Решение Приморского краевого суда
от 26 октября 2017 г. по делу N 3а-191/17
Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы Находкинского городского округа к Думе Находкинского городского округа о признании решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" недействующим, Устава Находкинского городского округа недействующим в части,
установил:
Решением Думы Находкинского городского округа от 18 мая 2005 года N 390 утвержден Устав Находкинского городского округа.
27 января 2017 года Думой Находкинского городского округа принято решение N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", которое опубликовано 28 июля 2017 года в газете "Находкинский рабочий" N 102 (12867).
Указанным решением внесены дополнения в статью 32 Устава Находкинского городского округа, которая определяет компетенцию главы Находкинского городского округа.
Так, статья 32 Устава дополнена частью 2.1, а часть 2 статьи 32 Устава дополнена пунктами 13.2 - 13.5, следующего содержания "Глава Находкинского городского округа как руководитель администрации:
13.2) организует и осуществляет руководство мобилизационной подготовкой муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, расположенных на территории Находкинского городского округа;
13.3) организует осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Находкинского городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являясь по должности руководителем территориальной и гражданской обороны Находкинского городского округа;
13.4) участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Находкинского городского округа;
13.5) обеспечивает выполнение администрацией Находкинского городского округа нормативных правовых актов Думы Находкинского городского округа.
2.1. Для реализации полномочий, установленных действующим законодательством о государственной тайне, глава Находкинского городского округа обязан оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.".
Глава Находкинского городского округа обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным представителем Ким В.С. в ходе рассмотрения дела, о признании недействующими с момента принятия: решение Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа"; пункты 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 части 2 статьи 32; часть 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа. В обоснование заявленных требований сослался на несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Закону Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральному закону "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63, Уставу Находкинского городского округа, решению Думы Находкинского городского округа N 648-Р. По существу указал, что процедура публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства и нормативных правовых актов Думы Находкинского городского округа. Так, в решении Думы Находкинского городского округа от 10 ноября 2016 года N 1018 о назначении публичных слушаний не обозначен вопрос, выносимый на публичные слушания, а именно информация о содержании вносимых изменений в Устав Находкинского городского округа, не раскрыта, и не доведена до сведения неопределенного круга лиц. В нарушение части 2 статьи 5 решения Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р оргкомитет на момент принятия оспариваемого решения действовал в неправомочном и незаконном составе. Так, в Находкинском городском округе действовал представительный орган 5 созыва, между тем состав оргкомитета утвержден решением Думы Находкинского городского округа от 30 мая 2007 года N 29, то есть на момент существования Думы Находкинского городского округа 4 созыва. Оргкомитетом не был опубликован проект решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" для ознакомления с ним жителей Находкинского городского округа и других заинтересованных лиц. Результаты публичных слушаний, оформленные решением оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний от 24 января 2017 года N 2, были опубликованы в печатном издании, но без мотивированного обоснования принятого решения. Регистрация оспариваемого нормативного правового акта была произведена Управлением Минюста РФ по Приморскому краю незаконно, поскольку 11 апреля 2017 года решение Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА было им (главой Находкинского городского округа) отозвано, недостающие для государственной регистрации документы им в адрес Управления не направлялись. Кроме этого, Дума Находкинского городского округа вышла за рамки установленных ей полномочий, возложив на главу Находкинского городского округа обязанность по оформлению допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну, поскольку вопросы, связанные с обеспечением защиты государственной тайны, могут быть предметом правового регулирования нормативных правовых актов только федеральных органов государственной власти.
В судебном заседании представители главы Находкинского городского округа Ким В.С. и Осипова Н.А. поддержали уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, уточнении исковых требований. Дополнительно пояснили, что Дума Находкинского городского округа вышла за пределы своих полномочий, возложив на главу Находкинского городского округа, обязанность оформить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Главой Находкинского городского округа Гореловым А.Н. несколько раз был подготовлен и направлен в компетентный орган пакет документов, необходимый для оформления допуска в государственной тайне. Однако в оформлении такого допуска ему было отказано. Устав Находкинского городского округа в оспариваемой редакции не соответствует требованиям Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель Думы Находкинского городского округа Сомова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ранее представила письменные возражения на иск. По существу указала, что полномочия оргкомитета, действовавшего на основании решения Думы Находкинского городского округа, в редакции решения от 16 декабря 2014 года N 568, не были прекращены на момент организации и проведения публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа". Информация о содержании вносимых в Устав Находкинского городского округа изменениях, о проведении публичных слушаний и порядке участия граждан в их проведении была заблаговременно доведена до сведения неопределенного круга лиц. Так, решения Думы Находкинского городского округа от 10 ноября 2016 года N 1017 "О принятии в первом чтении проекта решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", N 1018 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", N 1019-НПА "О порядке учета предложений по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" и участия граждан в его обсуждении" были опубликованы 24 ноября 2016 года в газете "Находкинский рабочий" N 29 (151) и размещены на сайте Думы Находкинского городского округа в разделе "Нормотворчество". Результаты публичных слушаний были опубликованы в газете "Находкинский рабочий" 26 января 2017 года N 3 (159). Мотивированным обоснованием принятого оргкомитетом решения является ссылка в преамбуле решения оргкомитета от 24 января 2017 года N 2 на нормы нормативных правовых актов, в силу которых оргкомитетом были проведены публичные слушания и опубликованы их результаты. Решение от 27 января 2017 года N 1071-НПА было отправлено главе Находкинского городского округа для подписания, которое было им отклонено 3 февраля 2017 года. 13 февраля 2017 года решение было повторно рассмотрено Думой Находкинского городского округа и одобрено в ранее принятой редакции. Оспариваемый нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию в Управление Минюста РФ по Приморскому краю на основании документов, представленных главой Находкинского городского округа и Думой Находкинского городского округа. Обязанность главы Находкинского городского округа оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законодательством тайну, была закреплена в Уставе Находкинского городского округа в целях защиты прав и законных интересов муниципального образования.
Глава Находкинского городского округа Горелов А.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил.
Выслушав объяснения представителей главы Находкинского городского округа Ким В.С. и Осиповой Н.А., возражения представителя Думы Находкинского городского округа Сомовой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Познер И.А., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части в суд может обратиться глава муниципального образования, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Дума Находкинского городского округа является представительным органом местного самоуправления (статья 23 Устава Находкинского городского округа).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 указанного Устава, к исключительной компетенции Думы Находкинского городского округа относится принятие Устава Находкинского городского округа и внесение в него изменений и дополнений.
В судебном заседании установлено, что по результатам рассмотрения проекта решения Думы Находкинского городского округа, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы депутатом Думы Находкинского городского округа Пилипенко М.М., 10 ноября 2016 года Думой Находкинского городского округа вынесено решение N 1017 "О принятии в первом чтении проекта решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 части 5 статьи 15 Устава Находкинского городского округа на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Порядок организации и проведения публичных слушаний в Находкинском городском округе определен решением Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р "О положении об организации и проведении публичных слушаний в Находкинском городском округе" (далее - решение Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р). В настоящее время действует редакция решения Думы Находкинского городского округа от 28 сентября 2017 года N 18-НПА.
Согласно части 5 статьи 4 решения Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р в решении о назначении публичных слушаний указываются: сведения об инициаторах публичных слушаний; вопрос, выносимый на публичные слушания; дата, время и место проведения публичных слушаний; сроки подачи в оргкомитет предложений по вопросам, выносимым на публичные слушания.
По вопросам публичных слушаний, за исключением вопросов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 настоящего Положения, организует и проводит публичные слушания оргкомитет (часть 1 статьи 5 решения Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 5 статьи 5" имеется в виду "пунктом 5 статьи 2"
В силу части 2 статьи 5 данного Положения (в редакции решения Думы Находкинского городского округа от 27 апреля 2016 года N 878-НПА) оргкомитет создается решением Думы Находкинского городского округа на постоянной основе в количестве 9 человек на срок полномочий Думы Находкинского городского округа. Дума Находкинского городского округа нового созыва создает новый оргкомитет для организации и проведения публичных слушаний. Полномочия оргкомитета предыдущего состава прекращаются в день создания нового состава оргкомитета.
30 мая 2007 года Думой Находкинского городского округа вынесено решение N 29 о создании оргкомитета для организации и проведения публичный слушаний в Находкинском городском округе и утверждении его состава. Указанное решение действует в редакции решения от 16 декабря 2014 года N 568.
В судебном заседании установлено, что полномочия оргкомитета, действовавшего на основании решения Думы Находкинского городского округа, в редакции решения от 16 декабря 2014 года N 568, не прекращены, новый оргкомитет на момент организации и проведения публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" не создавался.
Кроме этого, согласно части 2 статьи 5 Положения (в редакции решения Думы Находкинского городского округа от 28 сентября 2017 года N 18-НПА) оргкомитет создается решением Думы Находкинского городского округа на постоянной основе в количестве 8 человек. Полномочия оргкомитета прекращаются со дня вступления в силу решения Думы Находкинского городского округа об утверждении нового состава оргкомитета.
В силу пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 9 статьи 5 решения Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р оргкомитет организует информирование населения через средства массовой информации о дате, времени и месте проведения публичных слушаний; обеспечивает публикацию перечня вопросов публичных слушаний в средствах массовой информации и размещение полного текста проекта муниципального правового акта на сайте администрации Находкинского городского округа для ознакомления.
10 ноября 2016 года Думой Находкинского городского округа принято решение N 1018 "О назначении публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", которым установлено место (административное здание N 2 администрации Находкинского городского округа по адресу: город Находка, Находкинский проспект, дом 14) и дата, время (24 января 2017 года в 10 часов 00 минут) проведения публичных слушаний; срок подачи в оргкомитет предложений и рекомендаций экспертов до 23 января 2017 года.
Также, 10 ноября 2016 года Думой Находкинского городского округа принято решение N 1019-НПА "О порядке учета предложений по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" и участия граждан в его обсуждении", которым определено, что предложения жителей Находкинского городского округа по проекту решения будут приниматься организационным комитетом для подготовки и проведения публичных слушаний со дня опубликования проекта решения до 23 января 2017 года в рабочие дни с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут по адресу: город Находка, Находкинский проспект, дом 14, кабинет 13.
Вышеуказанные решения Думы Находкинского городского округа от 10 ноября 2016 года были опубликованы 24 ноября 2016 года в газете "Находкинский рабочий" - официально N 29 (151).
В силу части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" по результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 9 решения Думы Находкинского городского округа от 28 июня 2006 года N 648-Р оргкомитет обеспечивает опубликование результатов публичных слушаний в средствах массовой информации, включая мотивированное обоснование принятых решений, не позднее чем через 15 дней со дня их проведения. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для Думы и главы Находкинского городского округа. Председатель оргкомитета информирует Думу Находкинского городского округа и (или) главу Находкинского городского округа о результатах публичных слушаний. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному, рассмотрению Думой Находкинского городского округа или главой Находкинского городского округа.
Результаты публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Устав Находкинского городского округа приняты решением оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний от 24 январе 2017 года N 2, опубликованы в газете "Находкинский рабочий" - официально 26 января 2017 года N 3 (159).
Решением Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1070 приняты к сведению результаты проведения публичных слушаний по проекту решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", принятые решением оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний от 24 января 2017 года N 2, представленные в письме председателя оргкомитета по подготовке и проведению публичных слушаний от 24 января 2017 года.
Таким образом, публичные слушания по проекту оспариваемого решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" проведены оргкомитетом по подготовке и проведению публичных слушаний в правомочном составе и на законных основаниях, а установленный указанным выше законодательством порядок проведения публичных слушаний оргкомитетом был полностью соблюден.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, части 6 статьи 46 Устава Находкинского городского округа устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
На заседании Думы Находкинского городского округа 27 января 2017 года рассмотрен вопрос о внесении изменений в Устав Находкинского городского округа и большинством голосов ("за" - 22 депутата, "против" - 1 депутат) от установленной численности (28 депутатов) путем голосования принято решение о внесении изменений в Устав Находкинского городского округа N 1071-НПА.
В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, частями 5, 6 статьи 47 Устава Находкинского городского округа нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
3 февраля 2017 года главой Находкинского городского округа отклонено и возвращено решение Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", со ссылкой на противоречие законодательству Российской Федерации.
На заседании Думы Находкинского городского округа 13 февраля 2017 года повторно рассмотрено решение Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", принятое Думой Находкинского городского округа 27 января 2017 года и отклоненное главой Находкинского городского округа 3 февраля 2017 года, и принято решение N 1098 об одобрении решения в ранее принятой редакции. Решение Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" направлено главе Находкинского городского округа для подписания.
На основании части 6 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации; нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав; наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.
11 апреля 2017 года от главы Находкинского городского округа в Управление Минюста России по Приморскому краю поступили документы для государственной регистрации решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа".
12 апреля 2017 года Управлением Минюста России по Приморскому краю в адрес главы Находкинского городского округа направлен запрос об истребовании дополнительных документов: протокола заседания Думы Находкинского городского округа от 13 февраля 2017 года N 98, оригинала решения Думы Находкинского городского округа от 13 февраля 2017 года N 1098 по вопросу повторного рассмотрения решения Думы Находкинского городского округа "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа".
По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов, а также дополнительно поступивших из Думы Находкинского городского округа, Управлением Минюста России по Приморскому краю нарушений порядка принятия решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" не выявлено, оснований для возврата документов не установлено, решение зарегистрировано и внесено в Реестр уставов муниципальных образований 18 апреля 2017 года, о чем сообщено Управлением Минюста России по Приморскому краю в письме, направленного главе Находкинского городского округа 4 мая 2017 года.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Решение Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" опубликовано 28 июля 2017 года в газете "Находкинский рабочий" N 102 (12867).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Думой Находкинского городского округа соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.
Согласно части 1 статьи 31 Устава глава Находкинского городского округа является высшим должностным лицом Находкинского городского округа и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Находкинского городского округа выступает от имени администрации Находкинского городского округа без доверенности, руководит работой администрации Находкинского городского округа.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4 этой же статьи).
Так из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа (пункт 7.1); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28); организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа (пункт 31).
Таким образом, обязанности, установленные в пунктах 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 части 2 статьи 32 Устава Находкинского городского округа, обоснованно в силу требований федерального законодательства возложены на главу Находкинского городского округа как руководителя администрации.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующими подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", пунктов 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 части 2 статьи 32 Устава Находкинского городского округа, суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В то же время, заслуживают внимания доводы административного истца о превышении Думой Находкинского городского округа полномочий при закреплении в Уставе Находкинского городского округа обязанности главы Находкинского городского округа оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
Исходя из преамбулы Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1) основной целью законодательного регулирования отношений в области государственной тайны является обеспечение безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
В соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы безопасности отнесены исключительно к ведению Российской Федерации.
В связи с чем, вопросы, связанные с защитой государственной тайны, могут быть предметом правового регулирования нормативных правовых актов исключительно федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 2 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.
Порядок допуска к государственной тайне установлен Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".
Возложив на главу Находкинского городского округа обязанность оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну, Дума Находкинского городского округа вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
При этом суд учитывает, что оспариваемая норма сформулирована таким образом, что невозможно однозначно понять на кого именно (на себя либо на кого-то из сотрудников администрации Находкинского городского округа) глава Находкинского городского округа обязан оформить допуск к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое положение не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование его содержания, носит неопределенный характер, не соответствует действующему федеральному законодательству, а именно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закону РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1, Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2010 года N 63, требования административного истца в части признания недействующим подпункта 2 пункта 1 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа"; а также признания недействующей части 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа в ред. решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА, подлежат удовлетворению. Однако, суд полагает необходимым признать недействующими вышеуказанные положения оспариваемых нормативных правовых актов со дня вступления в законную силу решения суда.
Так, по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года N 19-П, от 11 апреля 2000 года N 6-П, от 18 июля 2003 года N 13-П, от 27 января 2004 года N 11-П).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 27 января 2004 года N 11-П" имеется в виду "от 27 января 2004 года N 1-П"
Кроме этого, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178 - 180, 188 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
Административное исковое заявление главы Находкинского городского округа к Думе Находкинского городского округа о признании решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа" недействующим, Устава Находкинского городского округа недействующим в части - удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт 2 пункта 1 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа".
Признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда часть 2.1 статьи 32 Устава Находкинского городского округа, утвержденного решением Думы Находкинского городского округа от 18 мая 2005 года N 390, в редакции решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА.
В удовлетворении административных исковых требований в части признания недействующими подпункта 1 пункта 1 и пункта 2 решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА "О внесении изменений в Устав Находкинского городского округа", пунктов 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 части 2 статьи 32 Устава Находкинского городского округа, утвержденного решением Думы Находкинского городского округа от 18 мая 2005 года N 390, в редакции решения Думы Находкинского городского округа от 27 января 2017 года N 1071-НПА - отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании представительного органа местного самоуправления Находкинского городского округа.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст настоящего решения приводится без подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 26 октября 2017 г. по делу N 3а-191/17
Текст решения официально опубликован не был