Можно ли увеличить срок выполнения работ по муниципальному контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на период установления неблагоприятных погодных условий, которые препятствовали выполнению работ?
Предмет контракта - реконструкция системы водоснабжения.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если система водоснабжения, реконструкция которой осуществляется в рассматриваемом случае, относится к объектам капитального строительства, стороны могут продлить срок выполнения работ на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ либо на основании подп. "а" п. 1 Постановления N 680.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Так, в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Необходимость включения в контракт условий о сроках выполнения работ, в том числе промежуточных, следует также из ч. 1 ст. 34 и п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего включения таких условий в извещение об осуществлении закупки. Поскольку указанные условия названы в законе в качестве обязательных, необходимых для согласования, они являются существенными условиями контракта.
Таким образом, предусмотренное контрактом условие о сроке выполнения работ может быть изменено только в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены положениями пп. 2-4, 6, 8, 9, 10 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". В любых других случаях изменение условия контракта о сроках выполнения работ неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
В контракте, предметом которого является выполнение работ, в частности, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в ситуации, когда необходимость изменения условия о сроке вызвана независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения (например, как в рассматриваемом случае), условие о сроке исполнения может быть изменено (увеличено) на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, в такой ситуации может быть применен подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, учитывая, что в рассматриваемой ситуации речь идет о муниципальном контракте*(1). Тем не менее выбор правовой нормы для изменения условия контракта о сроках выполнения работ зависит в том числе от того, относятся ли работы, составляющие предмет контракта, в данном конкретном случае к объектам капитального строительства. В связи с этим следует обратить внимание на нормы градостроительного законодательства.
Согласно пп. 10-10.2 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). В свою очередь, линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Некапитальными строениями, сооружениями являются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). В свою очередь, под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Таким образом, если система водоснабжения, реконструкция которой производится в рамках указанного в вопросе контракта, относится к объектам капитального строительства*(2), внесение изменений в контракт может быть осуществлено на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ либо на основании подп. "а" п. 1 постановления N 680. В противном случае оснований для внесения изменений в контракт не усматривается. Однако сказанное не означает, что результат выполнения работ не может быть принят за пределами установленного контрактом срока - соответствующего запрета Закон N 44-ФЗ не содержит. Такая приемка не свидетельствует об изменении условий контракта и не может рассматриваться в качестве правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ (смотрите письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Возможность продления срока действия контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Вопрос: Порядок продления срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2022 г.);
- Вопрос: Практика судов по вопросу об обязанности заказчика принять и оплатить работы, выполненные после истечения срока действия контракта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
2 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ и Постановление N 680 предусматривают возможность изменения условий исключительно государственных и муниципальных контрактов.
*(2) В связи с этим можно обратить внимание на такой косвенный признак, как наличие разрешения на строительства: исходя из положения ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"