Решение Приморского краевого суда
от 29 октября 2017 г. N 3а-260/18
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Петровой Е.В.
с участием представителя Винника С.С. - Крячко А.А., представителя Администрации Приморского края Семеко Е.Д., представителя Думы города Владивостока Котлярова М.О., представителя Департамента градостроительства Приморского края Волик А.С., представителя Администрации города Владивостока Жембровской О.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Бекетовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Винника С.С. о признании не действующими в части Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14)
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято решение N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа (далее - Генеральный план)", которое было официально опубликовано в следующих печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9; "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238); газета "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110).
Постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 февраля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" от 21 февраля 2018 года N 21 (1515), в Генеральный план внесены изменения, которые действуют в настоящее время.
7 апреля 2010 года Думой города Владивостока принято решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - Правила землепользования и застройки)", которое было официально опубликовано 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233) и 20 апреля 2010 года в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2).
Распоряжением Департамента градостроительства Приморского края 28 марта 2018 года N 14, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" от 11 апреля 2018 года N 43 (1537), в Правила землепользования и застройки внесены действующие в настоящее время изменения.
Винник С.С. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими:
- Генерального плана, в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, функциональной зоны рекреационного назначения, а также в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, двух функциональных зон: рекреационного назначения и транспортного назначения;
- Правил землепользования и застройки в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N территориальной зоны объектов отдыха и туризма (Р 3).
В обоснование своих требований административный истец указал, что он является собственником указанных выше земельных участков, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного в 1938 году для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами N, N имеют вид разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства", однако в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки указанные объекты недвижимости в момент их образования находились в функциональной зоне рекреационного назначения и территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений.
В целях изменения функциональной зоны на жилую и территориальной зоны - на зону индивидуальной жилой застройки (Ж 1) административный истец в 2017 году обращался в органы государственной власти Приморского края с соответствующим заявлением, которое было оставлено без удовлетворения.
Согласно изменениям, внесённым в Генеральный план постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па, земельный участок с кадастровым номером N в настоящее время полностью находится в функциональной зоне рекреационного назначения, а земельный участок с кадастровым номером N отнесён к двум функциональным зонам: рекреационного назначения и транспортного назначения.
Правила землепользования и застройки, действующие в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края 28 марта 2018 года N 14, отнесли земельные участки с кадастровыми номерами N, N к территориальной зоне объектов отдыха и туризма (Р 3).
По мнению Винника С.С., оспариваемые им нормативные правовые акты в указанной части противоречат действующему градостроительному законодательству и нарушают его права и законные интересы, поскольку у административного истца отсутствует возможность вести индивидуальное жилищное строительство на принадлежащих ему земельных участках, находящихся в рекреационной зоне. Непосредственно границы функциональных и территориальных зон в месте расположения земельных участков с кадастровыми номерами N, N определены без учёта сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, нахождение в настоящее время земельного участка с кадастровым номером N в нескольких функциональных зонах создаёт неопределённость его правового режима. Согласно выводам аудиторского заключения, составленного в июне 2018 года Обществом с ограниченной ответственностью "Центр современных технологий", планируемое строительство и эксплуатация жилого дома по адресу: <адрес>, не повлечёт за собой значительного ухудшения качества компонентов окружающей среды и не приведёт к утрате рекреационного ресурса территории.
В судебное заседание Винник С.С. и представитель Краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края "Центр развития территорий" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом. От административного истца поступило письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия. В связи с изложенным, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя указанного заинтересованного лица.
Представитель Винника С.С. - Крячко А.А. в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно представитель административного истца пояснила, что оспариваемые в части нормативные правовые акты должны быть признаны судом недействующими с момента их принятия, поскольку в таком случае будет восстановлены нарушенные права Винника С.С., который в настоящее время лишён возможности осуществить индивидуальное жилищное строительство на принадлежащих ему земельных участках. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N, из которого в ноябре 2015 года были образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, N, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости в июле 2015 года. Непосредственно на земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050027:1564, N, N объекты недвижимости отсутствовали. Каких-либо доводов о наличии нарушений процедуры принятия и опубликования Генерального плана и Правил землепользования и застройки у административного истца не имеется.
Представитель Администрации Приморского края Семеко Е.Д. возражала относительно заявленных административных исковых требований, пояснив, что постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па, которым были внесены изменения в Генеральный план, принято в пределах компетенции данного органа государственной власти Приморского края. До его принятия проект указанного нормативного правового акта прошёл общественное обсуждение на публичных слушаниях. Отнесение земельного участка с кадастровым номером N к двум функциональным зонам требований действующего законодательства не нарушает. Само нахождение части данного земельного участка в функциональной зоне транспортной инфраструктуры связано с необходимостью осуществления в будущем реконструкции существующей автомобильной дороги. В пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами N, N ещё до их образования устанавливалась рекреационная функциональная зона.
Представитель Департамента градостроительства Приморского края Волик А.С. просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку ещё до внесения сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N в Единый государственный реестр недвижимости в районе их расположения уже существовала рекреационная функциональная зона и территориальная зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений. Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14, которым были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, принято в пределах компетенции данного департамента и с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Кроме того, в отношении территории в районе ул. Гражданская в г. Владивостоке постановлением Администрации города Владивостока от 19 ноября 2014 года N 9531 утверждалась документация по планировке территории, определявшая (помимо территориальной зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений) границы красных линий. При постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером N не было учтено наличие в пределах его границ красных линий. Действующее законодательство не запрещает относить земельный участок к нескольким функциональным зонам, следовательно, дополнительное наличие на земельном участке с кадастровым номером N функциональной зоны транспортной инфраструктуры, обусловленное необходимостью проведения реконструкции существующей автодороги, не может являться основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Представитель Думы города Владивостока Котляров М.О. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям и доводам, указанным в письменном отзыве, из содержания которого следует, что изначальные редакции Генерального плана и Правил землепользования и застройки были утверждены представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного порядка, включая предварительное проведение обязательных публичных слушаний. По состоянию на 2014 года, то есть ещё до момента внесения сведений в кадастр недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N, функциональная рекреационная зона и территориальная зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений в месте расположения данных земельных участков уже существовали. Изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, которые оспаривает административный истец, утверждены Администрацией Приморского края и Департаментом градостроительства Приморского края соответственно, тогда как Дума города Владивостока надлежащим ответчиком по административному делу не является.
Представитель Администрации города Владивостока Жембровская О.В. также возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва, приобщённого к материалам дела, и дополнительно пояснив, что в оспариваемой части Генеральный план и Правила землепользования и застройки действующему законодательству не противоречат и не содержат положений, ограничивающих право административного истца на пользование принадлежащими ему земельными участками.
Из приобщённого к материалам дела письменного отзыва Краевого государственного бюджетного учреждения Приморского края "Центр развития территорий" от 8 октября 2018 года следует, что данное заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, указывая, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству, административный истец вправе использовать земельные участки без приведения их в соответствие с градостроительными регламентами.
Выслушав объяснения представителя Винника С.С. - Крячко А.А., представителя Администрации Приморского края Семеко Е.Д., представителя Департамента градостроительства Приморского края Волик А.С., представителя Думы города Владивостока Котлярова М.О., представителя Администрации города Владивостока Жембровской О.В., заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Приморского края Бекетовой В.А., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Винник С.С. является собственником двух земельных участков:
- с кадастровым номером N, площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; местоположение которого установлено примерно в ... м. по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>); о чём в Едином государственном реестре недвижимости 13 апреля 2017 года сделана регистрационная запись N N;
- с кадастровым номером N, площадью ... кв. м.; категория земель: земли населённых пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства; местоположение которого установлено примерно в 285 м. по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Гражданская, д. 2); о чём в Едином государственном реестре недвижимости 22 декабря 2015 года сделана регистрационная запись N 25-25/001-25/011/003/2015-8020/1.
Из содержания выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 3 октября 2018 года NN N и N, составленных Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N образованы из земельного участка с кадастровым номером N и поставлены на государственный кадастровый учёт 9 ноября 2015 года.
Какие-либо объекты недвижимости в пределах границ указанных выше земельных участков отсутствуют.
Также по делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером N в настоящее время отнесён в соответствии со схемой функциональных зон, входящей в состав Генерального плана (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) к двум функциональным зонам (зоне транспортной инфраструктуры и зоне рекреационного назначения), а земельный участок кадастровым номером N находится в одной функциональной зоне - зоне рекреационного назначения.
В соответствии картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки (в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) земельные участки с кадастровыми номерами N и N расположены в одной территориальной зоне - зоне объектов отдыха и туризма (Р 3).
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ) с 1 января 2015 года полномочия по подготовке и утверждению генерального плана, правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, а также по внесению в них изменений (за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний) осуществляются Администрацией Приморского края или уполномоченными ею органами исполнительной власти Приморского края.
До 1 января 2015 года соответствующие полномочия на территории Владивостокского городского округа на основании положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16, части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществлялись Думой города Владивостока.
В рамках реализации указанных полномочий решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, официально опубликованным в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), газета "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110), был утвержден Генеральный план, включающий схему функционального зонирования территории городского округа.
Последним решением Думы города Владивостока о внесении изменений в Генеральный план было решение от 18 декабря 2014 года N 401 (официально опубликовано в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 30 декабря 2014 года N 26; газета "Владивосток" от 19 декабря 2014 года N 192 (5365)).
Из действовавшей на тот момент схемы функционального зонирования территории городского округа следовало, что в районе ул. Гражданской в городе Владивостоке, где в настоящее время расположены земельные участки с кадастровыми номерами N, N, установлена одна функциональная зона - "зона длительного отдыха".
7 апреля 2010 года решением Думы города Владивостока N 462 были утверждены Правила землепользования и застройки, включавшие карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - газете "Утро России", 10 апреля 2010 года, N 39 (4233).
Последним решением Думы города Владивостока о внесении изменений в Правила землепользования и застройки было решение Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408 (официально опубликовано в "Вестнике Думы города Владивостока" от 30 декабря 2014 года N 26).
На тот момент из содержания карты градостроительного зонирования следовало, что в районе ул. Гражданской в городе Владивостоке пределах границ установленной Генеральным планом функциональной зоны длительного отдыха установлена территориальная зона объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р 2).
Приведённое функциональное и территориальное зонирование являлось актуальным вплоть до вступления в силу постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па и распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14.
Вступившими в законную силу решениями Приморского краевого суда, которыми в порядке главы 21 КАС РФ неоднократно проверялись решения Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и от 7 апреля 2010 года N 462 (с внесёнными в них изменениями) на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было установлено, что Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, касающиеся процедуры их принятия (включая соблюдение процедуры проведение публичных слушаний по их проектам), а также правила введения этих нормативных правовых актов в действие (включая порядок их опубликования и вступления в силу).
При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает данные обстоятельства.
Как уже указывалось выше, с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ полномочия по утверждению Генерального плана Владивостокского городского округа и по внесению в него изменений переданы Администрации Приморского края.
В свою очередь, на основании пункта 4 части 1 статьи 2 Закона Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ и пункта 2.1.7.1 Положения о Департаменте градостроительства Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 года N 196-па, с 1 января 2015 года Департамент градостроительства Приморского края осуществляет полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и по внесению в них изменений.
Реализуя соответствующие полномочия, Администрация Приморского края своим постановлением от 12 февраля 2018 года N 61-па, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 февраля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" от 21 февраля 2018 года N 21 (1515), утвердила изменения в Генеральный план.
Принятию краевой администрацией указанного нормативного правового акта в соответствии с частями 3, 11, 12, 13 статьи 24, статьёй 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предшествовало: проведение публичных слушаний, назначенных постановлением Главы города Владивостока от 28 июля 2017 года N 1885 (опубликовано в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878)); составление протоколов и заключений о результатах публичных слушаний по проекту нормативного правового акта; публикация результатов проведённых публичных слушаний 25 октября 2017 года на официальном сайте Администрации города Владивостока в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.vlc.ru).
Позже, распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года и опубликованным в печатном издании "Приморская газета" 11 апреля 2018 года N 43 (1537), в Правила землепользования и застройки были также внесены изменения.
Принятию данного распоряжения органа государственной власти Приморского края в соответствии со статьями 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предшествовало: проведение публичных слушаний, назначенных постановлением Главы города Владивостока от 28 июля 2017 года N 1884 (опубликовано в газете "Владивосток" от 1 августа 2017 года N 112 (5878)); составление протоколов и заключений о результатах публичных слушаний по проекту нормативного правового акта; публикация результатов проведённых публичных слушаний 26 октября 2017 года на официальном сайте Администрации города Владивостока в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.vlc.ru).
Таким образом, постановление Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па и распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки соответственно приняты уполномоченными органами государственной власти Приморского края в установленной форме, с соблюдением порядка их принятия, также они прошли процедуру официального опубликования.
После вступления в силу приведённых нормативных правовых актов Администрации Приморского края и Департамента градостроительства Приморского края земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с изменённой схемой функциональных зон, входящей в состав Генерального плана, оказался расположенным в двух функциональных зонах (зоне транспортной инфраструктуры и зоне рекреационного назначения), при этом, исходя из изменённой карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, в пределах границ данного земельного участка расположена одна территориальная зона - зона объектов отдыха и туризма (Р 3).
Для земельного участка с кадастровым номером N подобное несоответствие отсутствует: он располагается в одной функциональной зоне (зоне рекреационного назначения) и в одной территориальной зоне (зоне объектов отдыха и туризма (Р 3)).
В силу положений пункта 5 статьи 1, пункта 4 части 3, пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план должен содержать в себе карту функциональных зон с указанием их границ и описания.
В свою очередь, Правила землепользования и застройки, являясь документом градостроительного зонирования, должны устанавливать территориальные зоны (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), границы которых должны определяться с учётом границ функциональных зон, установленных Генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно требованиям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в Правила землепользования и застройки Департамент градостроительства Приморского края должен был соблюсти принцип их соответствия Генеральному плану (с учётом ранее принятых изменений, внесённых в Генеральный план постановлением Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), поскольку территориальные зоны должны конкретизировать положения документов территориального планирования в целях определения режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам, в соответствии с положениями статей 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Вместе с тем при принятии Департаментом градостроительства Приморского края распоряжения от 28 марта 2018 года N 14 указанный выше принцип соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану соблюдён не был: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в функциональных зонах рекреационного назначения и транспортной инфраструктуры, был включён в одну территориальную зону - зону объектов отдыха и туризма (Р 3).
Таким образом, корректировка Правил землепользования и застройки в указанной выше части, проведённая распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14, входит в прямое противоречие с Генеральным планом (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), а также не соответствует нормативным предписаниям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, нахождение земельного участка с кадастровым номером N в двух функциональных зонах очевидно создаёт правовую неопределенность его правого режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с действующей редакцией Генерального плана также приведёт к нарушению требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Аналогичные требования установлены частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
В данном случае приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), исходя из положений пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации будет невозможно, поскольку в противном случае земельный участок с кадастровым номером N будет находиться в двух территориальных зонах, что прямо запрещено действующим законодательством.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48), проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 21 января 2010 года N 1-П и от 31 марта 2015 года N 6-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Генеральный план (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па) и Правилами землепользования и застройки (в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14) подлежат признанию не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум функциональным зонам (зоне рекреационного назначения и зоне транспортной инфраструктуры) и одной территориальной зоне (зоне объектов отдыха и туризма (Р 3)).
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, учитывая, что изменения, внесённые в Генеральный план и Правила землепользования и застройки применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ суд полагает, что оспариваемые Винником С.С. нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу, а не с момента их принятия, о чём просил представитель административного истца.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Администрацию Приморского края и Департамент градостроительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Также по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания не действующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне рекреационного назначения и территориальной зоне объектов отдыха и туризма (Р 3).
Обосновывая необходимость признания не действующими оспариваемых нормативных правовых актов в данной части, административный истец ссылается на то, что при определении границ соответствующих функциональной и территориальной зон не был учтён вид разрешённого использования земельного участка, предназначенного "для индивидуального жилищного строительства".
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом, в том числе, сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем из содержания письменной информации Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю от 2 октября 2018 года N 02-4-10-исх/18-03255, поступившей во исполнение судебного запроса, следует, что сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N были внесены в государственный кадастр недвижимости 9 ноября 2015 года, при этом какие-либо объекты недвижимости на указанных земельных участках отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером N (из которого были образованы земельные участки с кадастровыми номерами N и N) был поставлен на государственный кадастровый учёт 22 января 2015 года, а сведения о его границах внесены в государственный кадастр недвижимости 22 июля 2015 года.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных земельным законодательством прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Факт существования объекта недвижимости как индивидуально определённой вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учёт (части 4 и 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", действующей в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ).
Аналогичные положения содержались и в действовавшей ранее редакции части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В то же время, ещё до внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, постановлением Администрации города Владивостока от 19 ноября 2014 года N 9531 в районе <адрес>, где позже были определены координаты местоположения земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N, утверждена документация по планировке территории, предусматривающая размещение зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р 2).
Действовавшие в 2014 году редакции Генерального плана и Правил землепользования и застройки, утверждённые решениями Думы города Владивостока, также предусматривали, что соответствующие территории относятся к функциональная зоне длительного отдыха и территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р 2).
На тот момент Дума города Владивостока объективно не имела возможности учесть границы земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N при определении места нахождения указанных функциональной и территориальной зон, поскольку какие-либо сведения о границах данных объектов недвижимости до июля 2015 года отсутствовали.
В дальнейшем, при принятии постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па и распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14 применительно к земельному участку с кадастровым номером N сложившееся ранее назначение функциональных и территориальных зон было сохранено. Изменение наименования функциональной зоны с "длительного отдыха" на "рекреационного назначения" и наименования территориальной зоны с "объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений" на "зону объектов отдыха и туризма" по существу не привело к изменению градостроительного регламента для соответствующей территории.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером N являлся ранее учтённым (при его постановке на кадастровый учёт 22 января 2015 года был представлен договор о праве застройки от 11 мая 1938 года), привело к тому, что его вид разрешённого использования (для индивидуального жилищного строительства) был определён кадастровым органом в соответствии с частью 1 статьи 6 Правил землепользования и застройки на основании Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, без учёта видов разрешённого использования, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений, поскольку права на этот земельный участок возникли до вступления в силу Правил землепользования и застройки (в таком случае градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны применению не подлежит).
Земельные участки с кадастровыми номерами N и N образованы из земельного участка с кадастровым номером N и поставлены на государственный кадастровый учёт 9 ноября 2015 года.
В силу положений пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривающего, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, вид разрешённого использования вновь образованных земельных участков кадастровыми номерами N и N был также установлен "для индивидуального жилищного строительства".
В данном случае, по мнению суда, отсутствуют препятствия к использованию земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с его целевым назначением, указанным в кадастровом паспорте, при условии соблюдения требований части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка административного истца на отказ Администрации города Владивостока выдать ему разрешение на строительство индивидуального жилого дома по причине отсутствия в градостроительном регламенте территориальной зоны объектов отдыха и туризма (Р 3) вида разрешённого использования земельного участка "строительство индивидуальных жилых домов" не может являться основанием для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, поскольку в рамках абстрактного нормоконтроля суд не вправе давать оценку законности решения, принятого органом местного самоуправления по результатам рассмотрения конкретного обращения Винника С.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Винника С.С. об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (в редакции постановления Администрации Приморского края от 12 февраля 2018 года N 61-па), и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции распоряжения Департамента градостроительства Приморского края от 28 марта 2018 года N 14), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., местоположение которого установлено примерно в ... м. по направлению на юго-восток от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), двух функциональной зон (зоны рекреационного назначения и зоны транспортной инфраструктуры) и территориальной зоны объектов отдыха и туризма (Р 3).
Обязать Администрацию Приморского края и Департамент градостроительства Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
П.А. Ровенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 29 октября 2017 г. N 3а-260/18
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 5 июня 2019 г. N 42, от 4 сентября 2019 г. N 69