• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Сравнительный анализ арктической международно-правовой политики Канады и США (О.С. Магомедова, журнал "Право. Журнал Высшей школы экономики", N 1, январь-март 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Магомедова О.С. Сравнительный анализ арктической международно-правовой политики Канады и США

 

О.С. Магомедова - аспирантка, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

 

Международно-правовые позиции государств по актуальным вопросам глобальной повестки могут рассматриваться как результат развития политики этих государств по данным вопросам на настоящий момент. Наблюдающиеся между государствами расхождения не объясняются только современной постановкой проблемы: такие позиции отражают прежде всего характер планомерно формировавшейся международно-правовой политики. На основании данной гипотезы в статье рассматриваются расходящиеся позиции США и Канады по отдельным вопросам в арктическом регионе с точки зрения коренных различий арктической политики каждого из этих двух государств. Если с момента перехода Северо-Западных территорий под управление Канады ее правительство понимало освоение данных территорий как стратегическую задачу закрепления исторического присутствия канадского населения в регионе, то для США наличие северных территорий стало правовой данностью, требующей практических усилий. Результатом активной арктической политики Канады стало выдвижение концепции секторального принципа разграничения арктических пространств, получившее впоследствии законодательное закрепление и международное признание в 1925 г. Все это время и вплоть до 1960-х гг. международно-правовые позиции США по вопросам арктической политики принимались в ответ на шаги Канады. В результате международно-правовая политика США в регионе идет по пути оспаривания позиций Канады, закономерно следующих из арктической политики страны, прежде не вызывавшей сомнений в ее правомерности. С использованием сравнительно-правового, исторического, формально-юридических методов и метода системного анализа в статье исследуются правовые решения, принимаемые государствами в отстаивании своих позиций по трем вопросам - определение линии делимитации морских пространств в море Бофорта, правовая квалификация статуса Северо-Западного прохода и оценка применимости положений Конвенции о морском праве в Северном Ледовитом океане. Объясняется, каким образом Канаде удается быть последовательной в осуществлении ее арктической политики. Раскрывается, какие ошибки может допустить государство, руководствуясь краткосрочными задачами. Следует вывод о весомом значении приверженности государства его ранее принятым международно-правовым позициям в урегулировании новых вопросов.

 

Ключевые слова: международно-правовая политика, Арктика, секторальный подход, море Бофорта, Северо-Западный проход, Конвенция ООН по морскому праву.

 

Magomedova O.S. Comparative Analysis of Arctic International Legal Policies of Canada and the United States

 

O.S. Magomedova - Postgraduate Student, Moscow State Institute of International Relations (University)

 

International legal positions of States on current issues of international agenda can be regarded as an outcome of international legal policies of these States at the moment. Existing divergencies are not accounted only for a present issues, since such positions are indicative of the character of their consistent international legal policies. Based on this assumption, the research paper reviews different positions of the United States and Canada on some Arctic issues from the perspective of a fundamental difference between the arctic international legal policies of the two States. Since the establishment of Canada's governance over Northwest territories Canada considered their exploration strategically important, whereas United States took their northern possessions for normatively granted. The active arctic policy of Canada resulted in the sector theory, which got subsequently enshrined in law and met international acquiescence in 1925. All the while till 1960-s the United States took up positions on arctic matters in response to Canada's steps. Once the United States arrived at their concrete economic interests in the region, the American international legal policy opted for challenging Canada's positions, which follow from the international legal policy heretofore undoubted. With the use of the comparative method, historical, legalistic and system approaches the research paper provides analysis of the legal solutions of the States for promoting their positions on three exemplary issues, such as maritime boundary delimitation in the Beaufort Sea, legal status of the Northwest Passage and applicability of the UN Convention of the Law of the Sea in the Arctic Ocean. The article explains how Canada manages to lead consistent international legal policy; demonstrates what mistakes a State might make without firm course of the international legal policy being guided by short-term interests. All considered the research paper concludes on the significance of State's commitment to its assumed positions for solving new questions.

 

Keywords: International legal policy, Arctic, sector theory, Beaufort Sea, Northwest Passage, UN Convention of the Law of the Sea.

 

"Право. Журнал Высшей школы экономики"

 

Ежеквартальный научно-аналитический журнал

Издается с 2008 г.

 

Журнал учреждается в качестве печатного органа Высшей школы экономики с целью расширения участия ВШЭ в развитии правовой науки, в совершенствовании юридического образования.

Основные задачи:

- стимулирование научных дискуссий;

- опубликование материалов по наиболее актуальным вопросам права;

- содействие реформе юридического образования, развитию образовательного процесса, в том числе разработке новых образовательных курсов;

- укрепление взаимодействия между учебными и научными подразделениями ГУ-ВШЭ;

- участие в расширении сотрудничества российских и зарубежных ученых-юристов и преподавателей;

- вовлечение молодых ученых и преподавателей в научную жизнь и профессиональное сообщество;

- организация круглых столов, конференций, чтений и иных мероприятий.