Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Деева Н.А., Павлова С.А. Представления преподавателей высшей школы о профессиональной успешности: противоречия и требования реальности
Н.А. Деева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, Краснодарский университет МВД России
С.А. Павлова - кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры психологии и педагогики, Краснодарский университет МВД России
Введение. Рассмотрена актуальная проблема представлений о профессиональной успешности как сложного интегративного феномена, выполняющего функцию соотнесения собственной траектории профессионального развития с требованиями реальности. Указана значимость исследования представлений о профессиональной успешности современного преподавателя как необходимого условия построения собственной профессиональной успешности в соответствии с запросами реальности. Цель состоит в изучении структуры представлений современного преподавателя высшей школы о собственной профессиональной успешности. Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке преподавателей образовательной организации МВД России в количестве 125 человек с использованием модифицированного варианта авторской анкеты "Жизненная успешность". При обработке эмпирических данных применялись пакет программ SPSS 25.0 и Excel, методы описательной статистики. Проведен корреляционный и факторный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлена и обозначена основная проблема расхождения представлений с запросами реальности. Выделена структура представлений о профессиональной успешности, основными компонентами которой являются представления о ценностных основаниях успешности; о личностных качествах, обусловливающих успешность; об эмоциональных состояниях, присущих процессу и результату достижения успеха. Эмпирически исследованы структурные компоненты представлений, выявлены их особенности и противоречия требованиям реальности: в области наиболее значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности современного преподавателя; усугубление отрицательных явлений в зависимости от возраста и стажа педагогической деятельности в плане осмысленности и положительной модальности переживаний, сопутствующих успешности. Выводы. Выявлены особенности представлений о профессиональной успешности: ориентация на устаревшие образцы профессиональной успешности преподавателя высшей школы; наличие социально-духовной и статусно-прагматической ценностно-ориентационной направленности в определении профессиональной успешности; связанное с возрастом усиление отрицательной модальности переживаний, свойственных ситуации профессионального успеха; экзистенциальные проблемы профессиональной успешности преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: представления; профессиональная успешность; преподаватель высшей школы; представления о профессиональной успешности; ценности; личностные качества; эмоциональные переживания.
Deeva N.A., Pavlova S.A. Higher School Teachers' Subjective Vision of Professional Success: Contradictions and Requirements of Reality
N.A. Deeva - Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, associate-professor of the chair of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University ofthe Russian Ministry
S.A. Pavlova - Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, deputy-chief of the chair of Psychology and Pedagogy, Krasnodar University ofthe Russian Ministry
Introduction. The authors consider the relevant problem of perceptions of professional success as an integrative phenomenon performing the function of the correlation of own trajectory of professional development with the requirements of reality. The significance of investigating the visions of professional success of a modern teacher as the necessary condition for building own professional success in accordance with the requirements of reality is mentioned. The aim is to study the structure of a modern higher school teacher's vision of his own professional success. Materials and Methods. The research was conducted with 125 teachers of an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs by means of the modified version of the authors' questionnaire "Life Success". Processing the empirical data packages of programmes SPSS 25.0 and Excel, methods of descriptive statistics were employed. Correlation and factor analyses were conducted. Results and Discussion. The authors revealed and outlined the main problem of discrepancy between visions and the demands of reality. The structure of visions of professional success was revealed, its main components being the views of value basis for success, visions of personal qualities determining success, emotional states typical for the process and the result of achieving success. The structural components of visions were under empirical study, their peculiarities and conflicts with the demands of the reality were revealed: in the field of the most important personal qualities and value orientations which determine successful professional activity of a modern teacher, aggravation of negative phenomena depending on the age and teaching experience with regard to meaningfulness and positive modality of experiences associated with success. Conclusions. The peculiarities of visions of professional success were revealed: focus on the old-fashioned patterns of higher school teacher's professional success; social and spiritual and status-pragmatical value focus in establishing professional success; age-related intensity of negative modality of experiences typical for the situations of professional success; existential problems of professional success of a higher school teacher.
Keywords: visions; professional success; higher school teacher; views of professional success; values; personal qualities; emotional experience.
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru