Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Аксютина З.А. Противоречие как методологическая форма познания социального воспитания
З.А. Аксютина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет
Введение. Излагается краткая история развития представлений о противоречии в науке. Обосновывается современное понимание категории "противоречие", выражающейся в источнике развития, движения. Предметом исследования выступают противоречия, возникающие в социальном воспитании. Целью было исследование противоречий как методологической формы познания социального воспитания.
Материалы и методы. В ходе исследования задействуется новый для педагогических исследований метод - крестообразная схема противоречия. Данный метод разработан В.И. Разумовым. Его применение позволяет схематизировать изображение противоречий для дальнейшего более детального анализа.
Результаты и обсуждение. В ходе теоретического анализа проводится экскурс в обоснование педагогических классификаций противоречий, разрабатываемых в педагогической науке с 90-х гг. прошлого века. Указанные классификации проиллюстрированы педагогическими примерами. Применение крестообразной схемы противоречия позволило выявить и провести анализ противоречия социального воспитания семьи и социума, противоречия теоретико-методологического характера в социальном воспитании, противоречия индивидуального и типологического подходов к личности в социальном воспитании и противоречия взаимодействия субъектов социального воспитания на основе моделирования его процесса.
Выводы. Проблема противоречий в педагогике остается весьма актуальной и требует дальнейшего исследования. Метод "крестообразная схема взаимодействия" позволяет более глубоко подходить к осмыслению противоречий и может получить более широкую практику применения. С помощью данного метода обнаружены внутренние и внешние противоречия, противоречия высшего и низшего порядка, возникающие в процессе социального воспитания. Удалось дополнить теорию социального воспитания примерами противоречий социального воспитания внешнего и внутреннего характера. Сформулировано понятие "противоречие" - система взаимодействия противоположных элементов, включенных в относительно самостоятельную систему, которая способствует ее развитию в соответствии с внутренней логикой и детерминизмом. Полученные результаты позволяют задать более глубокое, осмысленное направление исследования противоречий социального воспитания, что может способствовать более обоснованному их разрешению.
Ключевые слова: социальное воспитание; противоречия; педагогические противоречия; классификации противоречий; крестообразная схема противоречий; противоречия социального воспитания; внутренние противоречия; внешние противоречия.
Aksyutina Z.А. Contradiction as a Methodological Form of Cognition of Social Upbringing.
Z.А. Aksyutina - Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor at the chair of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
Introduction. The paper comprises a brief history of the development of ideas about the contradiction in science and substantiates the modern manifestation of the category of contradiction revealed in the source of development, movement. The subject-matter of the research includes contradictions arising in social education. The aim was to study contradictions as a methodological form of cognition of social upbringing.
Materials and Methods. The study employs a new pedagogical research method - cross-shaped diagram of contradictions. This method was developed by V. I. Razumov. Its application makes it possible to schematize the image of contradictions for further detailed analysis.
Results and Discussion. Theoretical analysis included an overview of the grounds for pedagogical classifications of contradictions which have been developed in the pedagogical science since the 1990s. The identified classifications are illustrated by pedagogical examples. The use of cross-shaped contradiction scheme enables the author to reveal and analyze the contradictions of social upbringing by the family and by society, the contradictions of theoretical and methodological nature in social upbringing, the contradictions of individual and typological approaches to personality in social upbringing and the contradictions of interaction of subjects of social upbringing on the basis of modeling its process.
Conclusions. The problem of contradictions in pedagogy remains relevant and requires further study. Method of "cross-shaped interaction scheme" allows for a deeper approach to the understanding of contradictions and can get wider practice. Application of the method made it possible to detect internal and external contradictions, the contradiction of higher and lower level arising in the process of social upbringing. The author managed to complement the theory of social upbringing with examples of contradictions of social education of external and internal nature. The paper presents the formulated concept of "contradiction", which refers to the system of interaction of opposite elements included in a relatively independent system and contributes to its development in accordance with the inner logics and determinism. The results obtained provide a deeper, more comprehensive direction of studying the contradictions of social upbringing, which may contribute to their more reasonable resolution.
Keywords: social upbringing; contradictions; pedagogical contradictions; classification of contradictions; cross-shaped pattern of contradictions; contradictions of social upbringing; internal contradictions; external contradictions.
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru