• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

ОЭСР и деофшоризация карликовых государств Европы (М.Б. Алимова-Нефедова, журнал "Правоприменение", том 6, N 3, июль-сентябрь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Алимова-Нефедова М.Б. ОЭСР и деофшоризация карликовых государств Европы

 

М.Б. Алимова-Нефедова - атташе, Министерство иностранных дел Российской Федерации; соискатель кафедры дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

 

Выявляются причины, побудившие карликовые государства Европы, не являющиеся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к активному взаимодействию с ней в вопросах ликвидации фактически существовавших на их территориях офшорных зон. Устанавливаются места и роли европейских карликовых государств в качестве налоговых убежищ в международных экономических отношениях, выявляются механизмы, задействованные на международной арене для борьбы с уклонением от уплаты налогов. В задачи исследования входило рассмотрение динамики (становление, изменение и развитие) отношений между ОЭСР и указанными государствами, а также определение условий, влиявших и влияющих на стратегию поведения этой международной экономической организации и карликовых государств Европы в отношении друг друга. Как в отечественной, так и зарубежной доктрине имеется достаточно большой массив научных исследований, посвященных борьбе с офшорами и деятельности ОЭСР в этом направлении, однако научных работ по противостоянию в вопросе ухода от уплаты налогов между этой организацией и не просто офшорными зонами, а пусть и карликовыми, но суверенными европейскими государствами, причем не являющимися членами Европейского Союза и самой ОЭСР, крайне мало, что и предопределило востребованность и актуальность настоящей статьи. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что в рамках отношений карликовых государств Европы и ОЭСР в вопросах международной борьбы с уклонением от уплаты налогов можно выделить три этапа, и если в начале этой борьбы рассматриваемые государства имели некоторый успех, в итоге под воздействием ряда факторов (мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., наличие у этих государств "особых отношений" с их соседями, учреждение Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения, принятие международных актов, направленных на борьбу с офшорами, и др.) они были вынуждены пойти на сотрудничество с ОЭСР и принять предписанные ею правила, а также установленные ею механизмы межгосударственного контроля в налоговой сфере.

 

Ключевые слова: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), офшорная зона, карликовые государства Европы, BEPS, международное налоговое право

 

Alimova-Nefedova M.B. OECD and deoffshorization of microstates of Europe

 

M.B. Alimova-Nefedova - Attache; Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation PhD contender, Department of Diplomacy, MGIMO University

 

The article is devoted to studying the issue of the formation of the international legal regulation of the activities of so-called offshore zones - special jurisdictions that specialize in providing financial services to non-residents in conditions of low or zero taxation, stability and confidentiality. Since the late 1990s, the most successful anti-offshore policy has been conducted (in close cooperation with the G20 states) by the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), which has begun to actively use both organizational and international legal methods in its activities. The most successful examples include the OECD adopting the International Standards for the Exchange of Tax Information (Tax Information Exchange Agreements) in 2009, the Base Erosion and Profit Shifting Program in 2013 (which has become its most significant and successful initiative), the Multilateral Competent Authority Agreement in 2014, as well as the Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting in 2016, and others.

However, in Europe the OECD was forced to face a situation where not only member states or specific territories that are in one form or another directly dependent on said states served as offshore zones, but also small (micro) sovereign states that were not its members. The microstates of Europe ended up resisting the OECD's anti-offshore activities for quite a while, since the high profitability of the offshore business made these states accustomed to getting "easy" money, and their population - to the high standard of living, which was largely provided for by these funds. The conducted research allowed the author to draw the conclusion that multiple stages can be singled out in this confrontation, during which the microstates of Europe, somewhat successful at first, were eventually forced to cooperate with the OECD and officially accept the rules the latter, as well as the mechanisms of interstate tax control it introduced. To a large extent, this stemmed from the fact that the microstates feared the G20 countries would levy sanctions against them, as well as because some of the microstates of Europe, in light of the instability of the world financial and economic system, were looking for ways to access the European market by obtaining the status of associated EU members. Nonetheless, while formally adhering to the OECD requirements, the microstates of Europe are still attempting to provide offshore services to nonresidents by transforming and significantly complicating the financial schemes used for such purposes. General scientific methods, the technic method, the concrete-historical and the historical-genetic methods, as well as the formal-dogmatic and the systemic approaches were used within the framework of the study.

Offshores and the settlement of cross-border tax relations is one of the most vital economic problems of our time, yet no fundamental scientific research on the international relations of the OECD and the microstates of Europe has yet been carried out.

 

Keywords: Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), offshore zone, European microstates, BEPS, international tax law

 

Журнал "Правоприменение"

 

Интернет-страница научного периодического издания, URL: https://enforcement.omsu.ru/jour/index

 

"Правоприменение" - рецензируемый научно-практический журнал по праву. Специальности ВАК: 12.00.01, 12.00.02, 12.00.04, 12.00.09, 12.00.10, 12.00.11, 12.00.12, 12.00.14, 12.00.15.

 

Учредителем периодического издания является Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. ISSN 2542-1514 (Print). ISSN 2658-4050 (Online). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС 77 - 73726 от 21 сентября 2018 года. Периодичность выхода в свет - ежеквартально.

 

Журнал является печатным периодическим изданием, выходящим также в параллельной электронной версии, с политикой открытого доступа к материалам. Материалы издания распространяются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License (текст лицензии, URL: https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode) и Creative Commons Attribution 4.0 License (текст лицензии, URL: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode). Журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ".