Фирма (малое предприятие) находится на ОСНО (оптовая торговля стабилизаторами, аккумуляторами). Обороты растут. Если за год обороты фирмы будут больше 800 млн руб., то фирма потеряет статус малого предприятия и станет средним.
Каковы в связи с этим последствия в отношении отчетности и ведения учета? Право на какие льготы потеряет фирма?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При изменении категории с субъекта малого предпринимательства на субъект среднего предпринимательства организация лишается права в том числе на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на освобождение от проведения обязательного аудита в отношении своей бухгалтерской отчетности и некоторых других льгот. Вместе с утратой права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета организация лишается права не применять ряд стандартов бухгалтерского учета и отдельные положения некоторых стандартов.
При этом у организации сохраняются льготы как у субъекта среднего предпринимательства.
Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ)*(1).
Часть 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1, 2.2 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
В частности, исключение составляют вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП, изменение сведений по которым возможно после исключения из реестра МСП указания на то, что такое юридическое лицо или такой ИП являются вновь созданными или вновь зарегистрированными.
Если по итогам текущего года выручка организации вновь, как и в предыдущие два года, превысит 800 млн рублей, в рассматриваемой ситуации категория организации будет изменена с субъекта малого предпринимательства на субъект среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265, письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
В силу ч. 4, ч. 4.1 и п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения об изменении категории организации как субъекта СМП будут внесены в единый реестр в 2024 году, 10 числа того месяца, по состоянию на 1-е число которого у регистрирующего органа будут иметься сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за 2023 год.
Организация при утрате статуса субъекта малого предпринимательства лишается права на:
1. Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на основании ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности", информация Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, а также освобождение от проведения обязательного аудита в отношении своей бухгалтерской отчетности*(2).
Вместе с утратой права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, организация лишается права не применять:
- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (п. 2.1 ПБУ 2/2008);
- ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (п. 3 ПБУ 8/2010);
- ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" (п. 3 ПБУ 11/2008);
- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" (п. 3.1 ПБУ 16/02);
- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (п. 2 ПБУ 18/02).
Что касается применения ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", то арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе не использовать ФСБУ 25/2018, если договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предметы аренды к арендатору и отсутствует возможность их выкупа арендатором по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа, а также договором запрещено предоставлять предметы аренды в субаренду (пп. 11, 12 ФСБУ 25/2018).
Также с утратой права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, организация лишается права не применять отдельные положения стандартов учета в силу:
- пп. 6.1, 7.2, 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации",
- п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации",
- п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации",
- п. 3.1 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов",
- п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам",
- п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений",
- п. 14 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы",
- п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений",
- п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности",
- пп. 14, 17, 32 ФСБУ 5/2019 "Запасы",
- пп.14, 28, 52 ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды",
- пп. 23, 38, подпункты "б", "в", "ж"-"о" пункта 45, пункты 46, 47 ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (п. 3 ФСБУ 6/2020),
- п. 4 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (смотрите также п. 11 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").
2. Возможность не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе в соответствии с абзацем десятым п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
3. На установление сокращенного срока проведения большинства выездных проверок - 50 часов для малого предприятия (ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
При этом В 2023 году на большинство плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий установлен "антисанкционный" мораторий (смотрите постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
4. На предоставление преимуществ при осуществлении закупок на основании ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)*(3).
5. Назначение административных штрафов малым предприятиям в размере, предусмотренном соответствующей нормой КоАП РФ.
6. Распространение с 2019 года действия Закона о страховании вкладов на банковские вклады и счета малых предприятий, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
7. Заключение срочного трудового договора по соглашению сторон с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства, численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек) (часть вторая ст. 59 ТК РФ).
В данном случае исследовались базовые особенности правового регулирования отношений с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законодательством.
Специальными нормативными правовыми актами, законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления могли быть установлены и иные меры поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в определенной сфере (на определенной территории), которых также лишается организация вследствие утраты статуса МП.
Например, на территории г. Москвы налог на имущество организаций установлен законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций". При этом ст. 4.1 указанного Закона предусмотрены определенные налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В частности, в силу части 1 ст. 4.1 налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении условий, одним из которых является наличие у налогоплательщика статуса субъекта малого предпринимательства.
При этом у организации сохраняются льготы как у субъекта среднего предпринимательства на:
1) упрощенный порядок статистического контроля, который проводится в форме выборочных статистических наблюдений, проводимых один раз в месяц или квартал, а также в виде сплошных статистических наблюдений, проводимых раз в пять лет (ст. 5 Закона N 209-ФЗ). По итогам 2020 года сплошное наблюдение проводилось в 2021 году (смотрите приказ Росстата от 28.08.2020 N 496), следующее наблюдение должно проводиться в 2026 году по итогам 2025 года.
В годы, когда не проводятся сплошные наблюдения, допустимы лишь выборочные. Правила их проведения определены в постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 79. Лиц, подлежащих последним, ежегодно определяет Росстат. О проведении выборочного статистического наблюдения Росстат извещает указанных субъектов с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт соответствующего уведомления, а также через портал госуслуг. Кроме того, списки отобранных субъектов МСП и перечень подаваемых статформ размещается на п. 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 79);
2) применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (подп. 17 п. 1 и п. 2.4 ст. 427 НК РФ). Подробнее о пониженных тарифах для субъектов в том числе среднего предпринимательства смотрите в Энциклопедии решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году;
3) исключение из объектов налогообложения налогом на прибыль работ (услуг), имущественных прав, безвозмездно полученных от органов и организаций в рамках поддержки по Закону N 209-ФЗ и Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (подп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ);
4) преимущества при участии в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юрлиц (госкомпаниями, субъектами естественных монополий, госкорпорациями, организациями электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации твердых коммунальных отходов и др.) на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352);
5) особый порядок приватизации арендуемого государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ предусматривает преимущественное право арендаторов субъектов в том числе среднего предпринимательства на приобретение имущества при наличии определенных этим законом условий. Оплата приобретаемого имущества может быть произведена в рассрочку;
6) финансовую поддержку со стороны бюджетов различных уровней (ст. 17 Закона N 209-ФЗ);
7) возможность прекращения с 1 июля 2023 года: Юридические лица субъекта в том числе среднего предпринимательства могут прекратить свою деятельности не путем ликвидации с соблюдением установленного ст. 61-64 ГК РФ порядка (с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), составлением и утверждением промежуточного и окончательного ликвидационных балансов), а в упрощенном порядке, при котором субъект малого или среднего предпринимательства принимает решение о прекращении своей деятельности, и на основании такого решения в отсутствие возражений заинтересованных лиц юрлицо исключается регистрирующим органом из ЕГРЮЛ. Этот порядок прекращения деятельности может быть применен, если одновременно соблюдаются ряд условий (ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, субъектом среднего предпринимательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
7 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектов МСП. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(2) Критерий, указанный в ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, а именно - доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, - совпадает с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства (сообщение Минфина России от 11.01.2021 N ИС-аудит-37).
*(3) Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Преимущества предоставляются двумя способами.
Во-первых, путем осуществления закупок любыми конкурентными открытыми способами исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом начальная (максимальная) цена контракта, максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) не должны превышать 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, путем установления требования к поставщику, подрядчику, исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа таких субъектов (п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). В этом случае контракт должен содержать условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"