В соответствии с Федеральным законом от 07.10.2022 N 378-ФЗ участники СВО освобождаются от начисления и уплаты пени за просрочку коммунальных платежей. У абонента за период еще до начала СВО сложилась задолженность (допустим, с 01.07.2020 по 01.06.2023), на которую по сегодняшний момент автоматически начислялась пеня. Как сделать перерасчет пени участнику СВО? Исключить только период начисления пени за просрочку с 24.02.2022 (начало участия в СВО), а пеню, которая начислялась за период просрочки до 24.02.2022, оставить? Она будет в этом случае продолжать начисляться и в настоящий момент, но за период задолженности, которая возникла до начала участия в СВО, пока долг не будет оплачен в полном объёме?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации пеня подлежит начислению до 24.02.2022.
Обоснование позиции:
Действительно, Федеральным законом от 07.10.2022 N 378-ФЗ (далее - Закон N 378-ФЗ) Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) был дополнен ст. 9.1, согласно которой граждане Российской Федерации, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и члены их семей до прекращения действия указанного контракта освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 13.06.2023 N 229-ФЗ ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ была изложена в новой редакции, уточняющей категории граждан - участников СВО и членов их семей, которые на период участия в СВО освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилье и коммунальные услуги, а также устанавливающий запрет для указанных граждан на ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. Также этим Законом установлено, что действие положений ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 24.02.2022.
Из ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ следует, что порядок освобождения от начисления пеней должен быть установлен в каждом конкретном субъекте РФ. В Кабардино-Балкарской Республике такой Порядок утвержден Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 06.12.2022 N 128-УГ.
Согласно п. 3 этого Порядка от начисления пеней освобождаются граждане Российской Федерации, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее - военнослужащий, контракт), и члены их семей (далее - члены семьи военнослужащего) со дня начала действия контракта на период его действия или до даты, когда член семьи военнослужащего перестал относиться к членам семьи военнослужащего.
По нашему мнению, из буквального смысла данной нормы следует, что пени не подлежат начислению с даты заключения контракта, в рассматриваемой ситуации с 24.02.2022, как на задолженность, сформировавшуюся ранее с 01.07.2020, так и на текущую задолженность, сформировавшуюся с 24.02.2022. То есть пеня, начисленная на задолженность до 24.02.2022, должна быть зафиксирована и не может начисляться до даты прекращения контракта или даты, когда член семьи военнослужащего перестал относиться к членам семьи военнослужащего. Допустим, с 01.07.2020 до 24.02.2022 военнослужащему или члену его семьи была начислена пеня в размере 5 тыс. руб. Данная сумма не должна расти в период с 24.02.2022 до даты прекращения контракта или даты, когда член семьи военнослужащего перестал относиться к членам семьи военнослужащего.
К сожалению, официальные разъяснения порядка расчета пени в настоящее время отсутствуют. Судебная практика также крайне скудна. Нами обнаружено всего три судебных акта, в которых рассматривалась ситуация с начислением пеней на задолженность за жилищно-коммунальные услуги членам семьи военнослужащих.
Так, из решения Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2023 по делу N 2-56/2023 следует, что суд освободил члена семьи военнослужащего в полном объеме от пеней, начисленных на задолженность за период 03.06.2019 по 31.08.2022.
В решении Кинешемского городского суда Ивановской области от 28.12.2022 по делу N 2-2597/2022 в ситуации, когда военнослужащий был призван на военную службу по мобилизации 13.10.2022, суд пришел к выводу, что ответчики подлежат освобождению от начисления пеней за несвоевременные или неполные платежи за жилищно-коммунальные услуги с 07.10.2022 (дата вступления в силу Закона N 378-ФЗ), и признал правомерным начисление пеней с 11.06.2019 по 06.10.2022 на задолженность по коммунальным платежам, образовавшуюся за период с апреля 2019 по март 2021 включительно.
В апелляционном определении СК по гражданским делам Кировского областного суда от 20.12.2022 по делу N 33-5461/2022 суд не принял аргумент апеллянта, что применение ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ не влечет отказ во взыскании пеней, начисленных за период с апреля 2019 года по апрель 2022 года, поскольку освобождение от данных платежей происходит с даты заключения контракта, закон не предусматривает освобождения от уплаты пеней, начисленных за более ранний период. Судебная коллегия указала, что такое толкование искажает смысл социальной направленности этих положений закона. Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, полагает, что при призыве на военную службу по мобилизации члены семьи призванного вправе рассчитывать на временное освобождение их от ответственности за неисполнение обязательств по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В то же время прекращение действия контракта является основанием для начисления и взыскания пеней с ответчика, что не лишает истца права обратиться в суд с новым иском.
В связи с тем, что в судебной практике не сформировалась четкая позиция по применению ст. 9.1 Закона N 58-ФЗ, подчеркнем, что изложенное является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением других специалистов и позиции суда.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья
Ответ прошел контроль качества
23 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"