Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Топилина А.В. Критика универсализма в контексте цивилизационной детерминированности содержания прав человека
А.В. Топилина - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин; Ростовский юридический институт МВД России, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону
Введение: последние годы стали временем переформатирования сложившейся после развала СССР однополярной системы в пользу многополярности, что влечет за собой отказ от исключительно европоцентристского понимания содержания прав человека. Идеи равенства, прав и свобод, лежащих в основе концепции прав человека, не являются универсальными. Некоторые культурные и религиозные системы имеют в своей основе жесткую субординацию, сословное расслоение, покорность, превалирование долга над свободой, коллективистских начал над индивидуалистскими, что делает невозможной саму идею реализации прав человека в их классическом, западноевропейском понимании. Целью настоящего исследования является критика универсалистского подхода к пониманию сущности и содержания прав человека в пользу культурно-релятивистского подхода.
Материалы и методы: в процессе исследования применялись различные общенаучные и частно-научные методы, которые традиционно используются в гуманитарных науках. Так, диалектический и формально-логический методы обеспечили всесторонность изучения социальных систем и явлений, имеющих содержательное значение для формирования представлений о правах человека в отдельных государствах и культурных регионах. Применение цивилизационного подхода сделало возможным вычленить цивилизационные типы, формирующие собственные преставления о содержании прав человека, метод кросс-культурного анализа позволил сравнить содержание прав человека в различных социокультурных типах.
Результаты исследования: в исследовании описывается пять цивилизационныхмоделей прав человека: классическая (западноевропейская), исламская, индобуддийская, китайско-конфуцианская и африканская, каждая из которых обладает собственным пониманием места и значения личности в обществе, социальном и гражданском равенстве, правах и свободах человека. Указывается на влияние социально-экономического фактора на содержание прав человека в конкретной стране: страны с высоким ВВП делают акцент на реализации негативных, политических и гражданских прав, в то время как государства с нерешенными социально-экономическими проблемами основное внимание уделяют решению вопросов социального и экономического характера, т.е. позитивным правам человека. Помимо этого, на содержание прав человека влияет идеологическая составляющая: поскольку период правового оформления международной системы прав человека пришелся на период холодной войны, страны капиталистического и социалистического лагерей представили разные подходы к пониманию содержания прав человека, которые должныреализовываться в государствах-носителях той или иной идеологии.
Выводы и заключения: по итогам исследования обоснован вывод о несостоятельности универсалистской концепции в реализации прав человека, что представляется особенно актуальным в современном мире, стремящемся к многополярности. Сформулированные выводы могут быть применены в научной и образовательной деятельности, а также в формировании убеждения в том, что отказ от универсализма в форме европоцентризма в пользу культурно-релятивистского понимания социальных реалий является шагом на пути к складыванию многополярного мира.
Ключевые слова: права человека, универсализм, культурный релятивизм, цивилизационный подход, негативные права, позитивные права.
Topilina A.V. Criticism of universalism in the context of the civilizational determinism of the content of human rights
A.V. Topilina - PhD in Philosophy, Associate Professor, Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Rostov-on-Don, Russian Federation
Introduction: recent years have become a time of reformatting the unipolar system that developed after the collapse of the USSR in favor of multipolarity, which entails the rejection of an exclusively Eurocentric understanding of the content of human rights. The ideas of equality, rights andfreedoms underlying the concept of human rights are not universal. Some cultural and religious systems are based on rigid subordination, class stratification, obedience, the prevalence of duty over freedom, collectivist principles over individualist ones, which makes the very idea of the realization of human rights in their classical, Western European understanding impossible. The purpose of this study is to criticize the universalist approach to understanding the essence and content of human rights in favor of a cultural-relativistic approach.
Materials and methods: various general scientific and private scientific methods, which are traditionally used in the humanities, were used in the research process. Thus, dialectical and formal-logical methods have provided a comprehensive study of social systems and phenomena that have meaningful significance for the formation of ideas about human rights in individual states and cultural regions. The application of the civili-zational approach made it possible to isolate civilizational types that form their own ideas about the content of human rights, the method of cross-cultural analysis made it possible to compare the content of human rights in various socio-cultural types.
Results of the research: the study describes five civilizational models of human rights: classical (Western European), Islamic, Indo-Buddhist, Chinese-Confucian and African, each of which has its own understanding of the place and importance of the individual in society, social and civil equality, human rights andfreedoms. The influence of the socio-economic factor on the content of human rights in a particular country is indicated: countries with high GDP focus on the implementation of negative, political and civil rights, while States with unresolved socio-economic problems focus on solving issues of a social and economic nature, i.e. positive human rights. In addition, the content of human rights is influenced by the ideological component: since the period of legal formation of the international human rights system fell during the Cold War, the countries of the capitalist and socialist camps presented different approaches to understanding the content of human rights that should be implemented in the States with a particular ideology.
Conclusions: based on the results of the study, the conclusion about the failure of the universalist concept in the realization of human rights is substantiated, which seems especially relevant in the modern world striving for multipolarity. The formulated conclusions can be applied in scientific and educational activities, as well as in the formation of the belief that the rejection of universalism in the form of Eurocentrism in favor of a culturally relativistic understanding ofsocial realities is a step towards the formation of a multipolar world.
Keywords: human rights, universalism, cultural relativism, civilizational approach, negative rights, positive rights.
Журнал "Философия права"
Научно-теоретический журнал издается в Ростовском юридическом институте МВД России с 1999 г. Периодичность - 4 раза в год.
На страницах издания публикуются результаты актуальных научных исследований, методологически адекватно отражающих политические, правовые, культурные и социальные процессы, происходящие в современной России. Журнал знакомит читателей с новейшими тенденциями в развитии философско-правовой мысли как в России, так и за рубежом, а также выступает в качестве дискуссионной площадки, на которой обсуждаются вопросы, имеющие теоретическую и практическую ценность в реальных условиях становления российского общества.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС 77-71314.