Организация подала заявление на упрощённое прекращение деятельности для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства).
Как в таком случае происходит предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности?
Нужно ли предоставлять промежуточный баланс и ликвидационный?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация должна исполнить установленные НК РФ обязанности по представлению отчетности и по уплате налогов (взносов) не позднее чем за один рабочий день до дня исключения ее из ЕГРЮЛ.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть предоставлена в электронной форме (в рекомендуемых форматах).
Промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс представлять в регистрирующий орган не нужно.
Обоснование позиции:
С 1 июля 2023 года юридические лица - субъекты малого или среднего предпринимательства могут прекратить свою деятельность не путем ликвидации с соблюдением установленного ст. 61-64 ГК РФ порядка, а в упрощенном порядке, при котором субъект малого или среднего предпринимательства принимает решение о прекращении своей деятельности и на основании такого решения в отсутствие возражений заинтересованных лиц юрлицо исключается регистрирующим органом из ЕГРЮЛ (ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Этот порядок прекращения деятельности может быть применен, если одновременно соблюдаются условия, предусмотренные п. 7 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ.
Учредители (участники) субъекта малого или среднего предпринимательства, принявшие решение о прекращении деятельности такого юридического лица, должны направить в регистрирующий орган заявление об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ). В заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены и юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения его из ЕГРЮЛ исполнит установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 5 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ).
Таким образом, при прекращении деятельности субъектом малого или среднего предпринимательства в упрощенном порядке организация должна исполнить установленные НК РФ обязанности по представлению отчетности и по уплате налогов (взносов) не позднее чем за один рабочий день до дня исключения ее из ЕГРЮЛ.
Представление налоговой отчетности
До момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организация рассматривается как действующая (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) и должна исполнять надлежащим образом все свои обязанности, в том числе и обязанности налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Одной из таких обязанностей является представление отчетности (налоговых деклараций, расчетов, сведений персонифицированного учета) (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), п. 15 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Каких-либо особенностей в части представления текущих деклараций (расчетов) организацией, находящейся в процессе ликвидации, положениями НК РФ не предусмотрено. Налоговые декларации (расчет авансового платежа, сбора), расчеты по страховым взносам, а также налоговые расчеты, предусмотренные к сдаче налоговым агентом, за полные отчетные (налоговые, расчетные) периоды, в которых организация продолжает существовать, представляются в налоговые органы в общем порядке, в сроки, установленные НК РФ.
Последним налоговым периодом для организации, ликвидированной до конца календарного года, является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Специальные сроки представления в налоговые органы деклараций за последний налоговый период в случае ликвидации организации НК РФ не установлены. Не предусматривает НК РФ и изменение сроков представления деклараций в связи с ликвидацией.
Вместе с тем ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Следовательно, все свои обязанности (определение налоговой базы, исчисление и уплату налога, а также представление отчетности за последний налоговый период) налогоплательщик должен исполнить до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.
В состав заключительной налоговой отчетности ликвидируемой организации должны быть включены все налоговые декларации и расчеты, которые подлежат представлению по окончании налогового периода, в связи с применяемой ею системой налогообложения. Никаких исключений в этом случае нет.
Как налоговый агент ликвидируемая организация за последний налоговый период должна сдать в ИФНС и расчет по форме 6-НДФЛ (письма ФНС России от 27.11.2015 N БС-4-11/20731@ и от 26.10.2011 N ЕД-4-3/17827@).
В соответствии с п. 15 ст. 431 НК РФ расчет по страховым взносам необходимо представить до составления промежуточного ликвидационного баланса. Расчет представляется за период с начала расчетного периода по день его представления включительно.
Отчетность, представляемая в СФР
Согласно п. 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представить страховщику сведения о начисленных страховых взносах за период с начала расчетного периода по день представления указанных сведений включительно.
В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в налоговый орган документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в СФР представляются:
- Сведения об уволенных в связи с ликвидацией юридического лица, предусмотренные подп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ (п. 2 ст. 9 Закона N 27-ФЗ);
- Сведения, указанные в п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (п. 11 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы и СФР.
Бухгалтерская отчетность
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. При этом отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица (ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Заметим, что в силу ч. 5 ст. 17 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица не формирует государственный информационный ресурс (далее - ГИР БО) (смотрите также Информационное сообщение Минфина России 13.12.2018 N ИС-учет-12). А подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только теми организациями, отчетность которых не формирует ГИР БО в соответствии с Законом N 402-ФЗ. При это данная норма НК РФ не упоминает о последней бухгалтерской отчетности.
В то же время ФНС России в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ, а также в целях реализации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками в части представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидированных и реорганизованных организаций в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи направляет для использования в работе рекомендуемые форматы представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, последняя отчетность), бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, последняя отчетность) в электронной форме.
Также направляет рекомендуемые машиночитаемые формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, последняя отчетность) форма по КНД 0710094, бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, последняя отчетность) форма по КНД 0710095, упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности форма по КНД 0710096, бухгалтерской (финансовой) отчетности форма по КНД 0710099, которые подлежат представлению в налоговые органы с 2020 года (письмо ФНС России от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).
Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс составляются ликвидационной комиссией в промежуток времени с момента принятия решения о ликвидации и до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации (п. 2, п. 6 ст. 63 ГК РФ).
Промежуточный ликвидационный баланс формируется после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации в органах печати (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Составляется промежуточный ликвидационный баланс в целях фиксации сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
О формировании промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения ликвидируемого лица. Форма такого уведомления (N Р15016) утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. Помимо указанной формы представлять сам промежуточный ликвидационный баланс или протокол, которым он был утвержден, не требуется (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после завершения расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Подробнее можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
Учитывая, что при прекращении деятельности субъектом малого или среднего предпринимательства в упрощенном порядке в направляемом в регистрирующий орган заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ, произведены (п. 5 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ), а также с учетом условий, предусмотренных п. 7 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ, полагаем, что представлять ликвидационный баланс в регистрирующий орган не нужно.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица - субъекта малого или среднего предпринимательства, которым принято решение о прекращении своей деятельности;
- Вопрос: Бухгалтерская отчетность при ликвидации организации в следующем году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
14 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"