Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
1. Статья предусматривает и регламентирует проведение экспертизы ПБ, понятие которой определено в ст. 1 комментируемого Закона как определение соответствия объектов экспертизы ПБ, указанных в п. 1 данной статьи, предъявляемым к ним требованиям ПБ. Статья 11 Закона о безопасности ГТС предусматривает и регламентирует проведение экспертизы проектной документации ГТС и экспертизы деклараций безопасности ГТС.
Положения п. 1 комментируемой статьи определяют следующий исчерпывающий перечень объектов, подлежащих экспертизе ПБ:
документация на консервацию, ликвидацию ОПО;
документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 комментируемого Закона;
здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация ПБ;
обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.
С 15 марта 2013 г. пункт 1 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Но новой является только позиция, касающаяся обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО. Этим же Законом введен пункт 4 ст. 3 комментируемого Закона, посвященный обоснованию безопасности ОПО. Абзацем 2 указанного пункта и установлено, что обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО, подлежат экспертизе ПБ.
В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи устанавливалось, что экспертизе ПБ подлежат:
документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО (до внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ изменения говорилось о проектной документации на расширение (Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ исключены указания на строительство и на реконструкцию), техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО);
документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности (абзац был введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ);
технические устройства, применяемые на ОПО;
здания и сооружения на ОПО;
декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО, и иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО (до внесения Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ изменения говорилось о декларации ПБ, разрабатываемой в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (указание на то, что декларация ПБ разрабатывается в составе такой проектной документации, включено Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ), и иных документах, связанных с эксплуатацией ОПО).
Отсылка в п. 1 комментируемой статьи к ст. 7 комментируемого Закона в части случаев проведения экспертизы ПБ в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, означает необходимость обращения к положениям п. 2 указанной статьи, согласно которым, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе ПБ:
до начала применения на ОПО;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Как отмечено в письме Ростехнадзора от 13 апреля 2016 г. N 02-00-14/6248 "О рассмотрении обращения"*(155), проведение повторной экспертизы технических устройств по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных экспертизой ПБ, не предусмотрено ФНП в области экспертизы ПБ, равно как и не установлено понятие "последующая экспертиза промышленной безопасности" и не установлена возможность "поэтапного продления срока безопасной эксплуатации" технического устройства, применяемого на ОПО.
Согласно п. 5 ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (о данном документе сказано ниже), здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Письмом Ростехнадзора от 4 марта 2021 г. N 09-00-06/1433 "О требованиях к экспертизе сооружений"*(156) разъяснено, что к сооружениям, подлежащим экспертизе ПБ, в числе прочего относятся дымовые трубы, обеспечивающие безопасное и нормальное осуществление технологических процессов при работе паровых и водогрейных котлов на ОПО, в том числе дымовые трубы, отдельно стоящие на собственном фундаменте, и газоходы от котлов до них, а также металлические дымовые трубы, установленные на металлическом каркасе котлов шахтной компоновки.
Как отмечено в письме Ростехнадзора от 4 августа 2016 г. N 02-00-14/13905 "О рассмотрении обращения"*(157), нормативные правовые акты в области ПБ не содержат запретов на проведение экспертизы ПБ на ОПО, не зарегистрированном в государственном реестре ОПО; вместе с тем, отсутствие регистрации ОПО в государственном реестре ОПО является нарушением требований ст. 2 комментируемого Закона и Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 2О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
2. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи экспертизу ПБ проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 6 Закона), лицензирование деятельности по проведению экспертизы ПБ предусмотрено пунктом 49 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"; в соответствии с ч. 7 ст. 22 данного Закона лицензирование указанной деятельности прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности; Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2020 г. N 455 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности*(158). В письме Ростехнадзора от 16 августа 2017 г. N 11-00-19/7085 "О лицензировании"*(159) отмечено, что осуществление деятельности по проведению экспертизы ПБ индивидуальными предпринимателями не предусмотрено.
Абзац 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на проведение организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы ПБ, указанной экспертизы в отношении ОПО, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. При этом определено последствие нарушение указанного запрета - заключение экспертизы ПБ, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных комментируемым Законом, то есть не может подтверждать соответствие объектов экспертизы ПБ предъявляемым к ним требованиям ПБ.
В рамках определения понятия "группа лиц" в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ)*(160) указано, что группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;
3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;
4) юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);
6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в п. 1-7 данной части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в п. 1-7 данной части признаку;
9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в п. 1-8 данной части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
Пункты 2-6 комментируемой статьи изложены с 1 января 2014 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, внесшим изменения ряд законодательных актов РФ в части проведения экспертизы ПБ.
В прежней (первоначальной) редакции п. 2 комментируемой статьи устанавливалось только то, что экспертизу ПБ проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию ОПО или эксплуатирующей его. Соответственно это положение с терминологическими изменениями вошло в абз. 1 данного пункта, а абзац 2 данного пункта содержит нововведение Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ.
3-4. Положения п. 3 и 4 комментируемой статьи регламентируют проведение экспертизы ПБ и оформление ее результатов:
в соответствии с п. 3 данной статьи экспертиза ПБ проводится на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники;
пунктом 4 данной статьи установлено, что результатом проведения экспертизы ПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу ПБ, и экспертом или экспертами в области ПБ, участвовавшими в проведении указанной экспертизы.
Положения п. 3 и 4 комментируемой статьи также предусматривают установление ФНП в области ПБ порядка проведения экспертизы ПБ (п. 3) и требований к оформлению заключения экспертизы ПБ (п. 4). На основании данных положений Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 утверждены ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"*(161), которые согласно их п. 1-3:
устанавливают процедуру проведения экспертизы ПБ, требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области ПБ (п. 1);
применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 комментируемой статьи (п. 2);
не применяются при проведении страховщиком экспертизы опасного объекта, предусмотренной подпунктом 1 п. 1 ст. 12 Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта (п. 3).
Названные ФНП в области ПБ включают следующие разделы:
I "Общие положения";
II "Требования к экспертам";
III "Проведение экспертизы";
IV "Оформление заключения экспертизы".
Как говорилось выше, п. 2-6 комментируемой статьи изложены полностью в новой редакции Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ. В прежней редакции п. 3, 5 и 6 данной статьи в рамках соответствующей регламентации предусматривалось следующее:
результатом осуществления экспертизы ПБ является заключение (п. 3);
порядок осуществления экспертизы ПБ и требования к оформлению заключения экспертизы ПБ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области ПБ (п. 5; до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе);
экспертиза ПБ может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке (п. 6).
Тем же Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 1 комментируемого Закона дополнена абзацем, которым в действующей редакции дано следующее определение понятия эксперта в области ПБ: физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством РФ порядке, которое обладает специальными познаниями в области ПБ, соответствует требованиям, установленным ФНП в области ПБ, и участвует в проведении экспертизы ПБ.
Как говорилось в комментарии к указанной статье, соответствующим документом является Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2022 г. N 1009 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
Согласно п. 5 названного Положения областям аттестации экспертов в области ПБ присваиваются буквенно-цифровые обозначения, которые публикуются на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет". На основании данного пункта издан Приказ Ростехнадзора от 31 августа 2022 г. N 287 "О присвоении буквенно-цифровых обозначений областям аттестации экспертов в области промышленной безопасности"*(162).
В соответствии с п. 6 названного Положения в зависимости от классов опасности ОПО, в отношении которых проводится экспертиза промышленной безопасности, устанавливаются следующие категории экспертов в области ПБ:
а) первая категория с правом проведения экспертизы в отношении ОПО I, II, III и IV классов опасности;
б) вторая категория с правом проведения экспертизы в отношении ОПО II, III и IV классов опасности;
в) третья категория с правом проведения экспертизы в отношении ОПО III и IV классов опасности.
Положениями п. 34 названных выше ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (в ред. Приказа Ростехнадзора от 13 апреля 2022 г. N 120*(163)) установлено, что заключение экспертизы ПБ должно содержать:
1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:
указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области ПБ (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
сведения об экспертной организации (наименование организации, ее организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы ПБ, ее номер);
сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
3) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, ее организационно-правовая форма);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации, сведения об информации автоматизированных систем мониторинга технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на ОПО экспертизы;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области ПБ;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, предусмотренные пунктом 31 данных ФНП в области ПБ;
11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).
5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что заключение экспертизы ПБ подлежит представлению ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы ПБ это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. С учетом положений п. 7 данной статьи при этом под соответствующим федеральным органом исполнительной власти понимается Ростехнадзор, Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России и ГУСП.
Пункт 5 комментируемой статьи также предусматривает, что заключение экспертизы ПБ может быть использовано в целях, установленных комментируемым Законом, - то есть может подтверждать соответствие объектов экспертизы ПБ предъявляемым к ним требованиям ПБ - исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы ПБ соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области ПБ или его территориальным органом.
Соответственно внесение заключения экспертизы ПБ в реестр заключений экспертизы ПБ является юридически значимым действием. Ранее, до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ изменений таким действием являлось утверждение заключения экспертизы ПБ. Как говорилось выше, указанным Законом п. 2-6 комментируемой статьи изложены полностью в новой редакции. В прежней редакции п. 4 данной статьи предусматривалось, что заключение экспертизы ПБ, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ (до внесения Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения говорилось о таком специально уполномоченном органе), или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.
6. В положениях п. 6 комментируемой статьи говорится о заведомо ложном заключении экспертизы ПБ. Эти положения являются нововведениями Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, которым, как говорилось выше, п. 2-6 данной статьи изложены полностью в новой редакции.
Абзац 1 п. 6 комментируемой статьи определяет, что в целях комментируемого Закона под заведомо ложным заключением экспертизы ПБ понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области ПБ и рассмотренных в ходе проведения экспертизы ПБ, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на ОПО, зданий и сооружений на ОПО, являвшихся объектами экспертизы ПБ.
Как отмечено в письме Ростехнадзора от 12 ноября 2021 г. N 11-00-15/14092 "О заведомо ложном заключении экспертизы промышленной безопасности"*(164), в соответствии с комментируемой статьей под заведомо ложным заключением экспертизы ПБ понимается в том числе заключение, подготовленное без проведения экспертизы ПБ; заключение экспертизы ПБ, подготовленное без участия экспертов в области ПБ, является заведомо ложным заключением экспертизы ПБ.
Абзац 2 п. 6 комментируемой статьи определяет последствие признания заключения экспертизы ПБ, заведомо ложным - такое заключение экспертизы ПБ подлежит исключению из реестра заключений экспертизы ПБ.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ также установлена ответственность эксперта в области ПБ за дачу заведомо ложного заключения экспертизы ПБ: статья 9.1 "Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" КоАП РФ дополнена частью 4, устанавливающей административную ответственность; введена статья 217.2 "Заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности" УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность. Об указанной ответственности см. комментарий к ст. 17 Закона.
7. Положения п. 7 комментируемой статьи регламентируют ведение реестра заключений экспертизы ПБ:
по общему правилу, установленному в абз. 1 данного пункта, ведение такого реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзором (см. комментарий к ст. 5 Закона) в соответствии с административным регламентом;
в отношении ведения такого реестра федеральными органами исполнительной власти в области обороны, обеспечения безопасности, внешней разведки, в сфере государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, то есть Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России и ГУСП (см. комментарий к ст. 5 Закона) абзац данного пункта наделяет указанные органы полномочием на установление порядка ведения такого реестра.
В точности аналогичные положения, регламентирующие ведение реестра деклараций ПБ, закреплены в п. 8 ст. 14 комментируемого Закона.
Пункт 7 комментируемой статьи - как и п. 8-10 данной статьи - введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, и изложен с 3 февраля 2023 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ*(165), принятым в рамках совершенствования правовых основ взаимодействия граждан с государственными органами. В первоначальной редакции данного пункта содержалось положение, которое вошло в абз. 1 пункта в новой редакции. Соответственно абзац 2 данного пункта содержит нововведение Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 427-ФЗ.
Полномочие Ростехнадзора по ведению реестра заключений экспертизы ПБ указано в подп. 5.3.22 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (подпункт введен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1283*(166)).
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности утвержден Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. N 141*(167).
В письме Ростехнадзора от 19 ноября 2019 г. N 11-00-15/10959 "О предоставлении государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности"*(168) на основе положений названного Административного регламента сделан вывод о том, что заявитель для предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы ПБ может подать заявительные документы в любое территориальное управление Ростехнадзора, за исключением межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, независимо от места нахождения ОПО и места нахождения заявителя.
8. Положения пункта 9 комментируемой статьи, который, как говорилось выше, введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, устанавливают следующий исчерпывающий перечень обязанностей руководителя организации, проводящей экспертизу ПБ:
организовать проведение экспертизы ПБ в порядке, установленном ФНП в области ПБ;
обеспечить проведение экспертизы ПБ экспертами в области ПБ;
обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы ПБ.
Эти положения в названных выше ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420, не воспроизведены. В то же время пунктом 17 названных Правил предусмотрено следующее:
руководителем организации, проводящей экспертизу, определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы (абз. 1);
в случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы (абз. 2).
9. Положения пункта 9 комментируемой статьи, который, как говорилось выше, введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, устанавливают следующий исчерпывающий перечень обязанностей эксперта в области ПБ:
определять соответствие объектов экспертизы ПБ требованиям ПБ путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу ПБ, и фактического состояния технических устройств, применяемых на ОПО, зданий и сооружений на ОПО, подготавливать заключение экспертизы ПБ и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу ПБ;
соблюдать установленные ФНП в области ПБ порядок проведения экспертизы ПБ и требования к оформлению заключения экспертизы ПБ;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы ПБ;
обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу ПБ, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.
Эти положения воспроизведены в п. 9 названных выше ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420, без какой-либо детализации и даже более того - в несколько сокращенном виде. В то же время абзацем 2 п. 22 названных Правил установлено, что эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования ПБ, а также правила ведения работ на ОПО, установленные заказчиком. В абзаце же 1 указанного пункта установлено, что заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на ОПО, к зданиям и сооружениям ОПО, в отношении которых проводится экспертиза.
Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
10. В пункте 10 комментируемой статьи, который, как говорилось выше, введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ, установлен запрет на участие эксперта в области ПБ в проведении экспертизы ПБ в отношении ОПО, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
При этом аналогично положению абз. 2 п. 2 комментируемой статьи определено последствие нарушение указанного запрета - заключение экспертизы ПБ, подготовленное с нарушением указанного запрета, не может быть использовано в целях, установленных комментируемым Законом, то есть не может подтверждать соответствие объектов экспертизы ПБ предъявляемым к ним требованиям ПБ.
Положение п. 10 комментируемой статьи, устанавливающее соответствующий запрет для эксперта в области ПБ, воспроизведены в абз. 1 п. 11 названных выше ФНП в области ПБ "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420, без какой-либо детализации. Но абзацем 2 указанного пункта предусмотрено, что эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 данных Правил, не должен участвовать в проведении экспертизы. Как говорилось выше, указанный пункт 13 названных Правил, воспроизводя положения п. 3 комментируемой статьи, определяет, что экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям ПБ и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.