• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проблемы правовой регламентации процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных (И.Ю. Самохвалов, А.Л. Санташов, журнал "Пенитенциарная наука" N 2 (том 17), апрель-июнь 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Самохвалов И.Ю., Санташов А.Л. Проблемы правовой регламентации процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных

 

И.Ю. Самохвалов - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории, обществознания и права историко-филологического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Арзамас, Россия

 

А.Л. Санташов - доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник по социологическим исследованиям научно-исследовательского отдела факультета подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательской работы Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, Москва, Россия, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, профессор кафедры уголовного права и криминологии Северо-Западного института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Вологда, Россия

 

Введение: статья посвящена исследованию существующей ситуации исполнения наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних от момента прибытия осужденного до освобождения на примере изучения деятельности конкретного учреждения. Цель: исследовать аспекты воспитательного воздействия в процессе исполнения наказания, направленного на последующую социальную адаптацию и ресоциализацию осужденных после освобождения. Методы: общенаучные (анализ, синтез, индукция и т.д.), частнонаучные и специальные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический). Результаты: по итогам изучения материалов деятельности конкретной воспитательной колонии в области применения положений действующего законодательства, регламентирующего воспитательное воздействие на осужденных по недопущению рецидива, установлено, что необходима дальнейшая социальная адаптация за пределами исправительного учреждения, проводимая специально созданным государственным органом, имеющим широкие социально-реабилитационные полномочия, реализуемые при координации деятельности и во взаимодействии заинтересованных государственных структур. Выводы: процесс успешного возвращения осужденного в социум с гарантией отказа от преступной деятельности возможен при использовании всех имеющихся средств и методов воздействия, включая безоговорочное подчинение режиму содержания в период принудительной изоляции и необходимость возвращения к приемлемым социально-жизненным ценностям и позитивным общественно полезным установкам через социальную адаптацию и ресоциализацию, проводимую за пределами мест лишения свободы.

Ключевые слова: воспитательная колония; ресоциализация; социальная адаптация; пенитенциарный адаптив; правопослушное поведение; криминальная субкультура; поспенитенциарная адаптация; помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора.

 

Samokhvalov I.Yu., Santashov A.L. Describing legal regulation of the resocialization process of convicted minors

 

I.Yu. Samokhvalov - Candidate of Sciences (Law), associate professor at the Department of History, Social Studies and Law of the History and Philology Faculty of the Arzamas Branch of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas, Russia

 

A.L. Santashov - Doctor of Sciences (Law), Associate Professor, Chief Researcher for Sociological Research of the Research Department of the Faculty of Training of Scientific Pedagogical Personnel and Organization of Research Work of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Moscow, Russia, professor at the Department of Civil Law Disciplines of the Law Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, Russia, professor at the Department of Criminal Law and Criminology of the North-Western Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Vologda, Russia

 

Introduction: the article considers the current situation of punishment execution in juvenile correctional facilities, from the moment of arrival of the convicted person to the date of his/her release on the example of a specific institution. Purpose: to study aspects ofthe educational impact in the process of punishment execution aimed at subsequent social adaptation and resocialization of convicts after release. Methods: general scientific (analysis, synthesis, induction, etc.), private scientific and special methods of cognition (comparative legal, formal legal, statistical). Results: having assessed activities of a specific juvenile correctional facility in the field of law enforcement of the current legislation provisions regulating the educational impact on convicts to prevent recidivism, the authors found out the following: further social adaptation outside the correctional institution is necessary, carried out by a specially created state body with broad social rehabilitation powers, implemented with the coordination and interaction of interested state structures. Conclusions: convict's successful reintegration into society and renunciation of criminal activity is possible with the use of all available means and methods of impact, including training and unconditional submission to the detention regime during forced isolation, as well as minor's acceptance of social and life values and positive socially useful attitudes through social adaptation and resocialization carried out outside places of deprivation of liberty.

 

Keywords: juvenile correctional facility: resocialization; social adaptation; penitentiary adaptive; law-abiding behavior; criminal subculture; post-penitentiary adaptation; premises functioning as a pre-trial detention center.

 

Журнал "Пенитенциарная наука"

 

На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики с учетом их правовых, психологических и педагогических аспектов. В журнале публикуются оригинальные статьи и обзоры как российских, так и зарубежных авторов, авторских коллективов на русском и английском языке. Редакция предоставляет возможность молодым учёным публиковать материалы диссертационных исследований. Основная цель издания журнала - это предоставление широким слоям научной общественности информации о состоянии и развитии пенитенциарной науки, создание профессиональной площадки для обсуждения состояния уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и в мире.

 

Учредитель и издатель - федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (ВИПЭ ФСИН России). Выходит в свет с 2007 года До августа 2019 г. выходил под названием "Вестник института: преступление, наказание, исправление".

 

Периодичность с 2011 года - 4 раза в год (1 раз в три месяца).

 

Печатная версия журнала зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-76598 от 15 августа 2019 года).

 

ISSN 2686-9764 (Print)

ISSN 2782-1986 (Online)

 

Решением Минобрнауки научно-практический журнал "Пенитенциарная наука" включён в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук по следующим научным специальностям:

12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (юридические науки);

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки); 12.00.09 - Уголовный процесс (юридические науки);

12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (юридические науки);

12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки);

12.00.14 - Административное право; административный процесс (юридические науки);

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);

19.00.06 - Юридическая психология (психологические науки).

 

На основании разрешения правообладателя (учредителя и издателя) журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.

Кроме того, все статьи журнала публикуются под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0; см. текст лицензии, URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/) и находятся в открытом доступе.

 

Подробные сведения см. на сайте научного издания, URL: https://jurnauka-vipe.ru/about/?lang=ru