Вправе ли заказчик не устанавливать запрет, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, если по условиям закупки стоимость единицы товара не превысит 300 тыс. руб., при этом стоимость услуг доставки товара до заказчика будет предусмотрена отдельной строкой спецификации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если согласно условиям закупки соблюдаются требования подп. "б" п. 3 Постановления N 616, запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется независимо от указанной в проекте контракта стоимости услуг по доставке товара до поставщика.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) установлен запрет на закупки промышленных товаров, предусмотренных прилагаемым к данному постановлению перечнем (далее - Перечень N 616, происходящих из иностранных государств. Этот запрет распространяется в том числе на закупки у единственного поставщика (смотрите письма Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, от 31.08.2020 N 24-03-06/76159).
Случаи-исключения, в которых запрет на закупку товаров, включенных в Перечень N 616, не применяется, перечислены в п. 3 Постановления N 616. В частности, указанный запрет не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня N 616 (подп. "б" п. 3 Постановления N 616, смотрите также письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, письмо Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638)).
Как видим, в подп. "б" п. 3 Постановления N 616 в целях установления соответствующего исключения говорится только о стоимости единицы закупаемого товара, но не, к примеру, об общей цене контракта либо о цене единицы продукции с учетом указанной в контракте стоимости сопутствующих поставке работ и услуг. Соответственно, на наш взгляд, если в соответствии с условиями закупки соблюдаются требования подп. "б" п. 3 Постановления N 616, то есть начальная цена единицы ни одного из приобретаемых в ходе закупки товаров не превышает 300 тыс. руб., и их суммарная стоимость не превышает 1 млн руб., запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется независимо от указанной в проекте контракта стоимости услуг по доставке товара до поставщика.
Таким образом, полагаем, что при проведении указанной в вопросе закупки запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не устанавливается (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 июня 2022 г. N ВП-161/2022). При этом установление заказчиком в извещении о закупке запрета в указанном случае может быть квалифицировано как нарушение (смотрите, например, решение УФАС по Республике Алтай от 2 июля 2020 г. N 41, решение УФАС по Алтайскому краю от 27 июля 2020 г. N 022/06/64-578/2020).
Подчеркнем, что приведенная в настоящем ответе позиция является нашим экспертным мнением. Материалов правоприменительной практики, подтверждающих или опровергающих наши выводы, нам обнаружить не удалось. Официальные разъяснения по данному вопросу в настоящее время также отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
18 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"