Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Пилипенко А.Н. Гражданский контроль во Франции
А.Н. Пилипенко - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент
В основе гражданского контроля лежит идея о допустимости и необходимости проверки гражданами и их объединениями деятельности государственно-властных институтов на предмет надлежащего исполнения последними возложенных на них задач. Эта идея вступает в противоречие с сутью власти, которая по своей природе не склонна терпеть какой бы то ни было контроль над собой в любой его форме. Таким образом, существует дилемма: бесконтрольная власть - произвол; контролируемая власть - это уже не власть, во всяком случае, какой она воспринимается ее обладателями. Гражданскому контролю в подобной логике места нет. Любая власть иерархична и построена по принципу контроля вышестоящего над нижестоящим. И с этой точки зрения практически невозможно встроить гражданский контроль в ее пирамиду.
Современная конституционная доктрина базируется на принципах народного (национального) суверенитета, разделения властей и субсидиарности. Принцип народного суверенитета, т.е. признание народа как основного носителя и источника власти, содержит определенные теоретические основания существования гражданского контроля в рамках институтов непосредственной демократии. Прямой контроль граждан проявляется, когда избиратели своим волеизъявлением, по существу, дают оценку деятельности своих представителей выборных учреждений и придают легитимность новому составу представительского корпуса. Концепт свободного мандата исключает последующий контроль граждан деятельности своих избранников. В рамках принципов разделения властей и субсидиарности существуют системы власти и управления по горизонтали и вертикали. Нормальное функционирование данной конструкции организации власти поддерживается институтами конституционного, парламентского и административного контроля. Гражданский контроль в виде прямых проверочных действий в предлагаемой модели властной организации выступает как инородный и даже дезорганизующий элемент, что не исключает инициирование (возбуждение) процедуры контроля гражданами в органах, наделенных контрольными полномочиями.
Ключевые слова: гражданский контроль, социальный контроль, выборы, референдум, петиции, защитник прав, транспарентность, информатор
Pilipenko A.N. Civil Control in France
A.N. Pilipenko - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Leading Researcher, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
At the heart of civil control lies the idea of the admissibility and necessity of checking by citizens and their associations of the activities of state-power institutions for the proper performance by them of the tasks assigned to them. This idea itself is in conflict with the essence of power itself, its nature is not inclined to tolerate any kind of control over itself in any of its forms and origins. Thus, we have a dilemma: uncontrolled power is arbitrariness; controlled power is no longer power, at least in the sense that it is perceived by its holders. There is no place for civil control in such logic. Any power is hierarchical and built on the principle that the superior controls the inferior. And from this perspective, it is almost impossible to fit civil control into this pyramid.
The modern constitutional doctrine is based on the principles of national sovereignty, separation of powers and subsidiarity. The principle of popular sovereignty, i. e. the recognition of the people as the main carrier and source of power, contains certain theoretical grounds for the existence of civil control within the institutions of direct democracy. Direct control of citizens is manifested when voters, by their expression of will, essentially assess the activities of their representatives in elected institutions and give legitimacy to the new composition of the representative corps. The concept of a free mandate excludes the subsequent control of citizens over the activities of their elected representatives. Within the framework of the principles of separation of powers and subsidiarity, there are systems of power and management horizontally and vertically. The normal functioning of this structure of the power organization is supported by the institutions of constitutional, parliamentary and administrative control. Civil control in the form of direct verification actions in the proposed model of a power organization acts as a foreign and even disorganizing element, which does not exclude the initiation of a control procedure by citizens in bodies endowed with control powers.
Keywords: civil control, social control, elections, referendum, petitions, defender of rights, transparency, whistleblower
Гражданский контроль во Франции
Автор
А.Н. Пилипенко - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4