Статья 218. Профессиональные риски (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Одним из основных элементов системы управления охраной труда (СУОТ) является управление профессиональными рисками.
Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ).
В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики деятельности работодателя. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя (п. 23 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н).
В целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда у работодателя, приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926 утверждены Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков.
Указанные Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в Российской Федерации и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
В Рекомендациях приведены методы оценки профессионального риска, сгруппированные по следующим основаниям: методы оценки уровня профессиональных рисков, рекомендуемые для предприятий малого и микробизнеса; наиболее распространенные методы оценки профессиональных рисков; методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем; методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов; иные методы, применяемые для оценки профессиональных рисков.
Выбор конкретных методов оценки уровней профессиональных рисков осуществляется работодателем самостоятельно исходя из их приемлемости и пригодности (п. 9 Рекомендаций). Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности (п. 4 Рекомендаций).
Для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков допускается привлечение независимой организации, обладающей необходимой компетенцией.
Выбор метода оценки риска также зависит от временного диапазона проявления оцениваемого риска: риск краткосрочный (например, при выполнении однократных заданий), среднесрочный (например, при внедрении нового оборудования, проходящего апробацию), долгосрочный (например, поэтапное изменение технологической системы) либо, что бывает чаще всего, применимым к любому временному диапазону. В зависимости от временного диапазона действия риска различаются и уровни принимаемых решений, направленных на реализацию мер управления риском: стратегический уровень (высшее руководство), операционный (уровень структурного подразделения) или тактический (сам работник или его непосредственный руководитель). Методы оценки профессионального риска требуют от специалистов, которые ими пользуются, различного уровня предварительной подготовки и знаний: от самого простого знания и практического опыта до специального обучения в рамках повышения квалификации (п. 21-23 Рекомендаций).
В целях оценки риска повреждения здоровья работников могут применяться методы, содержащиеся в национальных стандартах Российской Федерации (см., например, ГОСТ Р 12.0.010-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 10.12.2009 N 680-ст.)
2. В рамках процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда осуществляется выявление опасностей путем их обнаружения, распознавания и описания, включая определение их источников, условий возникновения и наступления потенциальных последствий.
В целях оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда у работодателя, в целях обеспечения правильности и полноты установления опасностей, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, а также источников этих опасностей у конкретного работодателя для эффективной реализации процедуры управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда, приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36 утверждены Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
Выявленные опасности рекомендуется классифицировать: по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов; по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации; по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в Примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ (приложение N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н). Работодатель вправе изменять перечень указанных в приложении N 1 опасностей или включать в него дополнительные опасности исходя из специфики своей деятельности (п. 27 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н).
В зависимости от выбранного способа классификации в приложениях к Рекомендациям по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей содержатся Примерная классификация опасностей по видами деятельности (приложение N 1) и Примерная классификация опасностей в зависимости от причин возникновения опасностей (приложение N 2).
Классификацию опасностей по видам профессиональной деятельности работников рекомендуется применять в целях выявления опасности и объектов их возникновения при выполнении работниками конкретных отдельных работ, независимо от объекта (места) их проведения, классификацию опасностей по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы) и (или) по причинам возникновения опасностей рекомендуется применять в целях выявления опасностей на исследуемых объектах работодателя - на территории, рабочих местах (рабочих зонах), в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на исследуемых объектах работодателя - на территории, рабочих местах (рабочих зонах), а также на завершающем этапе идентификации опасностей.
По результатам выявления (идентификации) опасностей, являющегося ключевым этапом при управлении профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда, работодателю рекомендуется формировать перечень идентифицированных (выявленных) опасностей, от полноты которого зависит, все ли опасности на рабочих местах и вне этих рабочих мест будут контролироваться в рамках системы управления охраной труда у работодателя (п. 4 Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей).
Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию не только в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, но и при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
3. Для исключения выявленных у работодателя опасностей или снижения уровня профессионального риска работодателем разрабатываются меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда).
Рекомендациями по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденными приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926, работодателю предлагается пошаговая процедура разработки и реализации мер по управлению профессиональными рисками с учетом возможности применения результатов проведения специальной оценки условий труда для оценки уровней профессиональных рисков. Эта процедура включает: оформление по результатам оценки уровня профессиональных рисков перечня (реестра) рисков, ранжированного в зависимости от оцененного уровня каждого риска (шаг 1); рассмотрение мер управления профессиональными рисками (мер снижения уровня профессиональных рисков или контроля уровня профессиональных рисков) (шаг 2); разработку мер управления профессиональными рисками и составление плана мероприятий по управлению профессиональными рисками, рекомендуемая форма которого приводится в приложении N 16 к Рекомендациям (шаг 3); повторную оценку уровня профессиональных рисков после реализации указанных в предыдущем шаге мероприятий по управлению профессиональными рисками (шаг 4).
Срок, в который работодателю необходимо провести мероприятия по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков, нормативными правовыми актами не определен. Вместе с тем работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (ч. 3 ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н). Неосуществление работодателем мероприятий по выявлению (идентификации) опасностей и оценке профессиональных рисков может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.