В целях заключения муниципального контракта сформирована начальная максимальная цена - 30 000 тыс. рублей, в том числе НДС. В рамках конкурентных процедур НМЦК снижена до 18 000 тыс. рублей, в том числе НДС.
Юридическое лицо, которое предложило цену 18 000 тыс. рублей, в том числе НДС, не является плательщиком НДС. Таким образом, муниципальный контракт заключен на сумму 18 000 тыс. рублей, без НДС, однако цена контракта в результате торгов понизилась до 18 000 тыс., в том числе НДС.
В результате органом местного самоуправления заключен муниципальный контракт с указанным выше юридическим лицом, но цена в муниципальном контракте указана 18 000 тыс. рублей, без НДС. Деятельность в рамках муниципального контракта выполняется, но при этом еще не оплачена из бюджета.
Возможно ли органу местного самоуправления в данной ситуации внести изменения в цену контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик должен осуществить оплату по цене, определенной контрактом, и не вправе уменьшить размер оплаты на сумму НДС. Корректировка условий контракта о цене не требуется.
Обоснование вывода:
Прежде отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с этим Законом, представляет собой гражданско-правовой договор (ч. 1 ст. 2, пп. 8, 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). То есть к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В силу ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, в рамках же отношений между сторонами договора (контракта) следует руководствоваться гражданским законодательством.
Ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта), равно как и цены единицы товара, работы, услуги в зависимости от режима налогообложения, применяемого поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент), и не предписывают указывать в договоре (контракте), что его цена или цена единицы товара, работы, услуги включает или не включает НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или (при закрытых закупках) приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке (далее - документация), заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ указанные документы не предусмотрены - под это исключение подпадает только заключение контрактов с единственным контрагентом (смотрите ст. 42, ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Контракт по итогам конкурентных процедур заключается по цене, предложенной контрагентом, определенным по итогам соответствующей процедуры (подп. "б", "в" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 1 ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ). При этом из ст. 424 ГК РФ можно сделать вывод, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.
Из приведенных норм можно сделать два вывода, не противоречащих прямо, но фактически противоположных:
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной контрагентом, с учетом корректировок, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 51, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вне зависимости от вида применяемой им системы налогообложения. Аналогичные разъяснения неоднократно давались регулирующими и контролирующими органами (смотрите, например, письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, от 15.05.2019 N 24-01-07/34829, от 21.04.2020 N 24-01-08/31861, от 29.06.2020 N 03-11-11/55981, от 14.03.2023 N 24-06-06/21248). Данный подход существует и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 30.05.2019 N 305-ЭС19-391);
- если в проекте контракта, размещенном заказчиком при проведении закупки, указано, что цена включает НДС, контракт должен быть заключен на таких условиях (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, АС Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/16, определение ВС РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929, письмо Минфина России от 15.08.2022 N 03-07-11/79299). В соответствии с этим подходом суды признают правомерным отказ заказчика исключить из расчета цены сумму НДС при заключении контракта с лицом, освобожденным от его уплаты (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 17.04.2017 N Ф06-19373/17, АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2015 N Ф04-19591/15).
По нашему мнению, смыслу законодательства более соответствует первый подход. Указание в тексте договора (контракта) на то, что цена "включает НДС" или установлена "без учета НДС", по существу лишь отражает порядок формирования этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Причем, как было сказано выше, требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон договора (контракта). Иными словами, цена, предложенная контрагентом, должна включаться в текст контракта как установленная "с учетом НДС" или "без учета НДС" в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Из этого также вытекает, на наш взгляд, что само по себе указание в контракте на то, что цена включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а только указанием на одну из составляющих цены, не влияя на размер этой цены и тем более - на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.
При этом, независимо от наличия в контракте указания о включении в его цену НДС, заказчик должен оплатить работы по цене, определенной контрактом, и не вправе уменьшить размер оплаты на сумму НДС (смотрите также, например, пп. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. N Д28и-747 и др. письма этого ведомства, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212 и др., постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4621/17 и от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/16, Девятнадцатого ААС от 13.04.2016 N 19АП-571/16).
Указание п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком, на размер обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, по смыслу данной нормы касается только ситуации, когда заказчик исполняет по отношению к контрагенту функции налогового агента, то есть на настоящий момент фактически только уплаты НДФЛ.
Таким образом, товары, работы, услуги, поставленные, выполненные, оказанные по контракту, должны оплачиваться заказчиком именно по цене, установленной контрактом, вне зависимости от того, является ли контрагент плательщиком НДС или нет.
Аналогичные разъяснения неоднократно давались регулирующими органами (смотрите п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, пп. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, а также ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14).
В приведенной ситуации контракт заключен с победителем процедуры, не являющимся плательщиком НДС, на условиях формирования цены без НДС. Полагаем, это не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ и не требует заключения дополнительного соглашения. Контракт должен исполняться в соответствии с согласованными сторонами условиями о размере его цены (независимо от того обстоятельства, включает ли цена договора сумму НДС или нет).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
19 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"