Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Трудности формирования самостоятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта (Н.М. Владимиров, И.Г. Доровских, М.Р. Арпентьева, Р.С. Лыженкова, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 28, N 2 (93), апрель-июнь 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Владимиров Н.М., Доровских И.Г., Арпентьева М.Р., Лыженкова Р.С. Трудности формирования самостоятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта

 

Н.М. Владимиров - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, лечебной физической культуры, восстановительной и спортивной медицины; Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Россия

 

И.Г. Доровских - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, лечебной физической культуры, восстановительной и спортивной медицины; Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Россия

 

М.Р. Арпентьева - доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор Российской академии естествознания; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие", Калуга, Россия

 

Р.С. Лыженкова - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта; Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия

 

Введение. Значимой проблемой успешной инклюзии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выступает проблема их самостоятельности: многочисленные трудности, встающие на пути самоосуществления, связанные как с общими, так и с частными (особенности жизненной ситуации) ограничениями возможностей обучающихся. Принцип самостоятельности как один из важнейших для современных вузов привносит в педагогическую практику масштабные изменения, требующие системной, многоуровневой и направленной, в том числе психологической, работы со всеми участниками этой среды как субъектами собственной жизни. Данный принцип требует насыщения образования расширенными и углубленными программами обучения, повседневной и экстремальной физической подготовки, воспитания телесной культуры, а также телесно-психотерапевтическими занятиями, туризмом и спортивными соревнованиями. Кроме разнообразия видов и форм занятий физической культурой и спортом, нужно учитывать возрастные и половые аспекты, задающие целесообразность и значимость разных типов физической активности в образовательных программах различных уровней. Цель - изучить проблемы формирования и развития самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта. Материалы и методы. Применялся системно-деятельностный и экзистенциально-гуманистический подход, представленный идеями и школами А. Маслоу и К. Роджерса. Основной метод исследования - теоретический анализ и синтез базовых трудностей формирования и развития самостоятельности обучающихся средствами физической культуры и спорта, контент-анализ результатов опроса 30 человек с ограниченными возможностями здоровья (22 девушки, 8 юношей в возрасте от 18 до 22 лет), студентов вузов Сургута, Ханты-Мансийска, Иркутска и Калуги. Новизна исследования заключается в попытке интегративного теоретического осмысления проблем формирования и развития самостоятельности обучающихся средствами физической культуры и спорта. Результаты и обсуждение. Выделены и раскрыты основные трудности формирования и развития самостоятельности студентов средствами физической культуры и спорта. Внешние и внутренние по отношению к обучающимся и образовательной ситуации трудности связаны с готовностью и способностью их к свободному, ответственному, инициативному освоению новых и развитию имеющихся компетенций. Описаны уровни самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере занятий физической культурой и здоровьесберегающей активности в целом. Выводы. Системное осмысление трудностей и ресурсов (транс)формирования и развития личностной, учебно-профессиональной самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта предполагает, что осуществляется целостный, масштабный процесс трансформации и обогащения представлений, переживаний и отношений сообщества, его отдельных групп и индивидов в отношении телесной / физической культуры и самостоятельности учебной и иных видов деятельности. Цель такой трансформации - увеличение числа самостоятельных людей, групп, организаций, выступающих как субъекты культуры, способные и стремящиеся к автономному, ответственному, активному, творческому (со)бытию.

 

Ключевые слова: личностная самостоятельность, учебно-профессиональная самостоятельность, ограниченные возможности здоровья, физическая культура

 

Vladimirov N.M., Dorovskikh I.G., Arpentieva M.R., Lyzhenkova R.S. Difficulties in the Formation of Independence of Students with Disabilities by means of Physical Culture and Sports

 

N.M. Vladimirov - Candidate of Science in Pedagogy, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Physical Education, Exercise Therapy, Rehabilitation and Sports Medicine; Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Russia

 

I.G. Dorovskikh - Candidate of Science in Pedagogy, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Physical Education, Physical Therapy Rehabilitation and Sports Medicine; Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Russia

 

M.R. Arpentieva - Doctor of Science in Psychology, Associate-Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Professor of the Russian Academy of Natural History; Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", Kaluga, Russia

 

R.S. Lyzhenkova - senior lecturer at the chair of Physical СЫШге and Sport; Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

 

Introduction. The most important problem of successful inclusion of students with disabilities is the problem of their independence: numerous difficulties that can hinder self-fulfillment of such students connected with general and particular (related to the peculiarities of the life situation) limitations of students' abilities. The principle of independence, as one of the most important for modern universities, introduces large-scale changes into the pedagogical practice that require system-based, multi-level and directed, including psychological, work with all participants in this environment as subjects of their own lives. This principle requires filling the education with expanded and advanced training programs for everyday and extreme physical training, teaching body culture, body-psychotherapeutic classes, tourism and sports competitions. In addition to the diversity of types and forms of physical culture and sports, it is necessary to take into account age and gender aspects that determine the expediency and significance of different types of physical activity in educational programs at various levels. The aim is to study the problems of formation and development of independence of students with disabilities by means of physical culture and sports. Materials and Methods. The authors employed the system-activity and existential-humanistic approach embodied in ideas and schools of A. Maslow and C. Rogers. The main research method is theoretical analysis and synthesis of the basic difficulties in the formation and development of the students' independence by means of physical culture and sports, content analysis of the survey conducted with thirty students with disabilities (twenty-two females and eight males aged from 18 to 22), university students from Surgut, Khanty-Mansiysk, Irkutsk and Kaluga. The novelty of the research is that it is an attempt of an integrative theoretical understanding of the problems of formation and development of students' independence by means of physical culture and sports. Results and Discussion. The main difficulties of the formation and development of the independence of students by means of physical culture and sports are specified and explained. The difficulties, external and internal with regard to the students and the educational situation, are connected with the students' readiness and ability for free, responsible, proactive mastering new and existing competencies. The paper describes the levels of independence of students with disabilities in the field of physical culture and health-saving activity in general. Conclusions. System-based understanding of difficulties and resources of (trans)formation and development of personal, educational professional independence of students with disabilities by means of physical culture and sports suggests that a holistic, large-scale process of transformation and enrichment of ideas, experiences and relations of the community, its individual groups and individuals with regard to body/physical culture and independence of educational and other activities is carried out. The purpose of such a transformation is to increase the number of independent people, groups, organizations acting as subjects of culture, capable and striving for an autonomous, responsible, active, creative (co)existence.

 

Keywords: personal independence, educational and professional independence, limited heath abilities, physical culture

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru