНД", то у этого слова имеется несколько значений, в частности, как указано в Большом российском энциклопедическом словаре, Стенд - это щит, стойка для размещения экспонатов выставки, газет, таблиц и т.д.; специальная установка для сборки или испытания машин, приборов и т.д.; спортивная площадка для стендовой стрельбы, https://reword.su/online/.
С учетом смысловых значений этого слова нельзя сделать вывод о том, что словесный элемент "СТЕНД" или "STEND" является прямым указанием на вид части испрашиваемых товаров (витрины [мебель]; подставки [мебель]; подставки для книг [мебель]; прилавки [столы]), как указано экспертизой, поскольку это не щит и не стойка для выставочных экспонатов, не испытательный или стрелковый стенд, а совершенно определенные предметы мебели, относящиеся к 20 классу МКТУ. Кроме того, обозначение "STEND" выполнено в оригинальном графическом решении, в котором фактически отсутствует буква "E" как таковая (вместо нее три параллельных отрезка), а также это обозначение композиционно связано в знаке со словесным обозначением "МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", что никак не позволяет воспринимать обозначение как указание на какой-либо вид товара.
Таким образом, анализ заявленного обозначения показал, что оно не указывает прямо на какие-либо характеристики товаров 20 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, что позволяет признать его фантазийным обозначением.
Кроме того, на имя заявителя зарегистрирован товарный знак со словесным элементом "Стендмебель" по свидетельству N 829270, в том числе в отношении тех же товаров 20 класса МКТУ, что и в заявленном перечне.
Учитывая изложенное, коллегия пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для признания словесного элемента "STEND" обозначением, не обладающим различительной способностью, поскольку оно не является указанием на какие-либо характеристики товаров 20 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака по заявке N 2022757376. Следовательно, заявленное обозначение не является описательной характеристикой испрашиваемых товаров, необходимой для использования различными лицами при производстве товаров на российском потребительском рынке товаров и услуг.
Фантазийный характер заявленного обозначения свидетельствует об отсутствии оснований для применения к обозначению требований подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Также коллегией были приняты во внимание результаты опроса адресной группы потребителей (совершеннолетних потребителей мебели), проведенного Лабораторией социологической экспертизы Института социологии ФНИСЦ РАН, представленные заявителем в материалы административного дела. Согласно результатам исследования подавляющее большинство респондентов (85%) не может назвать какие-либо характеристики товаров, маркируемых заявленным обозначением, при этом 83% полагают, что заявленное обозначение не указывает на вид товара, 89% опрошенных считают, что обозначение способно индивидуализировать товары, при этом 65% полагают, что по обозначению можно определить компанию, использующую это обозначение. Также подавляющее большинство респондентов (90%) полагают, что обозначение принадлежит одной компании, а преимущественный ассортимент продаваемых товаров под тестируемым обозначений - мебель, на что указало 67% респондентов.
Принимая во внимание все указанные обстоятельства, коллегия не находит оснований для признания заявленного обозначения не соответствующим требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 21.12.2023, отменить решение Роспатента от 25.08.2023 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2022757376.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 августа 2024 г. по заявке N 2022757376/33
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru