Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Пономарева Н.В. О предмете договора коммерческой концессии
Н.В. Пономарева - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, Ростовский юридический институт МВД России
Введение: на сегодняшний день интеллектуальная собственность нуждается в эффективной охране. Одним из важных договоров, где объектом выступают права на интеллектуальную собственность, является договор франчайзинга. В России франчайзинговые отношения регулируются договором коммерческой концессии с 1996 г.
С каждым годом в мире увеличивается количество франчайзинговых систем. Такой бизнес является надежным. Во-первых, он охватывает различные сферы деятельности, начиная от общественного питания, заканчивая оказанием услуг в области досуга, развлечений и туризма. Во-вторых, способствует развитию рыночных отношений, что позволяет осуществлять выгодное международное торговое сотрудничество. В-третьих, франчайзинг помогает бороться с недобросовестной конкуренцией на рынке, что ведет к реализации норм антимонопольного законодательства. В-четвертых, благодаря развитию франчайзинговых отношений потребители имеют возможность получать проверенные товары и услуги, которые соответствуют установленным стандартам. По мнению экспертов, популярность франчайзинга можно объяснить тем, что доля прекращения деятельности начинающих пользователей невысока.
Материалы и методы: при проведении исследования использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы. Изучена судебная практика по делам, возникающим из договора коммерческой концессии, проведен анализ отдельных судебных решений по теме исследования.
Результаты исследования: проведен критический анализ предмета договора коммерческой концессии, исследованы результаты нормотворческой деятельности, регулирующие данное договорное обязательство; изучена судебная практика по спорам, возникающим из коммерческой концессии, выделены отдельные проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии и предложены возможные варианты их разрешения.
В рамках представленной работы проведен анализ договора коммерческой концессии, его элементов, отдельных судебных решений, вынесенных по спорам, вытекающим из данного договора, выявлены проблемы правового регулирования в этой сфере. Предмет договора коммерческой концессии, определенный в законе, требует уточнения и научного исследования с целью совершенствования законодательства. Автором критически оценивается установленная законом возможность передачи деловой репутации по договору.
Выводы и заключения: в рамках представленной работы проведен анализ договора коммерческой концессии, его элементов, отдельных судебных решений, вынесенных по спорам, вытекающим из данного договора, выявлены проблемы правового регулирования в этой сфере. Предмет договора коммерческой концессии, определенный в законе, требует уточнения и научного исследования с целью совершенствования законодательства. Автором критически оценивается установленная законом возможность передачи деловой репутации по договору.
Ключевые слова: предмет договора, коммерческая концессия, комплекс исключительных прав, товарный знак, знак обслуживания, деловая репутация.
Ponomareva N.V. About the subject of the commercial concession agreement
N.V. Ponomareva - Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, PhD in Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Introduction: today, intellectual property needs in effective protection. One of the important agreements where intellectual property rights are the object is a franchise agreement. In Russia, franchise relations have been regulated by a commercial concession agreement since 1996.
The number of franchising systems is increasing every year in the world. Such business is reliable. Firstly, it covers various fields of activity, ranging from catering, ending with the provision of services in the field of leisure, entertainment and tourism. Secondly, it promotes the development of market relations, which allows for profitable international trade cooperation. Thirdly, franchising helps to fight unfair competition in the market, which leads to the implementation of antitrust legislation. Fourth, thanks to the development of franchising relationships, consumers have the opportunity to receive proven goods and services that meet established standards. According to experts, the popularity of franchising can be explained by the fact that the share of termination of novice users is low.
Materials and methods: formal-legal, comparative-legal, system-structural methods were used during the research. The judicial practice in cases arising from a commercial concession agreement was studied; the analysis of individual court decisions on the topic of the study was carried out.
Results of the research: a critical analysis of the subject of the commercial concession agreement was carried out, the results of rule-making activities regulating this contractual obligation were investigated; judicial practice on disputes arising from a commercial concession was studied, separate problems of legal regulation of the commercial concession agreement were identified and possible solutions were proposed.
Within the framework of the presented work, the analysis of the commercial concession agreement, its elements, individual court decisions issued on disputes arising from this agreement, identified problems of legal regulation in this area. The subject of the commercial concession agreement, defined in the law, requires clarification and scientific research in order to improve legislation. The author critically evaluates the possibility of transferring business reputation established by law under a contract.
Conclusions: within the framework of the presented work, an analysis of the commercial concession agreement, its elements, individual court decisions issued on disputes arising from this agreement, identified problems of legal regulation in this area. The subject of the commercial concession agreement, defined in the law, requires clarification and scientific research in order to improve legislation. The author critically evaluates the possibility of transferring business reputation established by law under a contract.
Keywords: subject of the contract, commercial concession, exclusive rights complex, trademark, service mark, business reputation.
Научно-теоретический и информационно-методический журнал "Юристъ-Правоведъ"
Научно-теоретический и информационно-методический журнал издается в Ростовском юридическом институте МВД России с 2000 года. Периодичность - 4 раза в год.
Журнал публикует результаты научных исследований, посвященных проблемам теории и истории права и государства, конституционного права, уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права. Авторы представляют новейшие разработки в области судебной, прокурорской, правозащитной, судебно-экспертной и оперативно-разыскной деятельности.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ NФС 77-71313.