Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Андреева И.А. Опыт постсоциалистической реформы полиции в Республике Словения
И.А. Андреева - доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России, Российская Федерация, г. Москва
Актуальность: формирование комплексного знания о функционировании полиции, в котором историческому компоненту принадлежит значимое место, актуализировано общественными потребностями в повышении качества деятельности российской полиции. Исследование опыта реформ полиции в постсоциалистических странах, с одной стороны, имеет существенное значение для развития историко-правового знания, поскольку реформы полиции в этих странах стали неотъемлемой частью процесса демократизации государства и общества, с другой стороны, представляет практический интерес в целях формирования механизма управления преобразованиями российской полиции, поскольку принципы организации полиции в этих странах до начала реформ были во многом схожи.
Постановка проблемы: проводимые в государствах социалистической ориентации с начала 1990-х гг. реформы были направлены на построение правового, социального, демократического государства, основ рыночной экономики. Их результаты, как известно, оказались и различными, и неоднозначными. Системная интерпретация сложных, противоречивых трансформационных процессов была передана в историко-теоретических правовых науках в концептуальной модели "переходного (постсоциалистического, постсоветского) периода" государства [8]. Содержательная же сторона "переходного развития" государства и правовой системы, его этапов в историко-правовом и сравнительно-правовом аспектах не получила достаточного раскрытия в науке. Реформированию милиции (полиции) в постсоциалистических переходных обществах уделялось определенное, пусть и недостаточное, на наш взгляд, внимание в отечественной науке, однако историко-правовые исследования опыта преобразований полицейских систем в странах Центральной Европы, переживших более успешный переход от авторитаризма и государственного социализма к демократии, к числу которых относится и Словения, практически отсутствуют.
Цель исследования: раскрыть особенности преобразования полицейской деятельности в Республике Словения в контексте демократических преобразований переходного, постсоциалистического государства в период с 1989 по 2013 г.
Методы исследования: историко-генетический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Результаты исследования: на рубеже XX-XXI вв. в государствах бывшего социалистического лагеря происходили коренные изменения практически во всех общественных сферах. Государственно-правовая сфера характеризовалась активным построением новых государственных механизмов, становлением государственных органов и институтов, институциональной нестабильностью. Это теоретическое положение относится и к развитию организационных и правовых основ полиции в постсоциалистических государствах. В Словении как и в других социалистических государствах к начальному моменту ее реформирования в изучаемый период существовала организационно-правовая модель милиции с параметрами: централизованность, закрытость, политизированность, военизированность. Она не соответствовала новым векторам государственно-правового развития. Трансформация органов охраны общественного порядка и обеспечения безопасности начинается с утверждения концепции демократической полицейской деятельности как предполагаемой цели реформы полиции в демократизирующихся государствах и углубляется по мере ее развития. Реформирование происходило в следующих направлениях: совершенствование правового регулирования на основе повышения роли закона и закрепления международных правовых стандартов; организация деятельности на основе открытости обществу; институциональная деполитизация.
Фундаментальная и последовательная реформа полицейской системы оказалась одной из наиболее сложных задач, стоящих перед постсоциалистическими государствами. С течением времени опыт реформирования полиции становился все более дифференцированным. Ряд государств, к их числу принадлежит Словения, в процессе социально-политической трансформации практически сразу сориентировались на интеграцию в европейские структуры, что способствовало и большей интенсивности, и ускорению темпов реформирования. Геополитическое положение Словении позволило ей использовать ряд зарубежных достижений еще до того, как в стране сменилась политическая и социальная система. Большая часть работы по реформе полиции была направлена на создание мощного превентивного потенциала противодействия преступности в форме постоянного сотрудничества всех заинтересованных субъектов. Утверждение концепции полиции, ориентированной в своей деятельности на общество, началось в 1990-е гг., происходило с трудом и по объективным (среда, не готовая к изменениям) и субъективным (неготовность полицейской организации к изменениям) причинам. Таким образом, в сфере реформирования полицейской деятельности Словенией был достигнут значительный среди постсоциалистических государств прогресс в создании эффективной, подотчетной обществу и действующей в рамках закона полиции.
Ключевые слова: полиция; полицейская деятельность; реформирование; реформирование в постсоциалистических государствах; Словения.
Andreeva I.A. Experience of Post-Socialist Police Reform in the Republic of Slovenia
I.A. Andreeva - Doctor of Law, Professor of the Department of State and Legal Disciplines Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, Moscow
Relevance: the formation of a comprehensive knowledge of the functioning of the police, in which the historical component has a significant place, is actualized by public needs to improve the quality of the Russian police. The study of the experience of police reform in post-socialist countries, on the one hand, is essential for the development of historical and legal knowledge, since police reforms in these countries have become an integral part of the process of democratization of the state and society, on the other hand, is of practical interest in order to form a mechanism for the management of the Russian police, because the principles of police organization in these countries before the reforms were largely similar.
Problem statement: the reforms carried out in socialist-oriented states since the early 1990s have been aimed at building a legal, social, democratic state, the foundations of a market economy. Their results, as is known, turned out to be both different and ambiguous. The systematic interpretation of complex, contradictory transformational processes was transmitted in the historical and theoretical legal sciences in the conceptual model of the "transitional (post-socialist, post-Soviet) period" of the state [8]. The negative side of the "transitional development" of the state and the legal system, its stages in the historical-legal and comparative-legal aspects has not received sufficient disclosure in science. The reform of the police in post-socialist transitional societies has been given some, albeit insufficient, in our opinion, attention in domestic science, however, historical and legal studies of the experience of the transformation of police systems in Central European countries that have experienced a more successful transition from authoritarianism and state socialism to democracy, to among which Slovenia also belongs, there are practically none.
The purpose of the study: to reveal the peculiarities of the transformation of police activity in the Republic of Slovenia in the context of democratic transformations of a transitional, post-socialist state in the period from 1989 to 2013.
Research methods: historical-genetic, comparative-legal, formal-legal.
Research results: at the turn of the XX-XXI centuries, radical changes took place in the states of the former socialist camp in almost all public spheres. The state-legal sphere was characterized by the active construction of new state mechanisms, the formation of state bodies and institutions, institutional instability. This theoretical position also applies to the development of the organizational and legal foundations of the police in post-socialist States. In Slovenia, as in other socialist states, by the initial moment of its reform in the period under study, there was an organizational and legal model of the police with the following parameters: centralization, closeness, politicization, militarization. It did not correspond to the new vectors of state and legal development. The transformation of public order and security agencies begins with the approval of the concept of democratic policing as the intended goal of police reform in democratizing States and deepens as it develops. The reform was carried out in the following directions: improvement of legal regulation on the basis of increasing the role of the law and securing international legal standards; organization of activities on the basis of openness to society; institutional depoliticization.
Fundamental and consistent reform of the police system has turned out to be one of the most difficult tasks facing post-socialist States. Over time, the experience of reforming the police became more and more differentiated. A number of States, including Slovenia, in the process of socio-political transformation almost immediately oriented towards integration into European structures, which contributed to both greater intensity and acceleration of the pace of reform. The geopolitical position of Slovenia allowed it to use a number of foreign achievements even before the political and social system changed in the country. Most of the work on police reform was aimed at creating a powerful preventive capacity to counter crime in the form of continuous cooperation of all stakeholders. The adoption of the concept of the police, oriented in its activities to society, began in the 1990s. It took place with difficulty and for objective (the environment is not ready for changes) and subjective (the unpreparedness of the police organization for changes) reasons. Thus, in the field of reforming political activity, Slovenia has made significant progress among post-socialist States in creating an effective, accountable to society and operating within the framework of the law police.
Keywords: police; police activity; reformation; reformation in post-socialist states; Slovenia.
Журнал "Труды Академии управления МВД России" - научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. Издатель и учредитель - ФГКОУ ВО "Академия управления МВД России"
В журнале публикуются результаты научных исследований ведущих ученых и специалистов, посвященные наиболее актуальным проблемам развития юридической науки и практики России и зарубежных государств, законотворчества и правоприменения в МВД России и других правоохранительных органах, научного обеспечения правовых, оперативных и профессионально-кадровых основ обеспечения правопорядка и безопасности.
Выходит 4 раза в год.
Журнал основан в 2006 г.
Включен перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-26202 от 16 ноября 2006 года.
ISSN 2072-9391