Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Бондарь Н.С. Конституционная компаративистика в системе юридического образования: сочетание научно-доктринальных и учебно-образовательных начал
Н.С. Бондарь - заведующий центром судебного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ
Представлен авторский подход к пониманию места и роли конституционной компаративистики в системе российского юридического образования, подразумевая, что само понятие конституционной компаративистики должно рассматриваться на основе единства научно-доктринальных и учебно-образовательных начал. В современных условиях эти вопросы особенно актуальны, учитывая конституционные поправки 2020 г., предопределившие новые международно-правовые контексты конституционной компаративистики.
Отмечены отрицательные тенденции, связанные с умалением проблем компаративистики в системе юридического образования ввиду включения России в Болонский процесс и перехода к двухуровневой системе подготовки юридических кадров. С учетом национальных особенностей философско-мировоззренческих основ отечественного юридического образования предлагаются конкретные направления совершенствования, повышения роли конституционной компаративистики в процессе подготовки юридических кадров. Особое внимание уделено обоснованию целесообразности перехода к конституционной модели подготовки юриста, изучению проблем конституционализма в единстве теории и практики, последовательному учету профессионально-образовательных и мировоззренческих начал в системе конституционной компаративистики. Успешному решению этих задач способствует понимание самой системы юридического образования как конституционной ценности, сочетающей публичные и субъективно-личностные характеристики, что, в свою очередь, позволяет объективно оценивать современные возможности, определять реальные направления интеграции отечественного юридического образования в международное образовательное пространство. Важная роль в этих процессах должна принадлежать в том числе конституционной компаративистике.
Ключевые слова: конституция, конституционализм, компаративистика, юридическое образование, конституционное мировоззрение, методика преподавания
Bondar N.S. Constitutional Comparative Studies in the System of Legal Education: A Combination of Scientific-Doctrinal and Educational Principles
N.S. Bondar - Dr. Sci. (Law), Prof., Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Center of Judicial Law, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
The author's approach to understanding the place and role of constitutional comparative studies in the system of Russian legal education is presented. According to the author, the very concept of constitutional comparative studies should be considered on the basis of the unity of scientific-doctrinal and educational principles. In modern conditions, these issues are especially relevant, given the constitutional amendments of 2020, which predetermined new international legal contexts of constitutional comparative studies.
There are negative trends associated with the diminution of comparative problems in the legal education system due to the inclusion of Russia in the Bologna process and the transition to a two-level system of training legal personnel. Taking into account the National peculiarities of the philosophical and ideological foundations of domestic legal education, specific directions for improving and increasing the role of constitutional comparative studies in the process of training legal personnel are proposed. Special attention is paid to substantiating the expediency of switching to the constitutional model of lawyer training, studying the problems of constitutionalism in the unity of theory and practice, consistent consideration of professional, educational and ideological principles in the system of constitutional comparative studies. The successful solution of these tasks is facilitated by the understanding of the legal education system itself as a constitutional value combining public and subjective-personal characteristics, which, in turn, allows an objective assessment of modern opportunities, to determine the real directions of integration of domestic legal education into the international educational space. An important role in these processes should also belong to constitutional comparative studies.
Keywords: constitution, constitutionalism, comparative studies, legal education, constitutional worldview, teaching methods
Конституционная компаративистика в системе юридического образования: сочетание научно-доктринальных и учебно-образовательных начал
Автор
Н.С. Бондарь - заведующий центром судебного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, судья Конституционного Суда РФ в отставке, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ
Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3