Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Петросянц В.Р., Гридяева Л.Н., Арпентьева М.Р. Буллинг и проблемы психологической безопасности образования
В.Р. Петросянц - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет
Л.Н. Гридяева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет
М.Р. Арпентьева - доктор психологических наук, доцент, фрилансер, Монреаль, Квебек, бульвар Эдуард-Монпети, Канада
Введение. Современное образование России столкнулось с массовыми случаями насилия в форме буллинга и иных форм травли одних людей (учеников, педагогов, родителей, представителей администрации и т.д.) другими. Виды и формы насилия в образовании многочисленны, например буллинг и сталкинг (перспектицид, газлайтинг, висхолдинг, психологический шантаж и колумбайн). Цель исследования - анализ буллинга как источника угроз психологической безопасности образования.
Материалы, результаты и обсуждение. Поиск решений проблем насилия и безопасности образования обращает внимание на несколько основных аспектов виктимизации образования: 1) организационно-методические проблемы и нарушения; 2) межличностные и 3) личностные деформации. Традиционные для образования отношения субординации, пронизывающие современное образование по линиям "ученик - педагог" и "педагог - администрация", порождают различные риски нарушений безопасности, реформы и инновации в образовании, либо служат попыткой смягчения этой проблемы (активные методы обучения, открытая педагогика, практики "перевернутого класса" и т.п.), либо усугубляют ее (менеджериализация, десакрализация и коммерционализация образования и т.п.). Важным моментом на пути обеспечения психологической безопасности образования являются согласованность его целей и путей, учет в разработке стратегии коррекции и профилактики насилия распространенных типов субъектов насилия ("шантажирующих", "жертвующих", "искушающих") и сценариев их активности. Антибуллинговые практики в вузах должны быть обращены к коррекции и профилактике нарушений в учебнопрофессиональной деятельности студентов и преподавателей, созданию оптимальной среды их развития в вузе, семье, социуме в целом, в том числе переход от отчужденных ролевых инсценировок противостояний к отношениям уважительной искренности и поиску согласия.
Выводы. Системная модель нарушений психологической безопасности образования предполагает профилактику и коррекцию психологических и сопутствующих нарушений развития и функционирования отдельных субъектов образования. Она также включает профилактику и коррекцию деструктивных и неэффективных отношений, складывающихся между субъектами образования, затрудняющих или блокирующих процессы развития, обучения и воспитания отдельных людей и их групп. Она означает также профилактику и коррекцию организационных нарушений и нравственно-психологического здоровья социума в целом. Учет всех сторон и мер профилактики и коррекции буллинга помогает успешно работать над задачами обеспечения психологической безопасности образования.
Ключевые слова: буллинг; насилие; травля; менеджериализм; коммерционализация образования; психопатизация личности; отношения манипуляции; стокгольмский синдром; безопасность образования
Petrosyants V.R., Gridyaeva L.N., Arpentieva M.R. Bullying and Problems of Psychological Safety in Education
V.R. Petrosyants - Candidate of sciences (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor of the chair of Practical Psychology, Voronezh State Pedagogical University
L.N. Gridyaeva - Candidate of sciences (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor of the chair of Practical Psychology, Voronezh State Pedagogical University
M.R. Arpentieva - Doctor of sciences (in Psychology), Associate-Professor, freelance researcher, Edouard-Montpetit, Montreal
Introduction. Modern education in Russia have faced massive incidents of violence in the form of bullying and other forms of bullying of some people (students, teachers, parents, representatives of the administration, etc.) by others. The types and forms of violence in education are numerous: bullying and stalking in the form of prospecticide / gaslighting, withholding, psychological blackmail, and even columbine. The purpose of the study is to analyze bullying as a source of threats to the psychological safety of education.
Materials, Results and Discussion. The search for solutions to the problems of violence and the safety of education draws attention to several main aspects of victimization of education: 1) organizational and methodological problems and violations; 2) interpersonal and 3) personal deformations. The relations of subordination, traditional for education, permeating modern education according to areas "student - teacher" and "teacher - administration" generate numerous risks of security breaches, reforms and innovations in education, and either mitigate this problem (active teaching methods, open pedagogy, practices of "inverted class", etc.), or aggravate it (managerialization, desacralization and commercialization of education, etc.). An important point in ensuring the psychological safety of education is the consistency of its goals and means, consideration of the development of a strategy for the correction and prevention of violence of common types of subjects of violence ("blackmailing", "sacrificing", "tempting") and scenarios of their activity. Anti-bullying practices in universities should address the correction and prevention of violations in the educational and professional activities of students and teachers, the creation of an optimal environment for their development in the university, family, society as a whole, including the transition from alienated-role dramatization of confrontations to relations of respectful sincerity and seeking consent.
Conclusions. The systemic model of violations of the psychological safety of education involves the prevention and correction of psychological and related disorders in the development and functioning of individual subjects of education. It also includes the prevention and correction of destructive and ineffective relationships that develop between the subjects of education, hindering or blocking the development, training and education of individuals and their groups. It also means the prevention and correction of organizational disorders and the moral and psychological health of society as a whole. Consideration of all aspects and measures for the prevention and correction of bullying helps to successfully deal with the tasks of ensuring psychological safety of education.
Keywords: bullying; violence; mobbing; managerialism; commercialization of education; psychopathization of personality; manipulation relations; Stockholm syndrome; educational safety
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru