Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс, а также ликвидационный баланс составляются ликвидационной комиссией в промежуток времени с момента принятия решения о ликвидации и до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации (п. 2, п. 6 ст. 63 ГК РФ).
И промежуточный, и ликвидационный баланс должны быть утверждены учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Специальных форм для их составления законодательно не предусмотрено. По мнению Федеральной налоговой службы, в этом случае целесообразно использовать бланк обычного бухгалтерского баланса, с соответствующей пометкой ("Промежуточный ликвидационный баланс" либо "Ликвидационный баланс") (информация от 26.09.2016, письмо от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
В письме ФНС России от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@ представлены рекомендуемые формы и форматы бухгалтерской (финансовой) отчетности (в т.ч. и упрощенные) при реорганизации или ликвидации организации (ликвидационная, последняя отчетность).
С 01.01.2025 для формирования ликвидационного баланса (в т.ч. промежуточного) следует применять форму, определенную организацией на основе образцов, приведенных в приложениях N 3 или N 9 (упрощенная) (п. 62 ФСБУ 4/2023).
При этом законодательство не предъявляет и каких-либо требований к порядку формирования их показателей. В связи с этим отражение числовых показателей в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе производится по общим правилам бухгалтерского учета.
1. Промежуточный ликвидационный баланс формируется после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации в органах печати (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Основой для его составления являются данные бухгалтерского учета, подтвержденные результатами предварительно проведенной инвентаризации.
Составляется промежуточный ликвидационный баланс в целях фиксации сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. При этом в него включаются требования, не оспариваемые сторонами как по праву, так и по размеру, иное влечет предоставление в регистрирующий орган ликвидационных балансов, содержащих недостоверные сведения. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 N 18558/13.
О формировании промежуточного ликвидационного баланса руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения ликвидируемого лица. Форма такого уведомления (N Р15016) утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
При его отсутствии процедура ликвидации может быть признана не соблюденной, что в свою очередь может повлечь отказ в регистрации прекращения деятельности (постановление ФАС Московского округа от 29.10.2009 N КГ-А40/11269-09).
Представлять другие документы, помимо указанной формы, например, сам промежуточный ликвидационный баланс или протокол, которым он был утвержден, не требуется (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
2. Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).
Факт надлежащего завершения расчетов со всеми кредиторами, предъявившими в установленные сроки требования к ликвидируемому лицу, является единственным условием, соблюдение которого необходимо для составления ликвидационного баланса. При отсутствии кредиторской задолженности и необходимости расчетов с кредиторами, ликвидационный баланс может быть сформирован непосредственно после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В свою очередь при наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его в регистрирующий орган неправомерно*(1).
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица либо признании внесенной в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности недействительной. Такова правовая позиция высших судов (постановления Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14449/12, от 15.01.2013 N 11925/12, от 13.10.2011 N 7075/11), которая в настоящее время учитывается при рассмотрении споров, связанных с ликвидацией организаций (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2013 N Ф07-8643/13 (определением ВАС РФ от 28.11.2013 N ВАС-17230/13 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ), ФАС Уральского округа от 08.11.2013 N Ф09-10405/13, ФАС Поволжского округа от 31.10.2013 N Ф06-10053/13, Восемнадцатого ААС от 15.11.2013 N 18АП-11550/13 и др.)*(2).
Таким образом, утвержденный ликвидационный баланс может содержать числовые показатели по всем статьям, кроме статей, отражающих кредиторскую задолженность (за исключением задолженности перед учредителями, которые по смыслу норм ГК РФ о ликвидации не относятся к кредиторам).
Участники общества приняли решение о её ликвидации. После опубликования информации в органах печати и окончания срока для предъявления требований кредиторов был составлен промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражены обязательства, подлежащие удовлетворению, в размере 1 220 000 руб.
Для расчетов с кредиторами используются денежные средства, имеющиеся у организации на дату составления промежуточного ликвидационного баланса (600 000 руб.), а также полученные от должников (300 000 руб.).
Поскольку денежных средств недостаточно для погашения задолженности перед кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу нематериальных активов, основных средств и готовой продукции с публичных торгов.
После осуществления указанных операций и расчетов с кредиторами составлен ликвидационный баланс.
Числовые показатели промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса в данной ситуации (в сравнении) могут выглядеть следующим образом (в тыс. руб.):
Наименование показателя |
коды |
Показатели промежуточного ликвидационного баланса |
Показатели ликвидационного баланса |
АКТИВ | |||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Нематериальные активы |
1110 |
30 |
0 |
Основные средства |
1150 |
500 |
130 |
Итого по разделу I |
1100 |
530 |
130 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
Запасы |
1210 |
125 |
70 |
Дебиторская задолженность |
1230 |
300 |
0 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1250 |
600 |
100 |
Итого по разделу II |
1200 |
1025 |
170 |
БАЛАНС |
1600 |
1555 |
300 |
ПАССИВ | |||
III. КАПИТАЛ |
|
|
|
Уставный капитал |
1310 |
150 |
150 |
Добавочный капитал (без накопленной дооценки) |
1350 |
30 |
30 |
Резервный капитал |
1360 |
40 |
40 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1370 |
115 |
80 |
Итого по разделу III |
1300 |
335 |
300 |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
Заемные средства |
1510 |
500 |
0 |
Кредиторская задолженность |
1520 |
700 |
0 |
Прочие обязательства |
1550 |
20 |
0 |
Итого по разделу V |
1500 |
1220 |
0 |
БАЛАНС |
1700 |
1555 |
300 |
Непосредственно после утверждения ликвидационного баланса он вместе с другими документами, перечисленными в ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", может быть представлен в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65223).
______________________________
*(1) Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
*(2) Наличие у организации на дату представления ликвидационного баланса непогашенной кредиторской задолженности (в том числе по страховым взносам и налоговым платежам) и ранее признавалось судами нарушением порядка ликвидации (например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу N А55-11712/2010, ФАС Московского округа от 13.09.2010 N КГ-А40/10544-10, ФАС Уральского округа от 29.10.2008 N Ф09-7960/08-С4). Причем долги должны быть погашены независимо от этапа ликвидации, на котором они возникли (или выявлены), и независимо от того, когда о них узнала ликвидационная комиссия - до составления ликвидационного баланса или после (постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2011 по делу N А57-3397/2010).
Тема
Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица
См. также
Удовлетворение требований кредиторов при ликвидации юридического лица
Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса
Энциклопедия судебной практики
Формы документов
Пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса (на основе приказа Минфина 66н)
Пример заполнения ликвидационного баланса (на основе приказа Минфина 66н)
Пример заполнения Уведомления о ликвидации юридического лица (ф. N P15016)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.