Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 214. Обязанности работодателя в области охраны труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Конвенция МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981), ратифицированная Российской Федерацией (см. Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде"), содержит положения, обязывающие работодателя: создавать безопасные условия труда; в случае необходимости предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, насколько это осуществимо, возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья; принимать меры при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи (разд. IV). Иными словами, работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Предусмотренные Конвенцией МОТ N 155 и ст. 22 ТК РФ обязанности работодателя создавать безопасные условия труда, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, конкретизированы в комментируемой статье, содержащей довольно обширный перечень обязанностей работодателя. В частности, в ч. 2 комментируемой статьи конкретизирована обязанность работодателя по созданию безопасных условий труда. Указанной нормой установлено, что при создании безопасных условий труда работодателю необходимо исходить из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Для комплексной оценки рабочего места работодателю необходимо использовать результаты специальной оценки условий труда, полученные в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
Поскольку многие закрепленные в ст. 214 ТК РФ обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда конкретизированы в отдельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов Кодекса и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут. Вместо их комментария дается отсылка к соответствующим статьям Кодекса.
2. Производственный процесс должен быть организован работодателем таким образом, чтобы обеспечить безопасность работников. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. О государственных нормативных требованиях охраны труда см. комментарий к ст. 212. Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов и материалов см. комментарий к ст. 213.1.
3. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Аналогичная обязанность работодателя закреплена в ч. 2 ст. 217 ТК РФ. О системе управления охраной труда см. комментарий к ст. 217.
4. Работодатель обязан обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Обеспечение соответствия рабочих мест государственным нормативным требованиям охраны труда означает, что их создание, расположение, организация, оборудование, воздушная среда и другие составляющие должны соответствовать направленным на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности правилам, процедурам, критериям и нормативам, содержащимся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Общие требования к организации безопасного рабочего места утверждены приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 774н.
О государственных нормативных требованиях охраны труда см. комментарий к ст. 212.
Как следует из ст. 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда содержатся, в частности, в таких нормативных актах, как Правила по охране труда, включающие конкретные требования к организации рабочего места. Так, например, согласно Правилам по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденным приказом Минтруда России от 28.10.2020 N 753н, перед выполнением работ на постоянных площадках проводится подготовка рабочих мест к работе: погрузочно-разгрузочная площадка, проходы и проезды освобождаются от посторонних предметов, ликвидируются ямы, рытвины, скользкие места посыпаются противоскользящими средствами (например, песком или мелким шлаком); проверяется и обеспечивается исправное состояние подъемников, люков, трапов в складских помещениях, расположенных в подвалах и полуподвалах; проводится осмотр рабочих мест; обеспечивается безопасное для выполнения работ освещение рабочих мест. О выявленных перед началом производства работ недостатках и неисправностях работник сообщает непосредственному руководителю работ. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей (п. 32). По окончании работ рабочие места необходимо привести в порядок, освободить проходы и проезды (п. 33).
Правилами по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденными приказом Минтруда России от 27.11.2020 N 835н, установлено, что рабочие места в зависимости от вида работ должны оборудоваться верстаками, стеллажами, столами, шкафами, тумбочками для удобного и безопасного выполнения работ, хранения инструмента, приспособлений и деталей (п. 16). Верстаки, стеллажи, столы, шкафы, тумбочки должны быть прочными и надежно установленными на полу (п. 17). Тиски на верстаках должны устанавливаться на расстоянии не менее 1 м один от другого и закрепляться так, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего. Они должны быть исправными и обеспечивающими надежный зажим изделия. На рукоятке тисков и на стальных сменных плоских планках не должно быть забоин и заусенцев (п. 18). Для защиты работника от отлетающих частиц обрабатываемого материала в случае риска причинения вреда здоровью работника должен быть установлен защитный экран высотой не менее 1 м (п. 19).
5. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
Исполнение данной обязанности вытекает из обязанности работодателя по обеспечению создания и функционирования системы управления охраной труда, одним из элементов которой является управление профессиональными рисками. В рамках управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 1 ст. 218).
При оценке уровней профессиональных рисков работодателем могут быть использованы утвержденные приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926 Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков. Примерный перечень опасностей, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков приведен в приложении N 1 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.
Об управлении профессиональными рисками, включая выявление опасностей, их анализ и оценку, см. комментарий к ст. 218 ТК РФ.
6. В целях улучшения условий и охраны труда, ликвидации опасностей, снижения уровня профессиональных рисков на работодателя возлагается обязанность обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
В рамках управления охраной труда работодателем должен быть утвержден план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
При составлении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатель вправе учитывать утвержденный приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней. В случае необходимости работодатель вправе вносить в утвержденный им план мероприятий по улучшению условий и охраны труда изменения в течение года. Периодичность и порядок внесения изменений в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатель утверждает локальным нормативным актом самостоятельно (см. письмо Минтруда России от 25.01.2022 N 15-2/ООГ-126).
7. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
Перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и новых рабочих мест работодателю необходимо выявить все возможные риски повреждения здоровья работников, произвести оценку уровня профессиональных рисков и разработать мероприятия по управлению профессиональными рисками на новых рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Так, например, при вводе в эксплуатацию машин и другого оборудования в число мер по обеспечению безопасных условий и охраны труда могут включаться меры, содержащие указание на необходимость использования не предусмотренных конструкцией машин, оборудования средств и методов защиты работника.
Внедрение новой продукции, услуг и процессов или изменение существующих продукции, услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест и производственной среды (здания и сооружения, оборудование, технологические процессы, инструменты, материалы и сырье), должны учитываться при планировании мероприятий по охране труда (подп. "в" п. 32 Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н).
Помимо этого, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"). Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
8. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, см. комментарий к статьям разделов "Рабочее время" и "Время отдыха" ТК РФ.
9. При осуществлении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами.
В Законе о техническом регулировании определено понятие "подтверждение соответствия" как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (ст. 2).
Порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов закреплен в гл. 4 указанного Закона.
Об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты см. комментарий к ст. 221 ТК РФ.
10. Там, где это требуется для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан обеспечить работников средствами коллективной защиты - техническими средствами защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанными с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами).
Обеспечение работников средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д. Так, например, в соответствии с Правилами по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденными приказом Минтруда России от 11.12.2020 N 883н, места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием) (п. 53). Технологическое оборудование, объединенное в единый технологический комплекс с числом работающих более одного, должно снабжаться системами сигнализации, предупреждающими рабочих о пуске. Сигнальные элементы (звонки, сирены, лампы) должны быть защищены от механических повреждений и расположены так, чтобы обеспечивались надежная слышимость и видимость сигнала в зоне обслуживающего персонала (п. 64).
Средства коллективной защиты работников, как и средства индивидуальной защиты, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь обязательное подтверждение соответствия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
11. Об обучении работников по охране труда, в том числе обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, оказании первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) средств индивидуальной защиты см. комментарий к ст. 219.
12. Обязанность по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты осуществляется работодателем в рамках системы управления охраной труда и должна найти отражение в положении о системе управления охраной труда.
Как следует из Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н, контроль выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля являются основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и системы управления охраной труда (СУОТ) в целом (подп. "в" п. 55 Примерного положения).
Работодателю, исходя из специфики своей деятельности, рекомендуется определить основные виды контроля функционирования СУОТ, включая контроль реализации процедур и мероприятий по охране труда, к которым относятся:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, контроль показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров, а также, при необходимости, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений существующих или внедрений новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом (п. 63 Примерного положения).
Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения (п. 64 Примерного положения).
В систему контроля могут входить: служба охраны труда (специалист по охране труда) и должностные лица (главный инженер, технолог, руководитель службы эксплуатации, руководители структурных подразделений), создаваемые по инициативе работников и работодателей комитеты (комиссии) по охране труда. О службе охраны труда у работодателя, в комитетах (комиссиях) по охране труда см. комментарий к ст. 223, 224 ТК РФ).
13. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, урегулированы Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда определен положениями гл. 2 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 указанного Закона. Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332, вступающим в силу с 01.09.2022 и действующим до 01.09.2028.
Для осуществления деятельности по проведению специальной оценки условий труда организации должны иметь аккредитацию. Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334, вступающим в силу с 01.09.2022 и действующим до 01.09.2028.
Аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу указанного постановления, подлежит приостановлению с 01.03.2023 до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334. В случае неподтверждения такими организациями после 01.03.2023 соответствия требованиям, утвержденным указанным постановлением, их аккредитация прекращается с исключением из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, с 01.09.2023 (п. 5 постановления Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334). Таким образом, аккредитация, полученная организацией до 01.09.2022, будет приостановлена с 01.03.2023.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерством труда и социальной защиты РФ), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Методикой проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда (см. приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению").
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом "О специальной оценке условий труда". Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Этим Законом предусмотрено проведение внеплановой специальной оценки условий труда. Такая оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления следующих случаев: получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона "О специальной оценке условий труда" или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
В случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, а также изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, внеплановая специальная оценка условий труда проводится в течение 12 месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (ч. 2 ст. 17).
Внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных п. 3-5 и 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Основными этапами проведения специальной оценки условий труда являются: подготовка к проведению специальной оценки условий труда; идентификация вредности (опасности); декларирование соответствия условий труда; измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; оформление результатов специальной оценки условий труда.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем издается приказ (распоряжение), в соответствии с которым утверждаются порядок деятельности и состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). При проведении специальной оценки условий труда у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии, указанные в Федеральном законе "О специальной оценке условий труда", исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.
До начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники: работают по одной и той же профессии, должности, специальности; осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9). При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 1, 5 ст. 16 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда обязана передать в информационную систему учета указанные в подп. "а", "в" и "в.1" п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" сведения и получить для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационный номер, который присваивается информационной системой учета в автоматическом режиме. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана сообщить указанный идентификационный номер работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда (п. 6 ст. 8).
В ходе выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда экспертом организации, проводящей такую оценку, осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, т.е. сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению").
Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов установлен ст. 12 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Комиссией, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников, формируется перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 3 ст. 12). Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям (ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
По представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, комиссией может быть принято решение о возможности использования результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда (ч. 7 ст. 12 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В соответствии с ч. 6-8 ст. 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 N 976н.
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений (ч. 9 ст. 12). Решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия этого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Копию протокола комиссии, содержащего данное решение, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения работодатель должен направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч. 6 ст. 10). Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, составляемого организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету (ст. 15). Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен содержать идентификационный номер, который присваивается до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда информационной системой учета в автоматическом режиме в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (ч. 1.1 ст. 15). Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7).
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель должен организовать: ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись; размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5, 6 ст. 15). Помимо этого работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5.1 ст. 15).
Для подтверждения работодателем соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда предусмотрено декларирование (ст. 11). Оно осуществляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам проведения идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением указанных в ч. 6 ст. 10 Закона рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте (ч. 4 ст. 11).
В случае если с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда (ч. 5 ст. 11).
Таким образом, на рабочих местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (п. 4 ст. 8).
При наступлении указанных в ч. 5 ст. 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" обстоятельств федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимается решение о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, о чем в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств делается соответствующая запись в реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 6 ст. 11).
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана передать сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства РФ о персональных данных (ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче сведений о специальной оценке условий труда работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд России), в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, которые указанный федеральный орган исполнительной власти передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержден приказом Минтруда России от 03.11.2015 N 843н.
Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" предусмотрено установление особого порядка проведения специальной оценки условий труда для отдельных видов деятельности и организаций.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 N 290.
До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах в отношении этих рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" (ч. 5 ст. 27). В частности, установлены особенности проведения специальной оценки условий труда:
- на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно-опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений (приказ Минтруда России от 27.01.2015 N 46н);
- на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (приказ Минтруда России от 14.11.2014 N 882н);
- на рабочих местах работников, занятых на подземных работах (приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 996н);
- на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы (приказ Минтруда России от 18.02.2015 N 96н);
- на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды (приказ Минтруда России от 19.02.2015 N 102н);
- на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (приказ Минтруда России от 18.05.2015 N 301н);
- на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта (приказ Минтруда России от 01.06.2015 N 335н);
- на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников (приказ Минтруда России от 24.04.2015 N 250н);
- на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 543н);
- на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии (приказ Минтруда России от 28.06.2018 N 433н);
- на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих паллиативную медицинскую помощь в соответствии со своими должностными обязанностями и осуществляющих указанную деятельность в медицинских организациях или структурных подразделениях медицинских организаций, специализирующихся на оказании паллиативной медицинской помощи (приказ Минтруда России от 29.09.2021 N 664н).
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", специальная оценка условий труда не проводится (ч. 3 ст. 3).
Специальная оценка условий труда на временных или сезонных рабочих местах проводится в соответствии с требованиями Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденными приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, в период осуществления на них производственной деятельности (см. письмо Минтруда России от 28.08.2017 N 15-1/ООГ-2410 "О проведении специальной оценки условий труда на временных рабочих местах").
14. Об организации проведения медицинских осмотров см. комментарий к ст. 220 ТК РФ.
15. В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанная обязанность работодателя конкретизирована в комментируемой статье, согласно которой на работодателя возлагается обязанность по обеспечению недопущения работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (см. комментарий к ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Об обучении работников по охране труда см. комментарий к ст. 219 ТК РФ. Об организации проведения медицинских осмотров см. комментарий к ст. 220 ТК РФ.
За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена административная ответственность (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
16. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим.
В рамках управления охраной труда работодателем должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций, локализации и ликвидации последствий аварий, оказанию первой помощи пострадавшим.
Обязанность работодателя по предотвращению аварийных ситуаций реализуется работодателем и путем включения в инструкции по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях. Так, в соответствии с подп. "г" п. 21, подп. "а-г" п. 25 Основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 772н (документ не применялся до 01.01.2023 в соответствии с приказом Минтруда России от 17.03.2022 N 140н), инструкция по охране труда должна содержать требования охраны труда в аварийных ситуациях, которые должны отражать: перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае; действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
Кроме этого, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Необходимость принятия мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в первую очередь касается организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, объектов по хранению и уничтожению химического оружия и его перевозки. Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать в случаях, предусмотренных Законом, требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;
- обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных указанным Законом;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
- в установленных Законом случаях разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
- приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. 9, 10).
В целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах осуществляется разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать: разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения и по снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; безопасное для работников объектов использования атомной энергии и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии на ядерной установке, на радиационном источнике или в пункте хранения; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве и другие меры.
Федеральным законом от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" предусмотрена необходимость разработки плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (ст. 14, 15).
При наступлении несчастного случая вследствие аварийной или иной чрезвычайной ситуации на работодателя (его представителя) возлагаются обязанности немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию, принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц (см. комментарий к ст. 228 ТК РФ). Для предотвращения аварии или устранения ее последствий работодатель может привлечь работников к сверхурочной работе (см. комментарий к ч. 3 ст. 99 ТК РФ).
17. Комментируемой статьей на работодателя возлагается обязанность обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанная обязанность должна исполняться работодателем и в отношении дистанционных работников (см. комментарий к ст. 312.7 ТК РФ).
Согласно ст. 228 ТК РФ работодатель (его представитель) обязан при наступлении несчастного случая принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного его расследования и оформлению материалов такого расследования. О других обязанностях работодателя при несчастном случае см. комментарий к ст. 228 ТК РФ.
О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. комментарий к ст. 227-230.1 ТК РФ.
Порядок проведения расследования несчастных случаев определен в ст. 229.2 ТК РФ. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев, порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве установлены ст. 230, 230.1 ТК РФ.
В целях оказания содействия работодателям в исполнении обязанности по учету и рассмотрению причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), приказом Минтруда России от 15.09.2021 N 632н утверждены Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников.
Для учета, рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, предупреждения производственного травматизма работодателю рекомендуется: утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников; организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников, и фиксацию результатов рассмотрения в справке о рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 1 к Рекомендациям, или ином определенном работодателем документе, содержащем в том числе рекомендуемые сведения, отраженные в Справке о рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в журнале учета микроповреждений (микротравм) работников, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к Рекомендациям, или ином определенном работодателем документе, содержащем в том числе рекомендуемые сведения, отраженные в журнале учета микроповреждения (микротравм) работников; установить место и сроки хранения справки и журнала.
18. В комментируемой статье на работодателя возлагается обязанность по обеспечению санитарно-бытового обслуживания и медицинскому обеспечению работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи. О требованиях охраны труда см. ст. 212 и комментарий к ней.
О санитарно-бытовом обслуживании и доставке заболевших, травмированных работников в медицинскую организацию см. комментарий к ст. 216.3 ТК РФ.
Для медицинского обеспечения работников работодателем оборудуются по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи (здрав- и медпункты, ингалятории и др.), организуются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи. В крупных организ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.