Решение Арбитражного суда Приморского края
от 15 октября 2018 г. N А51-27231/2017
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2018 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.С. Филатовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" (ИНН 2531012946, ОГРН 1172536023527, дата государственной регистрации 26.06.2017) к Департаменту по тарифам Приморского края (ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790, дата государственной регистрации 29.11.2002) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - КГУП "Примтеплоэнерго", ОАО "Славянский СРЗ", ЗАО "Востокбункер" о признании недействительным Постановления
при участии:
от заявителя - представитель Беляев С.В. по доверенности N 2/17 от 07.10.2017, сроком действия 3 года, паспорт; представитель Шаркун С.В.
Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями судей по делу N А51-27231/2017 на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал государственных услуг (ЕСИА).
по доверенности от 27.10.2017, сроком действия до 31.12.2018, паспорт; представитель Озорнина Н.Б. по доверенности от 06.08.2018 N 04/18, паспорт; генеральный директор Македонов А.В., паспорт; представитель Франкова И.А. по доверенности от 12.02.2018 N 1/18, сроком действия 3 года, паспорт
от ответчика - начальник отдела правовой экспертизы и административно-правового сопровождения Смурова Е.А. по доверенности от 22.09.2016 N 27-ВИМ/3, сроком действия 3 года, служебное удостоверение; начальник отдела инвестиционной политики и топливно-энергетических балансов Малютина Е.О. по доверенности от 03.08.2017 N 27-ВАМ/29, служебное удостоверение;
от КГУП "Примтеплоэнерго" - не явился, извещен,
от ПАО "Славянский СРЗ" - не явился, извещен,
от ЗАО "Востокбункер" - не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Хасантепло" (далее - ООО "Хасантепло", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент по тарифам, ответчик) N 48/2 от 27.09.2017 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" на период регулирования с 2017 по 2019 годы" в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края N 64/9 от 22.11.2017 в части оспариваемых статей: расходы на оплату труда, хозяйственные расходы, затраты на хранение жидкого топлива, расходы на ремонт основных средств, расходы на арендную плату; обязании Департамента по тарифам Приморского края принять ненормативный правовой акт, заменяющий недействительное постановление Департамента по тарифам Приморского края N 48/2 от 21.03.2007 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" на период регулирования с 2017 по 2019 годы"; а также обязании Департамента по тарифам Приморского края устранить нарушения действующего законодательства РФ, а также прав общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло", путем включения в состав необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" в тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на период регулировании с 2017 по 2019 годы, следующие заниженные или исключенные расходы (объемы) из тарифа: расходы на оплату труда в сумме 15 660,20 тыс. руб. исходя из численности персонала 40 человек и средней заработной платы 32 625 руб. в месяц, хозяйственные расходы в сумме 8 833, 51 тыс. руб., затраты на хранение жидкого топлива в сумме 7 856, 93 тыс. руб., расходы на ремонт основных средств в сумме 15 530, 52 тыс. руб., расходы на арендную плату в сумме 10 718, 08 тыс. руб. (с учетом уточнения предмета спора, принятого судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Определением от 05.03.2018 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - КГУП "Примтеплоэнерго", ОАО "Славянский СРЗ", ЗАО "Востокбункер".
Третьи лица в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи со статьей 156 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие третьих лиц.
В ходе рассмотрения дела, представитель заявителя отказался от требований в части оспаривания постановления Департамента по тарифам Приморского края N 48/2 от 27.09.2017 о включении в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию расходов по оплате электроэнергии в сумме 16 171,67 тыс. руб, в части расчета тарифа на тепловую энергию (мощность) на основании баланса тепловой энергии и индексации тарифов, а также обязании Департамента по тарифам Приморского края включить в состав необходимой валовой выручки ООО "Хасантепло" в тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на период регулирования с 2017 по 2019 годы
расходы по оплате электроэнергии в сумме 16 171,67 тыс. руб., осуществлении расчета тарифа на тепловую энергию (мощность) на основании баланса тепловой энергии путем включения в тепловой баланс
отпуск теплоты КГУП "Примтеплоэнерго" - 55 181,64 Гкал; отпуск теплоты ОАО "Славянский СРЗ" - 2 800,0 Гкал; отпуск теплоты ЗАО "Востокбункер" - 76 000 Гкал; отпуск теплоты всем потребителям - 133 981,64 Г кал; отпуск теплоты с коллекторов - 133 981,64 Гкал; Собственные нужды котельной - 5 611,85 Гкал (4,02%); Выработка теплоты котельной - 139 593,49 Гкал, установления индексации утвержденного тарифа с 01 июля 2018 г.
Ходатайство заявителя судом удовлетворено, производство по делу в части данных требований в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, подлежит прекращению.
В судебном заседании представители общества заявленные требования поддержали, считают оспариваемое постановление противоречащим законодательству РФ и нарушающим права и законные интересы ООО "Хасантепло" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оспариваемым постановлением Департамент по тарифам ПК установил тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ниже экономически обоснованных, не приняв в полном объеме расходы заявителя.
Пояснили, что обязательность применения необоснованно заниженных тарифов вынуждает общество оказывать услуги по заведомо заниженным ценам, выручка от которых не восполняет собственных затрат общества на оказание услуг по выработке электрической энергии.
Заявитель полагает, что поскольку оспариваемым постановлением установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче тепловой энергии для конкретного юридического лица - ООО "Хасантепло" с принадлежащих ему коллекторов источника тепловой энергии, оказываемых ограниченному кругу лиц, которыми являются три предприятия - КГУП "Примтеплоэнерго", ПАО "Славянский СРЗ", ЗАО "Востокбункер" - оно является ненормативным правовым актом, подлежащим рассмотрению в арбитражном суде.
Представители Департамента по тарифам с требованиями заявителя не согласились, пояснив, что ООО "Хасантепло" регулируется впервые, ранее услугу теплоснабжения оказывало ООО "Востоктепло". Общество отпускает тепловую энергию на коллекторах КГУП "Примтеплоэнерго", ЗАО "Востокбункер", ОАО "Славянский СРЗ". В связи с тем, что условия хозяйствования ООО "Хасантепло" остались неизменными (потребители и оборудование), то экспертная группа при рассмотрении затрат анализировала утвержденные и фактические показатели организации ранее эксплуатирующей данную котельную.
Кроме того, Департамент полагает, что оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, подлежащим применению неопределенным кругом лиц, поэтому рассмотрение данного дела неподведомственно арбитражному суду, в связи с чем, ходатайствовал о прекращении производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Третьи лица в представленных отзывах требования заявителя поддержали, выразили сходную правовую позицию из которой следует, что применение ООО "Хасантепло" необоснованно заниженных тарифов негативно отражается на экономической деятельности общества.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Хасантепло" обратилось в Департамент по тарифам с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования на 2017-2019 годы с применением метода индексации установленных тарифов, предоставив соответствующие документы с письмами от 31.07.2017 вх. N 27-4401, вх. N 27-4396, вх. N 27-4398, вх. N 27-4397, вх. N 27-4399, вх. N 27-4400.
Дополнительные пакеты документов представлены ООО "Хасантепло" в Департамент по тарифам также с письмами от 22.08.2017 вх. N 27-4750, 04.09.2017 вх. N 27-4933, 13.09.2017 вх. N 27-5033.
Письмом от 10.08.2017 N 27/2652 департамент уведомил ООО "Хасантепло" о необходимости представления дополнительных документов для установления тарифов на тепловую энергию, ввиду их неполного представления.
Распоряжением Департамента по тарифам от 04.09.2017 N 377 было открыто дело N 377/Т-03 об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Хасантепло".
Экспертной группой департамента была проведена экспертиза предложений общества, составлено заключение экспертной группы от 11.09.2017.
Департаментом по тарифам Приморского края принято постановление N 48/2 от 27.09.2017 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" на период регулирования с 2017 по 2019 годы" на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Хасантепло" с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1, а также установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Хасантепло" на период регулирования с 2017 по 2019 годы согласно приложению N 2.
Постановление от 27.09.2017 N 48/2 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2017, а также в "Приморская газете", спецвыпуск, N 117 (1455), 04.10.2017.
Постановлением Департамента по тарифам от 22.11.2017 N 64/9 были внесены изменения в приложение N 2 к постановлению Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48/2.
Не согласившись с постановлением Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48/2 (с учетом редакции, принятой постановлением от 22.11.2017 N 64/9) в части установления тарифов ниже экономически обоснованных по статьям расходов на оплату труда, хозяйственных расходов (в части расходов на оплату труда административно-управленческого персонала), затрат на хранение жидкого топлива, расходов на ремонт основных средств, расходов на арендную плату, ООО "Хасантепло" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению для признания недействительным постановления Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48/2 (с учетом изменений, утвержденных постановлением от 22.11.2017 N 64/9), необходимо одновременно наличие двух факторов: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представители Департамента ходатайствовали о прекращении производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с не подведомственностью рассмотрения дела арбитражному суда, ввиду того, что оспариваемое постановление является нормативным актом.
Исследовав материалы дела в совокупности с доводами, изложенными лицами, участвующими в деле, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Департамента по тарифам таковым не является.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
На территории Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 N 214-па "О переименовании региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении положения о департаменте по тарифам Приморского края" органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является Департамент по тарифам Приморского края.
Постановление Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48/2 (с учетом изменений, утвержденных постановлением от 22.11.2017 N 64/9) отвечает следующим признакам: издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти: Департаментом по тарифам Приморского края, опубликовано на официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2017, а также в "Приморской газете", спецвыпуск, N 117 (1455), 04.10.2017.
В подтверждение доводов о нормативном характере оспариваемого акта Департамент указывает на то, что установленные для ООО "Хасантепло" постановлением N 48/2 от 27.09.2017 тарифы применяются в отношении всех потребителей, что, по его мнению, свидетельствует о распространении постановления на неопределённый круг лиц.
Вместе с тем, потребителями тепловой энергии ООО "Хасантепло" является ограниченный технологическим присоединением к тепловой сети круг конкретных лиц. Об этом свидетельствуют имеющиеся в материалах дела доказательства.
Согласно пункту 3.1.1 выписки из протокола заседания правления Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48 и пункту 3.1.1 заключения экспертной группы Департамента по тарифам расчет тарифа ООО "Хасантепло" на 2017-2019 годы осуществлен из объемов потребления тепловой энергии КГУП "Примтеплоэнерго", ОАО "Славянский СРЗ" и ЗАО "Востокбункер", при суммировании объемов именно этих потребителей (133 981,64 Гкал).
Каким-либо иным потребителям, включая категорию "население", ООО "Хасантепло" тепловую энергию не реализует, о чем также свидетельствует содержание оспариваемого постановления.
Таким образом, по своему содержанию, постановление Департамента N 48/2 от 27.09.2017 является актом индивидуального характера, затрагивает права конкретных участников хозяйственных отношений, что не позволяет признать оспариваемое постановление Департамента нормативным актом в виду отсутствия обязательного критерия такого акта - его распространения на неопределенный круг лиц.
По своему содержанию, оспариваемое постановление является актом индивидуального характера, не адресованным неопределенному кругу лиц и в оспариваемой части затрагивает права конкретных участников хозяйственных отношений: ООО "Хасантепло", КГУП "Примтеплоэнерго", ОАО "Славянский СРЗ" и ЗАО "Востокбункер".
Ссылка Департамента на опосредованное влияние тарифа, установленного оспариваемым постановлением на неопределенный круг лиц (потребителей КГУП "Примтеплоэнерго") без установления, изменения тех или иных прав и обязанностей для этих потребителей непосредственно в данном акте, не является основанием для его признания нормативным правовым актом.
Кроме того, суд также учитывает, что КГУП "Примтеплоэнерго" также является регулируемой организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в отношении которой Департамент по тарифам устанавливает соответствующие тарифы в отношении данного предприятия на поставку тепловой энергии населению.
Таким образом, судом не установлено факта распространения тарифа на тепловую энергию в отношении неопределенного круга лиц.
В связи с вышеизложенным постановление Департамента по тарифам от 27.09.2017 N 48/2 (с учетом изменений, утвержденных постановлением от 22.11.2017 N 64/9) обладает всеми признаками ненормативного акта, вопрос его оспаривания подлежит рассмотрению в арбитражном суда в рамках главы 24 АПК.
Основания для удовлетворения ходатайства Департамента по тарифам о прекращении производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду, отсутствуют.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов).
Тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Из положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования тарифов следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06. 2013 N 760-э (пункт 33 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов, открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации.
Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 15, 16 Правил регулирования тарифов), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Пунктом 31 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) на расчетный период регулирования включает себя величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей: даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой.
Пунктами 71 - 72 Основ ценообразования установлено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
Как следует из материалов дела, по предложению ООО "Хасантепло" Департаментом по тарифам было открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию 04.09.2017 N 377 и назначена экспертная группа.
Тариф устанавливался для производственной котельной ООО "Хасантепло", находящейся на балансе общества в соответствии с договором аренды недвижимого имущества от 20.07.2017 N S/06/223/2017, заключенным между ООО "Хасантепло" и ЗАО "Востокбункер". Котельная представляет собой четырехэтажное здание общей площадью 1463,9 м2, расположенное по адресу: Приморский край, Хасанский район, пос. Славянка, ул. Весенняя 1/22. В котельной установлено следующее теплогенерирующее оборудование: паровой котел ДЕ 25-14 - 2 ед.; паровой котел DL-Z-800 - 2 ед.; паровой котел DL-Z-1500 - 2 ед.; водогрейный котел КВГМ-50 - 1 ед.
Согласно штатного расписания ООО "Хасантепло" за период с 01 августа 2017 года, количество должностей включенных в штат составило: 7,3 единицы - административно-управленческий персонал (далее - АУП), 33 человека - производственный персонал котельной (далее - ППП) и 7 человек - административно-управленческий персонал котельной (далее - АУП цеховый персонал), всего - 47,3 единицы.
По статье "Расходы на оплату труда" согласно пункту 14 калькуляций себестоимости и расчету тарифа ООО "Хасантепло" представлено обоснование затрат исходя из численности персонала 40 человек в которую вошли 33 человека - ППП и 7 человек - АУП цеховый персонал:
на 2017 год в сумме 15 660,20 тыс. руб. и средней заработной платы 32 625 руб.
на 2018 год в сумме 16 443,21 тыс. руб. и средней заработной платы 34 257 руб.
на 2019 год в сумме 16 772,07 тыс. руб. и средней заработной платы 34 942 руб.
Кроме того, по статье "Хозяйственные расходы" была учтена заработная плата АУПа в количестве 7,3 человека
На 2017 год в сумме 8 833,51 тыс. руб. и средней заработной платы 70 601,8 руб. в месяц.
На 2018 год в сумме 9 117,43 тыс. руб.
На 2018 год в сумме 9 298, 72 тыс. руб.
Средняя заработная плата АУП в размере 70 601,8 тыс. руб. была рассчитана исходя из утвержденного штатного расписания.
Между тем, экспертная группа предложила принять 10 865,57 тыс. руб. за 2017 год, с учетом анализа фактических затрат организации ранее эксплуатирующей данную котельную - ООО "Востоктепло", исходя из численности персонала 32 человека на уровне, утвержденном для организации ранее эксплуатирующей данную котельную и средней заработной платы - 28 296,01 руб. в месяц, принятой в соответствии с официально представленными данными от Приморскстата за 1 полугодие 2016 года по Хасанскому муниципальному району с учетом индексов потребительских цен.
В отношении заработной платы АУПа, учтенной по статье "Хозяйственные расходы" Департамент по тарифам предложил принять 1 471,3 тыс. руб. исходя из нормативной численности 3,33 человека и заработной платы 28 296,01 руб. в месяц.
Департаментом был проведен анализ расходов, учтенных при утверждении тарифов на тепловую энергию организации, ранее эксплуатировавшей данную котельную - ООО "Востоктепло" на 2016 г., и фактически понесенных расходов ООО "Востоктепло" за 2016 год, из которого видно, что организация несла расходы меньше учтенных в тарифе:
- учтено при утверждении тарифа 12 3016,72 тыс. руб.;
- фактически понесенные расходы 9 078,50 тыс. руб.
Данные сведения подтверждаются представленной в материалы дела Департаментом по тарифам таблицей "Фактический тариф за 2016 год (свод).
В соответствии с имеющейся в материалах дела официальной статистической отчетностью форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников за 2014 год", численность производственного персонала ООО "Востоктепло" в 2014 году составила 25 человек. Кроме того, при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2017 год ООО "Востоктепло" предлагало учесть 25 человек производственного персонала.
Учитывая изложенное, департаментом принята численность 32 человека, в том числе: 25 человек производственного персонала в количестве, утвержденном для организации, ранее эксплуатирующей данную котельную, 7 человек АУП цеховый персонал по предложению ООО "Хасантепло".
Кроме того, Департаментом по тарифам при расчете тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Хасантепло" на 2017 год департаментом в статье затрат "Хозяйственные расходы" учтена заработная плата административно-управленческого персонала в размере 1 471,3 тыс. руб., исходя из нормативной численности 3,33 человека. Итого 35,33 человека.
Данная нормативная численность была рассчитана в соответствии с "Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства", М., 2002, часть 2 "Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденных Приказом государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищному комплексу от 12.10.1999 N 74 (далее - Рекомендации) и заработной платы 28 296,01 руб. в месяц, принятой в соответствии с официально представленными данными от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (письмо от 16.03.2016 г. N МК-28-02/2180-ДР) за первое полугодие 2016 года по Хасанскому муниципальному району по виду деятельности 40.30.14 "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными" - 25863,5 руб. в месяц с учетом индексов потребительских цен на 2016 (105,4%) и 2017 год (103,8%), в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, разработанными Министерством экономического развития РФ и ЕСН (30,2%) 341,27 тыс. руб.
Размер ЕСН 30,2% принят в соответствии с представленным ООО "Хасантепло" уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с таблицей 1 Рекомендаций для до 150 человек среднесписочной численности работников предприятия необходимо 13 человек АУПа.
В силу пункта 1.9. Рекомендаций в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции (прилагается).
Учитывая вышеизложенное, департаментом была рассчитана нормативная численность АУПа ООО "Хасантепло" необходимая для 32 человек производственного персонала:
13 человек АУПа в соответствии с Рекомендациями * 32 человека производственного персонала ООО "Хасантепло" / 150 человек производственного персонала в соответствии с Рекомендациями * 1,2 коэффициент невыходов = 3,33 человека.
Между тем, суд считает необоснованным принятие Департаментом расходов на оплату труда и хозяйственных расходов, а также численность персонала в указанном размере.
Из пояснений представителей ООО "Хасантепло" и представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что расчет нормативной численности персонала и расходов на оплату труда (ППП, АУП цехового персонала, АУП) был произведен обществом на основании Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя России от 22.03.1999 N 65, а также Нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" от 12.10.1999 N 74.
Численность персонала по статье "Расходы на оплату труда" определена ООО "Хасантепло" в пределах нормативно определенной Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденного Приказом Госстроя России от 22.03.1999 N 65.
Численность персонала по статье "Хозяйственные расходы" для административно-управленческого персонала (АУП) в количестве 7,3 ед также соответствует допустимой нормативной численности руководителей, специалистов и служащих (АУП) в количестве 13 единиц, определенной таблицей 1 раздела 2.1.1. Рекомендаций приказа Госстроя России от 12.10.1999 N 74 для предприятий со среднесписочной численностью работников, не превышающих 150 чел.
Кроме того, заявитель указывает, что согласно письму Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (Приморскстат) от 01.02.2018 N 8 среднемесячная заработная плата работающих по Хасанскому муниципальному району в 1 полугодии 2016 года составляла 36 398, 5 руб., что является выше размера среднемесячной заработной платы, указанной в сведениях, использованных Департаментом, а также среднемесячной заработной платы, рассчитанной обществом, в связи с чем, правовых оснований для снижения заявленного ООО "Хасантепло" размера средней заработной платы (32 625 руб. в месяц) у Департамента не имелось.
Из материалов дела также следует, что при расчете расходов на оплату труда, регулируемой организацией были взяты расходы меньше, чем предусмотрено в отраслевом тарифном соглашении, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выкипировка из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы и выполненный в таблице сравнительный анализ тарифной ставки работников ООО "Хасантепло" с предложенными ставками в тарифном соглашении, количество рабочих рассчитывалось исходя из количества оборудования.
Таким образом, размер "Расходов на оплату труда" и "Хозяйственных расходов" был определен обществом на основании норм и правил, установленных указанными выше правовыми актами.
При расчете фонда оплаты труда ответчик посчитал, что регулируемая организация не представила необходимые документы, подтверждающие заявленную сумму в размере 15 660,20 тыс. руб, и рассчитал расходы на основании пункта 14 Правил исходя из имеющихся данных, учтенных при установлении тарифов для ООО "Востоктепло", ранее осуществлявшего регулируемую деятельность.
Основанием для непринятия данных затрат Департаментом послужило также непредставление обществом отраслевого тарифного соглашения, коллективного договора, расчета численности и статистической формы П-4 (Сведения о численности и заработной плате работников" с разбивкой по видам деятельности).
В обоснование невозможности представления указанных документов общество ссылается на то обстоятельство, согласно которому, ООО "Хасантепло" было зарегистрировано в качестве юридического лица только 26.06.2017 и на момент обращения в Департамент по тарифам с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию не имело возможности принять на работу персонал в количестве, предусмотренном штатным расписанием и, соответственно, представить документы, подтверждающие фактическую численность персонала.
При этом, суд учитывает, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, по состоянию на 10.07.2017 ООО "Хасантепло" являлось микропредприятием, среднесписочная численность работников для которых составляет в силу подпункта "а" пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" до 15 человек, тогда как расходы в тариф в отсутствие соответствующего документального подтверждения фактической численности персонала общество заявляло как для малого предприятия.
На основании пунктов 5, 6 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Суд считает необоснованным определение затрат в соответствии с уровнем заработной платы, утвержденном для организации ранее эксплуатирующей данную котельную (ООО "Востоктепло") на основании пункта 14 Правил.
Согласно выписки из ЕГРН, ООО "Востоктепло" образовано 25.09.2009 единственным учредителем - ЗАО "Востокбункер", следовательно исходя из положений пункта 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, ООО "Востоктепло" являлось дочерним обществом ЗАО "Востокбункер", которое имело реальную возможность определять льготные условия хозяйствования дочернего общества, в том числе, по предоставлению услуг аутсорсинга, хранению мазута, аренде и т.д.
ООО "Хасантепло" дочерним, зависимым либо аффилированным лицом по отношению к ЗАО "Востокбункер" не является, о чем свидетельствуют сведения из ЕГРЮЛ ООО "Хасантепло".
ООО "Востоктепло" арендовало имущественный комплекс котельной по договору аренды недвижимого имущества N S-ДР/Об/161/238/2011, заключенному 31.12.2011 с ЗАО "Востокбункер".
Решением АС Приморского края от 16.04.2018 по делу N А51-23573/2017 ООО "Востоктепло" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В штатном расписании ООО "Востоктепло", представленном в материалы дела отсутствует ряд должностей производственного и административно-управленческого персонала в связи с приобретением соответствующих услуг по договору аутсорсинга N Б-ДП/06/238/2009, заключенному 01.11.2009 между ООО "Востоктепло" (Заказчик услуг) и ЗАО "Востокбункер" (Исполнитель).
В связи с этим штатная численность сотрудников ООО "Востоктепло" (работников по трудовым договорам) была менее, чем это предусмотрено законодательством и необходимо для осуществления деятельности предприятия, а именно: функции управления осуществлялись по дополнительному соглашению к договору аутсорсинга N 8-ДП/06/238/2009 в составе следующего персонала: главный бухгалтер - 1 ед, бухгалтер по расчетам банка и кассы - 1 ед, бухгалтер по реализации и основным фондам - 1 ед, бухгалтер материального стола - 1 ед, бухгалтер по учету труда и заработной плате 1 ед, менеджер отдела кадров - 1 ед, экономист - 1 ед, ведущий юрисконсульт - 1 ед, юрисконсульт - 1 ед.
ООО "Хасантепло" аналогичные договоры не заключены, в связи с чем, деятельность предприятия должна обеспечиваться посредством заключения трудовых договоров с соответствующими специалистами и внесения их должностей в штатное расписание.
По сравнению со штатом ООО "Востоктепло" в штатное расписание ООО "Хасантепло" по производственному персоналу было добавлено 4 электромонтера и 4 специалиста по ремонту (слесари, газосварщик).
Постановлением Департамента по тарифам ПК от 09.11.2016 N 56/3 для ООО "Востоктепло" были установлены тарифы на период регулирования с 2016 по 2018 годы с учетом расходов на оплату труда исходя из численности персонала 32 чел., и средней заработной платы 33 024, 19 руб. в общем объеме 12 681, 29 тыс. руб. (п. 14.3 приложения к постановлению N 2 Калькуляция себестоимости и расчет тарифа на тепловую энергию поставляемую потребителям ООО "Востоктепло").
Таким образом, обжалуемым постановлением Департамента расходы на оплату труда по указанной статье для ООО "Хасантепло" установлены применительно к той же численности персонала (32 чел.) менее тех же расходов для ООО "Востоктепло" в предшествующий период регулирования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованном применении Департаментом пункта 14 Правил, поскольку эта норма регулирует порядок определения органом регулирования расходов только в случае непредставления необходимых материалов, однако, в данном случае обосновывающие документы общество представило, а объем этих документов обусловлен началом его деятельности с июля 2017 года.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N 44-АПГ17-24.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
В целях выяснения сведений о фактической численности персонала, работающего в ООО "Хасантепло" по трудовому договору, определением от 10.09.2018 судом в порядке статьи 66 АПК РФ от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края были истребованы сведения, представленные ООО "Хасантепло" по форме СЗВ-М в отношении работников предприятия за период с 26.06.2017 по август 2018 года, а также иные документы, подтверждающие фактическую численность, а также должности работников ООО "Хасантепло".
Во исполнение определения Управлением Пенсионного фонда были представлены указанные сведения, из которых видно, что в августе 2017 года количество работников общества составляло - 40 человек, в сентябре 2017 года - 42 человека, в октябре 2017 года - 43 человека, ноябре 2017 года - 42 человека, декабре - 2017 года - 44 человека, январе 2018 года - 44 человека, феврале 2018 года - 46 человек, марте 2018 - 46 человек, апреле 2018 года - 47 человек, мае 2018 года - 46 человек, июне 2018 года - 46 человек, июле 2018 года - 26 человек, августе 208 года - 5 человек.
Таким образом, фактическая численность работников ООО "Хасантепло" в период с августа 2017 по июнь 2018 превышала численность персонала, включенную Департаментом в тариф.
Кроме того, данные обстоятельства также подтверждаются представленными обществом в материалы дела расчетными ведомостями.
Что касается доводов Департамента о непредставлении обществом справки 4-П в подтверждение фактической численности персонала, то суд считает необходимым отметить, что пунктом 16 Правил регулирования тарифов предусмотрен перечень документов и материалов, подлежащих обязательному предоставлению регулируемой организацией, который не содержит указание на необходимость представления данного документа. Соответственно, Департамент не вправе ссылаться на не подтверждение фактической численности персонала в связи с непредставлением регулируемой организацией справки 4-П.
Суд также считает, что ответчик не выполнил требования пункта 42 Основ ценообразования в части применения положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации с учетом принципа, определенного пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении (определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями), и статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации в части распространения действия отраслевого тарифного соглашения на работодателя при отсутствии его мотивированного отказа от присоединения к нему.
На федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, Дополнительное соглашение к указанному соглашению между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. Указанное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28.12.2016, регистрационный N 22/17-18 и 22.09.2017, регистрационный N 15/17-19, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru), то есть, является общедоступным и обязательным к применению нормативным документом.
Письмами Минтруда РФ от 03.02.2017 N 14-4/10/В-835 от 27.11.2017 N 14-4/10/В-9332 было предложено работодателям организаций ЖКХ РФ, не участвовавшим в заключении Отраслевого тарифного соглашения, Дополнительного соглашения, присоединиться к нему, и одновременно указано на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования указанного письма в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении Дополнительного соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Дополнительному соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
В связи с этим, суд полагает, что Департамент по тарифам был обязан выполнить требования пункта 42 Основ ценообразования в части применения положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы с учетом принципа, определенного пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении (определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями), и статьи 48 Трудового кодекса РФ в части распространения действия указанного отраслевого тарифного соглашения на ООО "Хасантепло" при отсутствии мотивированного отказа от присоединения к нему.
Аналогичная правовая позиция также закреплена в Определении Верховного суда РФ от 11.01.2018 N 44-АПГ17-24.
Довод Департамента о том, что отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве не распространяется на ООО "Хасантепло", поскольку общество не является членом отраслевого объединения работодателей, либо организацией, не являющейся членами объединения работодателей, но уполномочивших объединение работодателей от их имени заключить Соглашение, суд отклоняется как противоречащий фактическому содержанию данного Соглашения.
Что касается ссылок Департамента на то, что размер среднемесячной заработной платы для расчета затрат, подлежащих включению в тариф определялся на основании официально представленных данных от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (письмо от 16.03.2016 N МК-28-02/2180-ДР), согласно которому за первое полугодие 2016 года по Хасанскому муниципальному району по виду деятельности "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными" - составляла 25 863,5 руб. в месяц, а также с учетом индексов потребительских цен на 2016 (105,4%) и 2017 год (103,8%), в соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, разработанными Министерством экономического развития РФ, суд считает отметить следующее.
Тариф устанавливался по заявлению регулируемой организации на 2017 год по заявлению, поданному во втором полугодии 2017 года, поэтому применение статистических данных, имевших актуальность около года назад, в том числе с учетом применения индекса потребительских цен не может являться допустимым.
Кроме того, при исследовании статистической информации, размещенной на официальном сайте Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, судом было установлено, что среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций по Приморскому краю в области обеспечения электрической энергией, газом, паром в 2017 году составляла 43023,7 руб, что превышает показатели, использованные Департаментом.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в принятии расходов на оплату труда и хозяйственных расходов в заявленном ООО "Хасантепло" размере у Департамента не имелось.
Что касается требований ООО "Хасантепло" о необоснованном уменьшении Департаментом расходов по арендной плате недвижимого имущества, то судом установлено следующее.
ООО "Хасантепло" представлены затраты на арендную плату в сумме 10 718,08 тыс. руб. в 2017-2019 годах, обоснованные представленными договором аренды здания котельной от 20.07.2017 N S-/06/223/2017 и договором аренды части здания мазутонасосной станции от 20.07.2017 N S-/06/224/2017 между ООО "Хасантепло" и ЗАО "Востокбункер".
Департаментом приняты затраты только по аренде здания в сумме 6,586,90 тыс. руб. на 2017 год и 7106,56 тыс. руб. на 2018 и 2019 годы на уровне, утвержденном для организации ранее эксплуатирующей данную котельную. Затраты по договору аренды части здания мазутонасосной станции, отклонены, как не относящиеся к основному виду деятельности.
На 2018 год Экспертная группа провела анализ арендной платы предложенной ЭСО и предложила принять арендную плату в размере 7106,56 тыс. руб. с учетом корректировки амортизации арендуемого оборудования в соответствии с представленной оборотно-сальдовой ведомостью и расчета налога на имущества.
В качестве обоснования правомерности отклонения заявленных обществом расходов по арендной плате, Департамент по тарифам ссылается на не соответствие договоров аренды требованиям пункта 28 Основ ценообразования равно как и подпункту "и" пункта 16 Правил.
Частью 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, если общая выручка таких организаций от указанных видов деятельности составляет более 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг с целью обеспечения регулируемого вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства о закупочной деятельности.
Таким образом, ООО "Хасантепло" как организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, обязана осуществлять заключение договоров на закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства о закупочной деятельности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Основ ценообразования, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Подпунктами "а", "и" пункта 16 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются в том числе документы и материалы копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках), а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов).
На основании вышеизложенного, с учетом взаимосвязанных положений части 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпунктом "б" пункта 28 Основ ценообразования, подпунктами "а", "и" пункта 16 Правил регулирования тарифов, суд приходит к выводу об обоснованности выводов Департамента по тарифам о невозможности принятия договоров здания котельной и мазутонасосной станции в обоснование заявленного размера расходов на арендную плату, заключенных без проведения конкурентных процедур.
Между тем, в силу пункта 1.5 мазутонасосная входит Перечень видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (Государственные районные электростанции, теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали, котельные), утвержденный Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295.
На основании вышеизложенного, суд считает необоснованным отклонение Департаментом по тарифам расходов на аренду мазутонасосной станции по мотивам того, что часть мазутонасосной станции, не входила в состав имущества организации, ранее оказывающей регулируемые услуги на той же территории потребителям, поскольку юридическое лицо не лишено права пользования имуществом в объеме, необходимом для выполнения регулируемого вида деятельности.
Департамент по тарифам отклоняя расходы по арендной плате в отношении мазутонасосной станции по мотиву заключения договора аренды без проведения торгов, не был лишен возможности определить размер соответствующих расходов в порядке, установленном пунктом 28 Основ ценообразования.
Суд также соглашается с доводами Департамента по тарифам о невозможности принятия в качестве подтверждения по статье "Затраты на хранение топлива" договор хранения нефтепродуктов N S/06/270/2017 от 01.08.2017, заключенный между ООО "Хасантепло" и ЗАО "Востокбункер", с согласованными сторонами объемами нефтепродуктов и стоимости услуг исполнителя по его хранению, поскольку в нарушение части 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпунктом "б" пункта 28 Основ ценообразования, подпунктами "а", "и" пункта 16 Правил регулирования тарифов данные договоры не были заключены по результатам конкурентных процедур, поэтому не могут являться доказательством экономической обоснованности расходов общества.
Согласно пункту 10 калькуляций себестоимости и расчетам тарифа ООО "Хасантепло" представлено обоснование затрат на хранение топлива исходя из объема мазута 16 013,49 тонн:
на 2017 год в сумме 7 856,93 тыс. руб. по цене 490, 64 руб./тонна,
на 2018 год в сумме 8 092,63 тыс. руб. по цене 505, 36 руб./тонна,
на 2019 год в сумме 8 092,63 тыс. руб. по цене 505, 36 руб./тонн
На 2017 год Департаментом утверждены затраты на хранение топлива в размере 5 498,1 тыс. руб., исходя из количества топлива 16 169,1 тнт и стоимости хранения 1 тнт 340 руб. в размере, утвержденном для организации, ранее эксплуатирующей данную котельную.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
На основании пункта 29 Основ ценообразования, при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах (пункт 29 Основ ценообразования).
При отсутствии данных, указанных в пункте 29 настоящего документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли (пункт 30 Основ ценообразования).
С учетом пунктов 28, 29, 30 Основ ценообразования, Департаментом был проведен анализ расходов, учтенных при утверждении тарифов на тепловую энергию ООО "Востоктепло" 2014-2016 гг., ООО "Хасантепло" и фактически понесенных расходов ООО "Востоктепло" за 2014-2016 годы, имеющийся в материалах дела, из которого видно, что организация несла расходы меньше учтенных в тарифе.
В соответствии с Фактическим тарифом за 2016 год (свод) ООО "Востоктепло", приобщенным Департаментом в материалы дела, в строке 10 столбца "Затраты, руб." указаны затраты на хранение топлива в размере 1 518 131 руб.
В строке 9 столбца "Величина" указано количество тонн натурального топлива в размере 12 361,24 тнт.
Исходя из этих данных, экспертной группой была рассчитана стоимость хранения 1 тонны топлива:
1 518 131 руб. / 12 361,24 тнт = 122, 81 руб./тнт.
При расчете затрат на хранение топлива при утверждении тарифов на 2018 год для ООО Хасантепло" Департаментом была учтена фактическая стоимость хранения 1 тонны топлива в размере 122, 81 руб./тнт с применением индексов-дефляторов Минэкономразвития на 2017 год 103,8%, на 2018 год 103,9%.
Таким образом, затраты на хранение топлива при установлении тарифов для ООО "Хасантепло" на 2018 год составили:
122,81 руб./тнт (фактическая стоимость хранения 1 тонны топлива ООО "Востоктепло" за 2016 год) * 103,8% * 103,9% * 15 973,51 тнт (плановое количество тонн топлива, учтенное в тарифе для ООО "Хасантепло" на 2018 год) = 2 115,7 тыс. руб.
Согласно пояснений представителя Департамента в судебном заседании, расходы на хранение топлива для 2019 года с учетом выбранного регулируемой организацией метода индексации тарифа, в отношении общества не утверждались.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что с учетом технологического процесса выработки тепловой энергии хранение топлива ООО "Хасантепло" может осуществляться только в единственном терминале (промплощадке), расположенном на территории ЗАО "Востокбункер", в связи с этим, иное лицо, являясь владельцем емкостей для хранения топлива на иных территориях, не могло бы претендовать на оказание данных услуг, а, следовательно, заключение договора посредством проведения торгов в данном случае невозможно не может являться обстоятельством, освобождающим ООО "Хасантепло" от соблюдения обязанности по заключению договора по результатам конкурентных процедур, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе у единственного поставщика.
Согласно пункту 17 калькуляций себестоимости и расчетам тарифа ООО "Хасантепло" представлено обоснование затрат на капитальный и текущий ремонт котельной ежегодно в период 2017-2019 гг. в сумме 15 530,52 тыс. руб.
Пунктом 3.4.4 договора аренды здания котельной от 20.07.2017 N S-/06/223/2017 и пунктом 3.4.1 договора аренды части здания мазутонасосной станции от 20.07.2017 N S-/06/224/2017, заключенных между ООО "Хасантепло" и ЗАО "Востокбункер" (Арендодатель), предусмотрено, что выполнение капитального и текущих ремонтов арендуемых объектов за счёт средств, заложенных в тариф на тепловую энергию, возложено на ООО "Хасантепло".
Указанные затраты обоснованы заключенными ООО Хасантепло" договорами на выполнение ремонтных работ в предстоящий период регулирования подрядными организациями и сметными расчетами.
Сметные расчеты составлены ООО "Хасантепло" в соответствии постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1038/пр "Об утверждении сметных нормативов".
Стоимость работ определена на основе сборников государственных сметных норм путем использования Территориальной сметно-нормативной базы Приморского края-2001 в редакции 2009 года в электронном формате, предоставленной КГУП "Приморский региональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов" на основе лицензионного соглашения, и предназначенной для программного использования (лицензионная карта с лицензионным соглашением и федеральный реестр сметных нормативов прилагаются).
Соглашаясь с доводами Департамента в части включенных в состав тарифа расходов на ремонт основных средств, суд исходит из следующего.
Приказом Минстроя России от 29.12.2016 N 1028/пр "Об утверждении Методики применения сметных норм" утверждена Методика применения сметных норм (далее - Методика), определяющая единый порядок применения сметных норм на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Пунктом 1.5 Методики определено, что положения Методики являются обязательными для использования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также при определении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
В остальных случаях ГЭСН носят рекомендательный характер.
Более того, согласно еще письму Госстроя от 12.05.2008 N ВБ-2138/02 "О методических рекомендациях по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы ГЭСН-2001 (МДС 81-28.2008), государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования ГЭСНМ-2001 (МДС 81-29.2008) и государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы ГЭСНР-2001 (МДС 81-44.2008)" указанные документы рекомендуются для определения стоимости работ по объектам, финансируемым с привлечением средств федерального бюджета и других источников финансирования.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы Департамента из которых следует, что сборники ГЭСН нельзя рассматривать в качестве источника информации, установленного подпунктом "а" пункта 28 Основ ценообразования.
Кроме того, представленные в обоснование указанных затрат заключенные ООО Хасантепло" договоры на выполнение ремонтных работ подрядными организациями в нарушение части 2.1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпунктом "б" пункта 28 Основ ценообразования, подпунктами "а", "и" пункта 16 Правил регулирования тарифов также как и иные договоры не были заключены по результатам конкурентных процедур, поэтому не могут являться доказательством экономической обоснованности расходов общества.
В соответствии с "Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", опубликованным на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru, рост тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в 2018 - 2020 гг. прогнозируется на уровне не более 4,0%.
В материалы тарифного дела обществом представлены мероприятия работ по ремонту котельной для тарифа на 2017 год на общую сумму 18 326,013 тыс. руб. В отношении 2018-2019 годов планируемые мероприятия по ремонту котельной не представлялись, также как и документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ в заявленном обществе объеме.
На основании вышеизложенного, Департаментом приняты расходы в сумме 5 384,42 тыс. руб. на 2017 год, в сумме 5 543,89 тыс. руб. на 2018 год, в сумме 5691,43 тыс. руб. на 2019 год с учетом ежегодной индексации, предусмотренной пунктом 36 Методических рекомендаций и анализа фактических затрат иной организации, ранее эксплуатирующей данную котельную, в размере стоимости материалов, машин и механизмов для выполнения ремонтных работ хоз. способом, в том числе:
- на ремонт футеровки котлов DLZ-800 в размере - 164,4 тыс. руб.;
- изготовление и замену конвективных пакетов котла КВГМ-50 в размере - 1 132,3 тыс. руб.;
- замену опор крестовых связей дымового борова в размере 539,9 тыс. руб.;
- текущий ремонт и замену арматуры и трубопроводов на котельной в размере 3 547,8 тыс. руб.
Исключены затраты, учтенные департаментом при установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 и 2016 годы для потребителей организации, ранее эксплуатирующей данную котельную (капитальный ремонт котельной арматуры и ремонт зданий и помещений котельной), с целью исключения двойной оплаты за данные работы потребителями тепловой энергии.
Таким образом, общая сумма расходов на ремонт оборудования в течение трех лет, учтенная Департаментом составила 16 619,72 тыс. руб.
Пунктом 33 Правил регулирования предусмотрено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Поскольку экономическая обоснованность включения затрат на ремонт основных средств в заявленном размере ООО "Хасантепло" не обоснована, требования общества в данной части подлежат судом отклонению.
При этом суд обращает внимание заявителя, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
В соответствии с указанным положением ООО "Хасантепло" не лишено права обратиться в орган регулирования с обоснованием включения недополученных доходов прошлых периодов на следующий год долгосрочного периода регулирования.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 N 53-АПГ17-11.
При таких обстоятельствах, требования общества подлежат удовлетворению в части признания недействительным оспариваемого постановления в части принятия расходов на оплату труда в размере 10 865,57 тыс. руб., исходя из численности персонала 32 чел. и средней заработной платы - 28 296,01 руб., в части учета в статье "хозяйственные расходы" заработной платы административно-управленческого персонала в размере 1 471,3 тыс. руб. исходя из нормативной численности 3,33 человека и средней заработной платы 28 296,01 руб. в части отказа во включении в статью "арендная плата" затрат на арендную плату части мазутонасосной станции.
В силу статей 4 АПК РФ, 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 ГК РФ.
По смыслу положений части 1 статьи 4, части 2 статьи 44 АПК РФ, статьи 1 ГК РФ избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не выходить за пределы, необходимые для его применения.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен допущенному нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
Однако, необходимо учитывать характер правоотношений, возникших между сторонами рассматриваемого спора, и необходимость соблюдения предусмотренной законом административной процедуры.
Определяя способ восстановления нарушенного права, в данном случае суд не связан мнением заявителя, принимая во внимание, что возложение на ответчика публично-правовой обязанности должно отвечать одной из целей судопроизводства - обеспечение исполнимости судебного акта, поэтому, суд обязывает Департамент включить в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии на период регулировании с 2017 по 2019 годы, расходы на оплату труда в сумме 15 660,20 тыс. руб. исходя из численности персонала 40 человек и средней заработной платы 32 625 руб. в месяц, хозяйственные расходы в части заработной платы административно-управленческого персонала в сумме 8 833, 51 тыс. руб. исходя из численности 7,3 человека и средней заработной платы 70 601,8 руб. в месяц, а также обязывает включить в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии на период регулировании с 2017 по 2019 года, расходы на арендную плату части мазутонасосной станции, размер которых определить в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Согласно статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по делу относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
решил:
Признать недействительным постановление Департамента по тарифам Приморского края N 48/2 от 27.09.2017 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" на период регулирования с 2017 по 2019 годы" в редакции постановления Департамента по тарифам Приморского края N 64/9 от 22.11.2017
в части принятия расходов на оплату труда в размере 10 865,57 тыс. руб., исходя из численности персонала 32 чел. и средней заработной платы - 28 296,01 руб.,
в части учета в статье "хозяйственные расходы" заработной платы административно-управленческого персонала в размере 1 471,3 тыс. руб. исходя из нормативной численности 3,33 человека и средней заработной платы 28 296,01 руб.
в части отказа во включении в статью "арендная плата" затрат на арендную плату части мазутонасосной станции как несоответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Департамент по тарифам Приморского края включить в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии на период регулировании с 2017 по 2019 годы, расходы на оплату труда в сумме 15 660,20 тыс. руб. исходя из численности персонала 40 человек и средней заработной платы 32 625 руб. в месяц, хозяйственные расходы в части заработной платы административно-управленческого персонала в сумме 8 833, 51 тыс. руб. исходя из численности 7,3 человека и средней заработной платы 70 601,8 руб. в месяц.
Обязать Департамент по тарифам Приморского края включить в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии на период регулировании с 2017 по 2019 года, расходы на арендную плату части мазутонасосной станции, размер которых определить в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В части требований о включении в состав необходимой валовой выручки в тариф на тепловую энергию расходов по оплате электроэнергии в сумме 16 171,67 тыс. руб, в части расчета тарифа на тепловую энергию (мощность) на основании баланса тепловой энергии и индексации тарифов производство по делу прекратить.
Взыскать с Департамента по тарифам Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хасантепло" судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья |
Н.А. Беспалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15 октября 2018 г. N А51-27231/2017
Текст решения опубликован не был