Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Литвин Д.В. Смысложизненные ориентации как критерий личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании
Д.В. Литвин - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки; Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
Введение. Проблема развития личности сотрудника органов внутренних дел обусловлена рядом социальных и профессиональных факторов и отражает противоречия между традиционной системой унифицированной целевой ориентации образовательного процесса на профессионально-инструментальную составляющую образовательного результата, с одной стороны, и научными достижениями современной педагогики, демонстрирующими множественный, полисубъектный характер отношений при проектировании гуманистически ориентированных образовательных целей, учитывающих стремление личности к самообоснованию, рефлексии смысла образования, творческому саморазвитию, с другой стороны.
Материалы и методы. Констатирующий педагогический эксперимент, тестирование, опрос (методика диагностики смысложизненных ориентаций Д. Крамбо, Л. Махолик в адаптации Д.А. Леонтьева). В экспериментальном исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел мужского пола, являющиеся выпускниками образовательной организации по направлениям подготовки магистратуры, в количестве 51 человека.
Результаты и обсуждение. Раскрываются особенности диагностики профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании на основе интерпретации смысложизненных ориентаций. Выявлены значения развитости смысложизненной регуляции, субъектность индивидуальной истории, жизненных выборов, целеполагания. Определены четыре однородные группы (кластера) по степени выраженности значимых личностных качеств, относящихся к ценностно-смысловому блоку личностной организации. Кластеры характеризуются типическим личностно-средовым субъектным взаимодействием обучающегося взрослого в среде непрерывного образования системы МВД России. Качественный анализ состава кластеров показал наличие сотрудников с личностными проявлениями, свойственными ориентации на развитие, а также сотрудников с низким уровнем выраженности активно-преобразующей деятельности.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки технологий адресного педагогического сопровождения и педагогической поддержки личностного развития обучающихся в непрерывном образовании.
Ключевые слова: развитие личности; непрерывное образование; личностно-развивающая среда; смысложизненные ориентации; технологии диагностики профессионально-личностного развития
Litvin D.V. Life-Meaning Orientations as a Criterion for Law Enforcement Officers' Personal Development in Lifelong Education
D.V. Litvin - Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, deputy-chief of the chair of Organization of Firearms and Physical Training; Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs
Introduction. The problem of the development of a law enforcement officer's personality is determined by a range of social and professional factors, and reflects the contradictions between the traditional system of unified orientation of education towards the professional instrumental component of the result, on the one hand, and the scientific achievements of modern pedagogy demonstrating the multiple, poly-subject nature of relations in designing humane-oriented educational goals, with regard to the individual's desire for self-substantiation, reflection on the meaning of education, creative self-development, on the other hand.
Materials and Methods. The ascertaining pedagogical experiment, testing, questioning (the method of diagnostics of life-meaning orientations developed by Crumbaugh J., Maholik L. and adapted by Leontiev D. A.) were used. The pilot study involved 51 male police officers who are graduates of an educational organization in the areas of master's degree training.
Results and Discussion. The features of diagnostics of professional and personal development of law enforcement officers during lifelong education are revealed on the basis of interpretation of life-meaning orientations. The author specifies the values of the development of life-meaning regulation, the subjectivity of individual history, life choices and goal-setting. Four homogeneous groups (clusters) were identified according to the intensity of significant personal qualities related to the value-semantic block of the personal organization. Clusters are characterized by the typical subject interaction of a learning adult in a lifelong learning environment of the system of the Russian Ministry of Internal Affairs. A qualitative analysis of the composition of the clusters showed a number of officers with personal manifestations typical for a development orientation, as well as the officers with a low level of intensity of actively transforming activities.
Conclusions. The results of the study indicate the necessity of developing technologies for targeted pedagogical support and pedagogical maintenance for the personal development of students in lifelong education.
Keywords: personality development of a law enforcement officer; life-long education; personal developmental environment; lifemeaning orientations; technologies for diagnostics of professional and personal development
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru