Статья 213. Государственная экспертиза условий труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 209 ТК РФ). Государственная экспертиза условий труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210).
В комментируемой статье определены органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную экспертизу.
Особенности осуществления экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", положениями которого определены органы, осуществляющие экспертизу качества специальной оценки условий труда, основания для ее проведения, условия взимания платы, правила урегулирования разногласий по вопросам проведения указанной экспертизы, установлена обязанность передачи результатов экспертизы в информационную систему учета и порядок ее осуществления (ст. 24, ч. 3 ст. 18).
Согласно ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н.
Государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется: Федеральной службой по труду и занятости в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в отношении работников иных организаций (п. 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда). Приказом Роструда от 23.08.2019 N 232 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В рамках государственной экспертизы условий труда в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда осуществляется экспертиза качества специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 24, п. 5 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда).
Государственная экспертиза условий труда в целях оценки фактических условий труда работников также осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (п. 6 Порядка).
Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации по осуществлению на территории субъекта Российской Федерации государственной экспертизы условий труда закреплены в ст. 211.3 ТК РФ и Федеральном законе от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (подп. 85 ч. 1 ст. 44).
В субъектах Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственной экспертизы условий труда наделены различные органы исполнительной власти. Так, например, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по осуществлению государственной экспертизы условий труда является Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (п. 4.7 Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП). Государственная экспертиза условий труда в Московской области осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в области охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (ч. 1 ст. 24 Закона Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области"), в качестве которого определено Министерство социального развития Московской области (п. 14.75 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 N 642/29). Осуществление на территории Республики Адыгея государственной экспертизы условий труда отнесено к функциям Министерства труда и социального развития Республики Адыгея (подп. "а" п. 9 раздела III Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.11.2009 N 218 "Вопросы Министерства труда и социального развития Республики Адыгея"). На территории Республики Башкортостан в установленном порядке государственную экспертизу условий труда осуществляет Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (п. 2.1.22 Положения о Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.05.2015 N 174).
В субъектах РФ также действуют административные регламенты, определяющие порядок предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда. Так, например, административные регламенты, устанавливающие порядок предоставления государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда, утверждены Министерством труда и социального развития Республики Адыгея (см. приказ Министерства труда и соцразвития Республики Адыгея от 17.05.2016 N 111 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социального развития Республики Адыгея предоставления государственной услуги "Осуществление государственной экспертизы условий труда"), комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области (см. приказ комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 01.07.2015 N 9 "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда"), Министерством труда и социальной политики Республики Тыва (см. приказ Минтруда Республики Тыва от 03.08.2021 N 590 "Об утверждении Административного регламента Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по предоставлению государственной услуги "Осуществление государственной экспертизы условий труда").
2. В ч. 2 комментируемой статьи определены цели осуществления государственной экспертизы условий труда. Указанная экспертиза проводится в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
3. Основаниями для проведения государственной экспертизы условий труда служат определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).
Так, в случае необходимости в экспертной оценке качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников суд может вынести определение о назначении государственной экспертизы условий труда, в котором поставить перед экспертом интересующие его вопросы, а также указать на необходимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Если в определении судебного органа указано на необходимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, они осуществляются в соответствии с п. 34 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда на платной основе, в остальных случаях проведение государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов осуществляется в соответствии с общими требованиями указанного Порядка (абз. 4 п. 3 Порядка).
Работодатель вправе инициировать проведение государственной экспертизы условий труда в случае возникновения претензий к качеству проведения специальной оценки условий труда, сомнений в правильном установлении по результатам специальной оценки условий труда гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оценки фактических условий их труда.
Работник также вправе обратиться за проведением государственной экспертизы условий труда, например, в случае если он считает, что специальная оценка условий труда была проведена необъективно и ему неправильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Помимо сторон трудового договора право инициировать проведение государственной экспертизы условий труда предоставлено представительным органам работодателей и работников (объединениям работодателей, профессиональным союзам, их объединениям, иным уполномоченным работниками представительных органов).
Право на обращение за проведением государственной экспертизы условий труда также предоставлено органам исполнительной власти, комиссиям по расследованию несчастных случаев, которые, как правило, обращаются за проведением экспертизы для установления фактических условий труда на рабочих местах.
За проведением государственной экспертизы условий труда вправе обратиться органы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в частности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, созданного 01.01.2023 путем реорганизации Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ*(10), например, в случае если у него возникли обоснованные сомнения в результатах специальной оценки условий труда, оказывающих влияние на правильность применения дополнительных тарифов страховых взносов.
Территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", вправе направить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда представление о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда (подп. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", подп. "в" п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда). Типовая форма представления государственной инспекции труда о проведении государственной экспертизы условий труда утверждена приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (приложение N 3).
4. Как следует из ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется: по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда; по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, органов исполнительной власти, организаций, проводивших специальную оценку условий труда; по представлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основании поданных непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя (п. 3 ст. 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда"). Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждены приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Размер такой платы определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 11.06.2015 N 431 утвержден Порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Республике Татарстан, в соответствии с которым приказом Минтруда, занятости и соцзащиты Республики Татарстан от 16.12.2021 N 927 утвержден размер платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в отношении одного объекта экспертизы в 2022 г. Размер платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Ленинградской области установлен приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 25.01.2022 N 1 "Об установлении размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в Ленинградской области".
5. Комментируемой статьей не определен объект проведения государственной экспертизы условий труда. Этот недостаток правового регулирования восполнен положениями Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н, согласно которому объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места). В случае если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
В случае, когда объектом государственной экспертизы условий труда являются рабочие места учреждения, подведомственного органу исполнительной власти, указанный орган исполнительной власти не вправе представлять интересы данного учреждения при проведении государственной экспертизы и вмешиваться в работу органов государственной экспертизы условий труда.
6. Для проведения государственной экспертизы условий труда по обращениям органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда, заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление о проведении государственной экспертизы условий труда. Требования к форме, содержанию заявления и прилагаемым к нему документам определены п. 10-14 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н. Типовая форма заявления утверждена приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н и размещена в открытом доступе на сайте Федеральной службы по труду и занятости и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего проведение государственной экспертизы условий труда.
Важной гарантией защиты прав лиц, имеющих право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, является предоставление органам, уполномоченным на проведение государственной экспертизы условий труда, права в случае, если документы и другие материалы, необходимые для осуществления экспертизы, не были представлены заявителями, самостоятельно запрашивать соответствующие документы и другие материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, государственных внебюджетных фондах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 5 ст. 213). Для запроса и получения документов используется единая система межведомственного электронного взаимодействия, а также сведения, содержащиеся во ФГИС СОУТ.
Дополнительные гарантии заявителям при проведении государственной экспертизы условий труда могут быть предусмотрены актами социального партнерства. Так, например, Московским трехсторонним соглашением на 2022-2024 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключенным 30.12.2021, Правительство Москвы обязуется при проведении государственной экспертизы условий труда по заявлению работника, профсоюзов, их объединений предусмотреть, что размер платы за ее проведение не устанавливается или при определении размера платы за ее проведение применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (п. 4.7).
Помимо прилагаемых к заявлению документов, перечисленных в п. 12 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, заявителем могут быть предоставлены дополнительные документы. Примерный перечень дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом государственной экспертизы условий труда, приведен в приложении N 2 к указанному Порядку. Орган государственной экспертизы условий труда в случае непоступления дополнительных документов вправе запросить их у работодателя, если их отсутствие не позволяет обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда (п. 13 Порядка). Типовая форма запроса документации у работодателя, рабочие места которого являются объектом государственной экспертизы условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.
Заявление, определения судебных органов, представления государственных инспекций труда, представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов, заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда (основания для государственной экспертизы условий труда) регистрируются в органе государственной экспертизы условий труда и передаются в структурное подразделение органа государственной экспертизы условий труда, уполномоченное руководителем органа государственной экспертизы условий труда на проведение государственной экспертизы условий труда.
Государственная экспертиза условий труда проводится экспертом (экспертной комиссией) путем последовательного осуществления следующих процедур: рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда; проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда; организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров); оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда. На основании п. 21 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда указанный срок может быть продлен руководителем органа государственной экспертизы условий труда, но не более чем на 60 рабочих дней.
7. В ч. 4 комментируемой статьи закреплены права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. В частности, им предоставлено право посещать любых работодателей - юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм) и физических лиц, запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы, проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Дополнительные права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, определены Порядком проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, эксперту предоставлено право на особое мнение (п. 44 Порядка).
В законах субъектов Российской Федерации об охране труда также могут устанавливаться права лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Так, например, в Законе г. Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве" лицам, осуществляющим государственную экспертизу условий труда, предоставлено право беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы, а также иные права, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законом Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области" работникам, осуществляющим государственную экспертизу условий труда, предоставлено право беспрепятственно (при наличии удостоверений установленного образца) посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию (ч. 6 ст. 24).
При осуществлении экспертизы могут проводиться исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров) (раздел VI Порядка).
8. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда (в двух экземплярах), который подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа государственной экспертизы условий труда. Допускается оформление заключения государственной экспертизы условий труда в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 38, 43 Порядка).
В зависимости от цели государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов: о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 40 Порядка).
В случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, члены экспертной комиссии вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда. Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий. Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы (п. 44 Порядка).
9. В ч. 6 комментируемой статьи закреплены обязанности лица, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, содержание которых раскрывается в положениях Порядка проведения государственной экспертизы условий труда. Так, согласно п. 9 указанного Порядка государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях государственной экспертизы условий труда, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления указанной экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении государственной экспертизы условий труда, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.
10. Сведения о результатах проведенной государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) (ч. 6 ст. 24, ст. 18 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", п. 47 Порядка). Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, а также результаты ее проведения хранятся в органе государственной экспертизы условий труда в течение срока, установленного приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" (п. 48 Порядка).
Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы и результатам ее проведения являются обязательными для исполнения всеми участниками специальной оценки условий труда, в том числе сторонами, имеющими разногласия. В случае неучета работодателем и (или) организацией, проводившей у этого работодателя специальную оценку условий труда, результатов проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда заявитель вправе обратиться в государственную инспекцию труда с заявлением с приложением копии не исполненного заключения государственной экспертизы условий труда (п. 47 Порядка).
Заявители имеют право на обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе проведения государственной экспертизы условий труда.
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В отношении такого объекта государственной экспертизы условий труда, как качество проведения специальной оценки условий труда, разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда рассматриваются в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Минтрудом России бесплатно с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и положений Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2016 N 501н.
Приказом Минтруда России от 08.07.2016 N 350н утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда.
11. В случае обнаружения несоответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (см. коммент. к ст. 357).