Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Южанин В.Е., Горбань Д.В. Психолого-педагогическая (групповая) классификация осужденных к лишению свободы
В.Е. Южанин - заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Юридический институт Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Д.В. Горбань - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра, Санкт-Петербургский университет ФСИН России
Введение. Современная уголовно-исполнительная политика нашего государства диктует необходимость поиска новых средств и методов исправления осужденных к лишению свободы. Особенно актуальным данное направление представляется в рамках Концепции развития УИС России до 2030 г., содержание которой предусматривает необходимость классификации осужденных, осуществления дифференцированного исправительного воздействия, а также индивидуализации исполнения наказаний. Особая роль при этом отводится психолого-педагогической классификации осужденных. Ее основной задачей является структурирование осужденных на группы в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, критериями для которого выступают поведение осужденных в данный период, их криминологические характеристики, а также достижение ими определенной "ступени исправления". Цель исследования - выявление особенностей и проблем реализации психолого-педагогической классификации осужденных к лишению свободы. Материалы и методы. Использовались диалектический метод познания явлений, общий метод научного познания - сравнение, а также методы теоретического исследования: анализ, синтез и индукция. Результаты и обсуждение. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) предусмотрен принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Его реализации должна способствовать надлежащая классификация осужденных к лишению свободы. В пенитенциарной теории актуальным становится вопрос реанимирования института "социальных лифтов осужденных" при включении их в прогрессивную систему исполнения и отбывания наказаний. В теории права также поднимается вопрос о взаимосвязи принципа раздельного содержания различных категорий осужденных и их классификации. Основное внимание уделяется начальному и заключительному этапам отбывания наказания, имеющим социально-адаптационную направленность. Обосновывается необходимость предусмотреть эти этапы в уголовно-исполнительном законодательстве. Выводы. Предлагается авторское понимание классификации осужденных к лишению свободы, а также отдельного ее вида - психолого-педагогической групповой классификации, в которой выделяются начальный, основной и заключительный этапы отбывания наказания.
Ключевые слова: классификация осужденных; прогрессивная система; социальная адаптация; исправление осужденных; групповая классификация; распределение осужденных; психолого-педагогическая классификация.
Yuzhanin V.E., Gorban D.V. Psychological and Pedagogical (Group) Classification of Persons Sentenced to Imprisonment
V.E. Yuzhanin - Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Doctor of Sciences (in Law), professor, professor at the chair of Criminal Law and Criminology, Law Institute of Ryazan State University named after S. A. Yesenin
D.V. Gorban - Candidate of Sciences (in Law), senior researcher of the Research Department of the Scientific Centre, St. Petersburg University ofthe Russian Federal Penitentiary Service
Introduction. The modern penal enforcement policy of our state dictates the need for new means and methods of correction of those sentenced to imprisonment. This area is especially important in the framework of the Conception of development of the Russian Penitentiary System by 2030, which presumes it is necessary to classify convicts, implement differentiated correction and individualize executing of the sentences. A special role is assigned to the psychological and pedagogical classification of convicts. Its main task is to structure convicts into groups during their imprisonment. The criteria for structuring in this case are the behavior of convicts while serving their sentence, their criminological characteristics, as well as their achievement of a certain "stage of correction". The purpose of the research is to identify features and problems of implementation of psychological and pedagogical classification of persons sentenced to imprisonment. Materials and Methods. The dialectical method of cognition of phenomena was employed. The general method of scientific knowledge - comparison, and methods of theoretical research: analysis and synthesis, induction were also used. Results and Discussions. The current Penal Code of the Russian Federation provides for the principle of differentiation and individualization of the execution of sentences, and its implementation should be facilitated by a proper classification of those sentenced to imprisonment, which is relevant to all its norms. In penitentiary theory, the issue of reanimating the institution of "social escalator for convicts", when they are included in the progressive system of execution and serving of sentences, becomes relevant. Moreover, the theory of law raises the question of the relationship between the principle of keeping various categories of convicts separately and the classification of convicts. A special emphasis is put on the initial and final stages of serving the sentence, which has a social adaptation orientation. The authors prove it necessary to provide for these stages in penal legislation. Conclusions. The paper contains the authors' vision of classification of persons sentenced to imprisonment, as well as its separate type - group (psychological and pedagogical) classification. Within the group classification of convicts, the initial, main and final stages of serving a sentence are distinguished.
Keywords: classification of convicts; progressive system; social adaptation; correction of convicts; group classification; division of convicts; psychological and pedagogical classification.
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru