• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Особенности психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе (А.А. Набока, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 26, N 3 (86), июль-сентябрь 2021 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Набока А.А. Особенности психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе

 

А.А. Набока - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности ОВД, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

 

Введение. Представлены результаты исследования психологической адаптации курсантов к условиям обучения в юридическом вузе. Целью выступило выявление особенностей психологической адаптации курсантов по показателям работоспособности и эмоционального фона настроения. Материалы и методы. Использовалась проективная психологическая методика в целях преодоления сознательного контроля результатов исследования. Для оценки работоспособности и эмоционального состояния курсантов применялся краткий вариант цветового теста М. Люшера (ЦТЛ). Исследование проводилось среди обучающихся 1-го курса (120 чел.), 2-го курса (120 чел.). Количественный анализ данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (* - угловое преобразование Фишера). Результаты и обсуждение. Определены показатели психологической адаптации курсантов на начальном этапе обучения в юридическом вузе, в качестве которых выступают эмоциональный фон настроения и работоспособность. Обнаружен пониженный уровень психологической адаптации у курсантов как 1-го, так и 2-го годов обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности характерны более чем для каждого второго курсанта исследуемых групп. Только у каждого третьего обучающегося 1-го курса и почти у каждого второго обучающегося 2-го курса выявлен благоприятный эмоциональный фон, что демонстрирует успешность эмоциональной адаптации курсантов данной группы. У каждого пятого первокурсника и более чем у каждого десятого второкурсника выявлена оптимальная работоспособность, что служит положительным показателем адаптационного процесса, влияющим на характер и качество учебной деятельности курсантов. Наблюдается тенденция к снижению количества курсантов с отрицательным фоном настроения и пониженной работоспособностью ко 2-му году обучения. Почти каждый третий курсант 1-го и 2-го годов обучения характеризуется компенсируемым состоянием усталости. При неблагоприятных условиях адаптационные ресурсы курсантов этой группы могут перейти в стадию декомпенсации. Это представляет риск их дезадаптации, на что следует обратить особое внимание. Полученные результаты показывают необходимость реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательной среде юридического вуза. Выводы. Подтвердился факт сниженной психологической адаптации курсантов юридического вуза на начальном этапе обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности курсантов оказывают негативное влияние на процесс обучения в юридическом вузе, что требует внедрения программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательном процессе юридического вуза.

 

Ключевые слова: курсанты; психологическая адаптация; работоспособность; эмоциональный фон настроения.

 

Naboka А.А. Features of Cadets' Psychological Adaptation to Studying at a Law Institute

 

A.A. Naboka - Candidate of Sciences (in Psychology), senior lecturer of the chair of Management and Administrative Activities of Law Enforcement, the Belgorod Law Institute ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation named after I.D. Putilin

 

Introduction. The results of a psychological study of cadets' psychological adaptation to the conditions of training at a law institute are presented. The aim was to identify the features of cadets' psychological adaptation in terms of efficiency and background mood. Materials and Methods. A projective psychological technique was used to overcome the conscious control of the research results. To assess the cadets' efficiency and emotional state an abridged version of the M. Lusher color test (CTL) was used. The survey covered 120 first-year cadets, 120 second-year cadets, the total number of the respondents being 240. The quantitative analysis of the data was carried out via the methods of mathematical statistics (z* - Fisher's transformation). Results and Discussion. Some indicators of cadets' psychological adaptation at the initial stage of training in a law institute are determined, these are the emotional background mood and efficiency. It was revealed that both first-year and second-year cadets had a low level of psychological adaptation. Negative background mood, experiencing negative emotions and decreased efficiency are typical for more than every other cadet of the groups under study. Only every third among first-year cadets and almost every second among second-year cadets had a favorable emotional background, which demonstrates the successful emotional adaptation of cadets in this group. Every fifth among first-year cadets and more than every tenth among second-year cadets showed optimal working capacity, which is a positive indicator of the adaptation process that affects the nature and quality of cadets' learning activities. The number of cadets with a negative background mood and reduced efficiency by the second year of studying tends to decrease. Almost every third among first- and second-year cadets is characterized by a compensable state of fatigue. Under unfavorable conditions, the adaptation resources of cadets in this group can turn into the stage of decompensation, which is a risk of their maladaptation and should be taken into consideration. The results obtained show the necessity of implementing a program of psychological and pedagogical support for the adaptation process of cadets in the educational environment of a law institute. Conclusions. The fact of reduced psychological adaptation of cadets at a law institute at the initial stage of training was confirmed. Negative background mood, experiencing negative emotions, cadets' decreased efficiency have a negative impact on the learning process at a law institute, which requires the implementation of the program of psychological and pedagogical support of cadets' adaptation in the educational process of a law institute.

 

Keywords: cadets; psychological adaptation; working capacity; background mood.

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru