• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности (В.В. Булгаков, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 1 (88), январь-март 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Булгаков В.В. Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности

 

В.В. Булгаков - кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника - начальник института профессиональной подготовки; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Иваново, Россия

 

Введение. Для эффективной организации образовательного процесса и его качественной реализации требуется постоянный мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам, связанным с условиями научно-образовательной и социально-трудовой деятельности. Исследование отношения профессорско-преподавательского состава к реализуемому образовательному процессу позволяет административно-управленческому персоналу вузов обоснованно принимать решения и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение условий профессионально-трудовой деятельности педагогов и условий обучения курсантов и студентов. Материалы и методы. Для решения поставленных задач, связанных с исследованием мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам научно-образовательной и социально-трудовой деятельности в ведомственных вузах МЧС, проведен обзор литературных источников и сформированы материалы для анкетного опроса, который реализован в онлайн-формате. Материалы анкетирования обрабатывались с помощью методов математической статистики. Полученные результаты представлены в визуализированном формате посредством таблиц и диаграмм для удобства их восприятия и интерпретации. В анкетировании приняли участие более 70% преподавателей Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Анкетный опрос включал четыре исследуемых области: оценку преподавателями распределения в бюджете рабочего времени основных направлений деятельности; представление профессионально значимых целей и оценку их приоритетности для преподавателей; представление организационных, психологических и профессиональных качеств педагога и оценку их значимости для преподавателей; представление мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства, и оценку их значимости для преподавателей. Результаты и обсуждение. В распределении бюджета рабочего времени педагогов наибольшую долю занимает организационно-методическая деятельность. Пятая часть бюджета рабочего времени приходится на контактную работу с обучающимимися в форме консультаций и учебных занятий. Две трети преподавателей на подготовку к учебным занятиям затрачивают от 30 до 70% бюджета рабочего времени. Совершенствование учебно-методической работы относится к наиболее актуальным и приоритетным целям профессорско-преподавательского состава. Исследование организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных качеств, необходимых преподавателю, позволило сформировать его идеальный образ, который включает открытость и коммуникабельность, уважительное отношение к коллегам и обучающимся, знание своего предмета и увлеченность им. К наиболее востребованным мероприятиям, направленным на повышение педагогического мастерства, профессорско-преподавательским составом отнесены переподготовка и повышение квалификации. Выводы. Результаты анкетирования дают возможность оценить условия научно-образовательной и социально-трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС. Полученные данные и их анализ позволят повысить уровень образовательного процесса за счет разрабатываемых мероприятий, направленных на совершенствование организации и содержания учебного процесса, системы подбора научно-педагогических кадров и профессиональной подготовки преподавателей.

 

Ключевые слова: ведомственный вуз МЧС; научно-образовательная деятельность; социально-трудовая деятельность; анкетирование

 

Bulgakov V.V. Research of the Opinion of the Teaching Staff of the University of the Ministry of Emergency Situations on Professional Activities

 

V.V. Bulgakov - Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor, Deputy-Chief, Chief of the Institute of Professional Training; the Ivanovo Fire and Rescue Academy ofthe State Fire Service ofthe Ministry of Emergency Situations of Russia, Ivanovo, Russia

 

Introduction. For the effective organization of the educational process and its high-quality implementation, it is necessary to constantly monitor the opinion of the teaching staff on issues related to the conditions of scientific, educational and social and labor activities. The study of the attitude of the teaching staff to the implemented educational process enables the administrative and management staff of higher education institutions to make reasonable decisions and develop measures aimed at improving the conditions of professional and labor activity of teachers and the conditions for cadets' and students' training. Materials and Methods. To solve the tasks related to the study of the opinion of the teaching staff on the issues of scientific, educational and social and labor activities in the departmental universities of the Ministry of Emergency Situations, a review of literature sources was conducted and materials were filed for conducting a questionnaire survey, which is implemented in an online format. The survey materials were processed using the methods of mathematical statistics. The results obtained are presented in a visualized format by means of diagrams for the convenience of their perception and interpretation. More than 70% of the teachers of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia took part in the survey. The questionnaire included four research areas: teachers' assessment of the distribution of working hours in the budget of the main areas of activity; presentation of professionally significant goals and assessment of their priority for teachers; presentation of organizational, psychological and professional qualities of a teacher and assessment of their significance for teachers; presentation of activities aimed at improving pedagogical skills and assessment of their significance for teachers. Results and Discussion. In the distribution of the working time of teachers, the largest part is for organizational and methodological activities. The fifth part of the working time is spent on contact work with trainees, in the form of consultations and lessons. Two-thirds of teachers spend between 30% and 70% of their working time on preparation for the lessons. Improvement of educational and methodological work is one of the most relevant and priority goals of the teaching staff. The study of the necessary organizational-personal, psychological-personal and professional-personal qualities necessary for a teacher made it possible to form his ideal image, which includes openness and sociability, respect for the colleagues and students, knowledge of the subject and passion for it. The teaching staff identifies retraining and advanced training among the most popular activities aimed at improving pedagogical skills. Conclusions. The results of the survey enable the author to assess the conditions of scientific, educational and social and labor activity of the teaching staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations. The obtained data and its analysis will increase the level of the educational process due to the developed measures aimed at improving the organization and content of the educational process, the system of selection of scientific and pedagogical personnel and professional training of teachers.

 

Keywords: departmental university of the Ministry of Emergency Situations; scientific and educational activity; social and labor activity; survey

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru