Решение Приморского краевого суда
от 8 августа 2018 г. по делу N 3а-168/18
Приморский краевой суд в составе:
судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Общества с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис" к департаменту по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края о признании постановления департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Абсолют-Сервис" на период с 2016 по 2018 годы" незаконным и возложить обязанности,
установил:
департаментом по тарифам Приморского края 5 ноября 2015 года принято постановление N 47/10 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис" (далее - ООО "Абсолют-Сервис") на период с 2016 по 2018 годы" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10), которое официально опубликовано в издании "Приморская газета" 13 ноября 2015 года N 130 (1148).
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Абсолют-Сервис" на период с 2016 по 2018 годы" (далее - постановление департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17) внесены изменения, в том числе в приложение N 4 (Тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Абсолют-Сервис", находящихся на территории Веденкинского сельского поселения на период регулирования с 2016 по 2018 годы).
Данное постановление официально опубликовано в издании "Приморская газета" 15 ноября 2017 года N 136 (1474).
ООО "Абсолют-Сервис" обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановление департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 в части не включения в необходимую валовую выручку расчётной предпринимательской прибыли, обязать департамент по тарифам Приморского края включить в необходимую валовую выручку в отношении котельной, расположенной по улице Малая Веденка, Веденкинского сельского поселения, Дальнереченского муниципального района, Приморского края расчётную предпринимательскую прибыль на 2018 год в размере - 177935 рублей. В обоснование заявленных требований указало, что постановлением департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10 установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Абсолют-Сервис" на период с 2016 по 2018 годы. Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 для потребителей ООО "Абсолют-Сервис" в отношении котельной, расположенной по улице Малая Веденка, Веденкинского сельского поселения, Дальнереченского муниципального района, Приморского края определена необходимая валовая выручка и тариф на тепловую энергию на 2018 год. При установлении указанных показателей, в нарушение пунктов 35, 49 Методических указаний, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Приказ ФСТ от 13 июня 2013 года N 760-э), которые требование о заявительном характере расчётной предпринимательской прибыли не содержат, в необходимую валовую выручку не включена расчётная предпринимательская прибыль. Считает, что основания, предусмотренные пунктом 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075) для отказа во включении расчётной предпринимательской прибыли в необходимую валовую выручку отсутствуют. ООО "Абсолют-Сервис" не является ни государственным, ни муниципальным предприятием, владеет котельной, расположенной по улице Малая Веденка, Веденкинского сельского поселения, Дальнереченского муниципального района, Приморского края на основании договора аренды нежилого здания от 6 февраля 2015 года N 6, который заключён на срок 10 лет. Договор административным ответчиком не оспорен, принят в качестве правоустанавливающего документа на пользование объектом теплоснабжения, на основании которого был утверждён тариф, кроме того, данная котельная органом местного самоуправления не включалась в перечень объектов, в отношении которых планировалось заключение концессионного соглашения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ). Договор аренды от 6 февраля 2015 года N 6 прошёл государственную регистрацию 2 июля 2015 года и в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ) является действующим до истечения срока действия.
До рассмотрения административного дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Представитель административного истца ООО "Абсолют-Сервис" в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом.
Представитель департамента по тарифам Приморского края - Степаненко О.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, указанным в представленных возражениях, по существу пояснила, что при установлении тарифов на 2016 год (первый год долгосрочного периода регулирования) общество не заявляло требований по включению расчётной предпринимательской прибыли в расчёт необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования. Также регулируемая организация не заявляла о включении расчётной предпринимательской прибыли в расчёт необходимой валовой выручки и при корректировках тарифов на 2017 и 2018 годы. Более того, в департамент обществом направлялось письмо о том, что административный истец считает требование департамента о представлении документов для корректировки тарифов нарушающим действующее законодательство. Кроме того, ООО "Абсолют-Сервис" не представлено в адрес департамента концессионное соглашение, заключённое в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, в представленных ранее пояснениях просил заявленные требования ООО "Абсолют-Сервис" удовлетворить.
Выслушав возражения представителя административного ответчика департамента по тарифам Приморского края - Степаненко О.В., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8).
Департамент по тарифам Приморского края, согласно пункту 2 части 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края N 214-па от 6 августа 2007 года, является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10, которое официально опубликовано в издании "Приморская газета" 13 ноября 2015 года N 130 (1148), установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Абсолют-Сервис" на период с 2016 по 2018 годы.
Постановлением от 1 ноября 2017 года N 58/17 департаментом по тарифам Приморского края внесены изменения в постановление департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10, в том числе в приложение N 4 Тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Абсолют-Сервис", находящихся на территории Веденкинского сельского поселения на период регулирования с 2016 по 2018 годы. Данное постановление официально опубликовано в издании "Приморская газета" 15 ноября 2017 года N 136 (1474).
Таким образом, оспариваемое постановление департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Обосновывая свою позицию, представитель департамента по тарифам Приморского края указал, что при установлении тарифов на 2016 год (первый год долгосрочного периода регулирования) ООО "Абсолют-Сервис" не заявляло требований по включению расчётной предпринимательской прибыли в расчёт необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования. Также регулируемая организация не заявляла о включении расчётной предпринимательской прибыли в расчёт необходимой валовой выручки и при корректировках тарифов на 2017 и 2018 годы. Кроме того, при корректировке тарифов на 2018 год общество не представило в адрес департамента концессионное соглашение, заключённое в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учётом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключённым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ действие положений статей 28.1, 28.3 и 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ (в редакции данного Федерального закона) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу данного Федерального закона.
Договоры аренды указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи систем и объектов, заключённые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ).
Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ вступил в законную силу 5 декабря 2015 года.
В суде установлено и подтверждается материалами административного дела ООО "Абсолют-Сервис" владеет котельной, расположенной по улице Малая Веденка, Веденкинского сельского поселения, Дальнереченского муниципального района, Приморского края на основании договора аренды нежилого здания от 6 февраля 2015 года N 6 заключённого на срок 10 лет. Договор аренды прошёл государственную регистрацию 2 июля 2015 года.
Таким образом, при корректировке тарифов на 2018 год предоставление ООО "Абсолют-Сервис" концессионного соглашения не требовалось.
Вместе с тем суд считает, что заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о том, что общество не заявляло требований по включению расчётной предпринимательской прибыли в расчёт необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования и при корректировках тарифов на 2017 и 2018 годы.
ООО "Абсолют-Сервис" оспаривается не включение в необходимую валовую выручку расчётную предпринимательскую прибыль при корректировке тарифов на 2018 год.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает среди прочего расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определённых в соответствии с пунктом 73 указанного документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплату по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат основного долга и процентов по ним), расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Как установлено в суде, ООО "Абсолют-Сервис" расчётная предпринимательская прибыль для включения в необходимую валовую выручку не заявлялась.
Из содержания административного искового заявления следует, что, по мнению административного истца, поскольку предпринимательская прибыль выступает в качестве расчётной величины при определении необходимой валовой выручки, она подлежит установлению регулятором независимо от волеизъявления регулируемой организации.
Оценивая доводы сторон в указанной части, суд приходит к следующему.
Расчётная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объёма включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) (пункт 48(1) Основ ценообразования).
Согласно пунктам 13, 15 и 16 Правил регулирования цен (тарифов), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 представление документов и материалов, обосновывающих размер необходимой валовой выручки, осуществляется регулируемой организацией. При этом, исходя из понятия расчётной предпринимательской прибыли как величины, учитываемой при определении необходимой валовой выручки, и требований пункта 16 Правил размер необходимой валовой выручки должен быть подтверждён расчётом.
Суд считает обоснованным не включение регулятором в состав необходимой валовой выручки расчётной предпринимательской прибыли ООО "Абсолют-Сервис", поскольку расчёт и размер расчётной предпринимательской прибыли должны быть определены и направлены регулируемой организацией в регулирующий орган. В данном случае такой расчёт ООО "Абсолют-Сервис" в департамент по тарифам Приморского края представлен не был.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "Абсолют-Сервис" к департаменту по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края о признании постановления департамента по тарифам Приморского края от 1 ноября 2017 года N 58/17 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 5 ноября 2015 года N 47/10 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Абсолют-Сервис" на период с 2016 по 2018 годы" незаконным и возложить обязанности, отказать.
Обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.
Судья |
Я.А. Римский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 8 августа 2018 г. по делу N 3а-168/18
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (https://kraevoy-prm.sudrf.ru)