• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Особенности правового статуса видеоигры как объекта права интеллектуальной собственности: сравнительно-правовое исследование (В.Ю. Хлапотин, журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", N 4, июль-август 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Хлапотин В.Ю. Особенности правового статуса видеоигры как объекта права интеллектуальной собственности: сравнительно-правовое исследование

 

В.Ю. Хлапотин - аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

 

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся направлений креативной экономики является индустрия видеоигр. Увеличение оборота и популярности этой индустрии обусловливает необходимость ее подробного правового исследования. Существует ряд объективных проблем, возникающих в определении релевантного правового режима видеоигр, а также в области охраны, защиты и управления ими. В совокупности данные проблемы демонстрируют актуальность исследования, которое направлено на обоснование на теоретическом уровне места видеоигр в существующей системе объектов интеллектуальной собственности, практико-ориентированное обобщение, анализ и систематизацию существующей правоприменительной практики в данной области.

Задачи исследования: изучить детерминанты сложности выработки универсального понятия "видеоигры" как объекта права интеллектуальной собственности; определить круг потенциальных субъектов интеллектуальных прав на видеоигры; сформировать критерии охраноспособности составляющих элементов видеоигры; рассмотреть особенности судебной защиты интеллектуальных прав на видеоигры в отечественном и зарубежном праве.

Вывод: в исследовательской и научной литературе более корректным является использование термина "видеоигра". Применение норм отечественного законодательства о программах к отношениям по поводу разработки, охраны, защиты и управления видеоигр в настоящее время не является релевантным. Субъектами авторских прав на отдельные входящие в состав видеоигры элементы выступают лица, чьим непосредственным творческим трудом данные элементы были созданы. Из рассмотренных положений и приведенных примеров из отечественной и зарубежной доктрины и практики следует, что каждый из аудиовизуальных элементов видеоигры может получить охрану при соответствии необходимым критериям охраноспособности. Использование гражданско-правовых способов защиты интеллектуальных прав на видеоигру может варьироваться в зависимости от выбранной правообладателем стратегии. В существующих условиях для многих разработчиков видеоигр на территории России оптимальным будет использование режима коммерческой тайны или охраны своих разработок в качестве секрета производства (ноу-хау).

 

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, патентное право, товарные знаки, игровая индустрия, видеоигра, правовой режим видеоигры, сложный объект

 

Khlapotin V.Y. Features of the Legal Status of a Video Game as an Object of Intellectual Property Rights: Comparative Legal Research

 

V.Y. Khlapotin - Postgraduate Student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

 

Currently, one of the most dynamically developing areas of the creative economy is the video game industry. The increase in turnover and popularity of this industry necessitates its detailed legal research. There are a number of objective problems that arise in determining the relevant legal regime for video games and in the field of legal protection and management. Taken together, these problems demonstrate the relevance of the research, which is aimed at substantiating at the theoretical level the place of video games in the existing system of intellectual property objects, and practice-oriented generalization, analysis and systematization of the current law enforcement practice in this area.

Research objectives: to study the determinants of the complexity of developing a universal concept of "video games" as an object of intellectual property rights; to identify the range of potential subjects of intellectual property rights to video games; to form criteria for the protectability of the constituent elements of a video game; to consider the features of judicial protection of intellectual property rights to video games in domestic and foreign law.

Conclusion: in the research and scientific literature, it is more correct to use the term "video game". The application of the norms of domestic legislation on programs to relations regarding the development, protection and management of video games is currently not relevant. The subjects of copyright for individual elements included in the video game are the persons who directly created these elements. On the basis of the provisions considered and the examples given from domestic and foreign doctrine and practice, it follows that each of the audiovisual elements of a video game can receive protection if it meets the necessary criteria for protection. The use of civil law methods to protect intellectual property rights to a video game may vary depending on the strategy chosen by the copyright holder. Under the current conditions, for many video game developers in Russia, it would be optimal to use the trade secret regime or protect their developments as a production secret (know-how).

 

Keywords: intellectual property law, copyright, patent law, trademarks, gaming industry, video game, video game legal regime, complex object

 

Особенности правового статуса видеоигры как объекта права интеллектуальной собственности: сравнительно-правовое исследование

 

Автор

 

В.Ю. Хлапотин - аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. ResearcherID: HCG-8864-2022

 

Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4