Статья 2. Опасные производственные объекты
1. В комментируемой статье определено, какие именно объекты являются ОПО, т.е. какие объекты охватываются сферой действия комментируемого Закона. Согласно п. 1 данной статьи ОПО в соответствии с комментируемым Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону.
Соответственно, в Приложении 1 к комментируемому Закону определены признаки, при наличии которых объекты относятся к категории ОПО. При этом установлено, что к ОПО не относятся: объекты электросетевого хозяйства; работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно сети газораспределения и сети газопотребления (см. комментарий к приложению 1 к Закону).
В Законе о безопасности ГТС содержится иная регламентация. В статье 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ*(30)) дано следующее определение понятия ГТС: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"*(31).
В ГрК РФ используется понятие опасных и технически сложных объектов. Объекты, относимые к особо опасным и технически сложным объектам, определены в ч. 1 ст. 48.1 данного Кодекса, согласно п. 11 которой (в ред. Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ) к таким объектам относятся ОПО, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о ПБ ОПО:
а) ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
О соотношении понятия ОПО и понятия опасных и технически сложных объектов говорится в письме Госстроя от 6 июня 2013 г. N 5061-ДБ/12/ГС "О разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов"*(32): в сфере ПБ ОПО часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п.); эти административные ячейки согласно комментируемому Закону должны регистрироваться как ОПО и являются объектами надзора; категория "особо опасные, технически сложные или уникальные объекты", установленная статьей 48.1 ГрК РФ, и категория "опасные производственные объекты", установленная комментируемым Законом (Приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными; из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории ОПО (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности; таким образом, понятие "уровень ответственности" применяется к техническим объектам, то есть к зданиям и сооружениям.
О соотношении указанных понятий также говорится в письме Ростехнадзора от 28 декабря 2016 г. N 10-00-09/3088 "О рассмотрении обращения"*(33): в соответствии с Приложением 1 к комментируемому Закону объекты электросетевого хозяйства к ОПО не относятся; в статье 48.1 ГрК РФ определен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства; указанные в данной статье объекты капитального строительства могут являться производственными объектами; на основании вышеизложенного указанные нормативные правовые акты РФ не содержат коллизий.
В письме Ростехнадзора от 7 августа 2015 г. N 11-00-20/652 "О рассмотрении обращения"*(34) сообщено следующее: согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; поскольку дымовые и вентиляционные трубы являются составной частью объекта капитального строительства, требования к их проектированию и эксплуатации устанавливаются градостроительным законодательством, а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"*(35); на основании изложенного, отдельно стоящая дымовая труба не является ОПО.
Как отмечено в письме Ростехнадзора от 11 апреля 2018 г. N 07-00-05/443 "Об опасных производственных объектах"*(36), отдельные механизмы, оборудование, технические устройства, в том числе передвижные склады взрывчатых материалов, специализированный автотранспорт и т.п. ОПО не являются.
Письмом Ростехнадзора от 10 сентября 2021 г. N 07-00-05/1323 "По обращению граждан"*(37) сообщено следующее: отвалы вскрышных пород, расположенные за границами горного отвода, не идентифицируются в составе ОПО ведения горных работ; в случае если оборудование и технические устройства постоянно находятся на отвалах, в сведения, характеризующие ОПО, они не вносятся; при наличии признаков опасности, установленных приложениями 1 и 2 к комментируемому Закону, отвалы подлежат идентификации в качестве самостоятельных ОПО с присвоением соответствующего класса опасности и регистрацией в государственном реестре ОПО.
2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость регистрации ОПО в государственном реестре. При этом Правительству РФ делегировано полномочие по установлению порядка такой регистрации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ*(38), изданным в связи с принятием Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта, данный пункт был дополнен с 1 января 2012 г. положением, предусматривавшим, что требования к регистрации ОПО в государственном реестре, в том числе к идентификации ОПО, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзором (см. комментарий к ст. 5 Закона) совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то есть с МЧС России (см. комментарий к ст. 10 Закона).
Указанное положение исключено с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Этим же Законом одновременно введены п. 3-5 комментируемой статьи.
На основании п. 2 комментируемой статьи издано Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"*(39), которым утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Этим же Постановлением (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49*(40)) Ростехнадзор определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования ПБ, включая регистрацию объектов в государственном реестре ОПО и ведение этого реестра.
Как определено в п. 2 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. N 1338*(41)), в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных ОПО и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
Там же указано, что информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:
а) признаки объектов, по которым они отнесены к ОПО в соответствии с комментируемым Законом;
а(1)) классы опасности объектов;
б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии;
в) ведомственная принадлежность объектов;
г) территориальная принадлежность объектов.
В соответствии с п. 3 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 17 мая 2017 г. N 574*(42)) регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Ростехнадзор, а также в части регистрации подведомственных объектов Минобороны России, ФСИН России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ГУСП и ГК "Росатом".
Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. N 140 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов*(43).
Во исполнение названных Правил издан Приказ Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471*(44), которым утверждены действующие с 1 января 2021 г.:
Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов;
форма свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
В отношении исполнения государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО издана информация Ростехнадзора "Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"*(45), в которой наряду с прочим указано следующее:
заявителями для регистрации ОПО являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании;
государственная услуга предоставляется территориальными органами Ростехнадзора, за исключением межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора;
заявление о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган в соответствии с местонахождением согласно ее уставным документам в срок не позднее 10 рабочих дней с начала эксплуатации ОПО;
предоставление государственной услуги по регистрации ОПО III и IV классов в государственном реестре ОПО для заявителей, осуществляющих эксплуатацию ОПО на территории Республики Крым и в городе Севастополе в пределах своих полномочий, установленных Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и Советом министров Республики Крым и Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и Правительством Севастополя осуществляет: на территории Республики Крым - Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым; в городе Севастополе - Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя;
в случае если юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) одновременно с эксплуатацией ОПО III и (или) IV класса осуществляется соответственно эксплуатация ОПО I и (или) II класса опасности, а также, если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) эксплуатирует ОПО на территории двух и более субъектов РФ, указанные в п. 1 ст. I Дополнительного соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и Советом министров Республики Крым и в п. 1 ст. I Дополнительного соглашения между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации и Правительством Севастополя полномочия в отношении такого юридического лица (индивидуального предпринимателя) и таких объектов осуществляется на территории Республики Крым и на территории города Севастополя Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальным органом).
3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к комментируемому Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - ОПО чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - ОПО высокой опасности;
III класс опасности - ОПО средней опасности;
IV класс опасности - ОПО низкой опасности.
Как говорилось выше, данный пункт введен Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ. Этим же Законом указанное приложение 2 к комментируемому Закону изложено полностью в новой редакции, определяющей классификацию ОПО. В прежней редакции указанного приложения были установлены предельные количества опасных веществ, наличие которых на ОПО является основанием для обязательной разработки декларации ПБ (см. комментарий к приложению 2 к Закону).
Разработчиками законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, отмечалось следующее:
уточняются критерии идентификации ОПО; вводится классификация ОПО, учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, гармонизированная с законодательством Европейского союза; в соответствии с данной классификацией все ОПО будут разделены на четыре класса опасности: I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс - объекты высокой опасности; III класс - объекты средней опасности; IV класс - объекты низкой опасности.
исключение избыточных и дублирующих требований ПБ, с одной стороны, и снижение рисков техногенных аварий на ОПО - с другой, будут осуществляться путем дифференциации мер обеспечения ПБ по классам ОПО;
в отношении ОПО I класса опасности будет реализован режим непрерывного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию ОПО I и II класса опасности, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса опасности - одного раза в три года. Плановые проверки ОПО IV класса опасности производиться не будут. Для организаций, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, станет обязательным создание систем управления ПБ. Сфера обязательного декларирования ПБ будет ограничена ОПО I и II классов опасности. Будет исключена обязанность разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО IV класса опасности. Вводится уведомительный порядок начала деятельности по эксплуатации ОПО IV класса опасности.
4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре ОПО. Как говорилось выше, данный пункт введен Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ.
Соответственно данному пункту в п. 5 названных выше Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471, определено, что регистрация ОПО в государственном реестре ОПО осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
Согласно положениям названных Требований: наименование и место нахождения ОПО, признаки опасности ОПО, класс опасности ОПО и классификация ОПО представляются эксплуатирующей организацией в составе сведений, характеризующих каждый ОПО, среди документов, необходимых для формирования и ведения государственного реестра ОПО, в регистрирующий орган (подп. 1 п. 14); регистрирующий орган при осуществлении регистрации ОПО в государственном реестре ОПО проверяет правильность идентификации, присвоения наименования, наличие признаков опасности ОПО, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к комментируемому Закону на основании представленных эксплуатирующей организацией документов (подп. 2 п. 16).
Как подчеркнуто в письме Ростехнадзора от 5 июня 2015 г. N 08-00-15/369 "О классификации объектов"*(46), мероприятия по идентификации объектов осуществляются эксплуатирующими объекты организациями самостоятельно, а присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре, на основании материалов, представляемых организациями в территориальные управления Ростехнадзора по месту размещения объектов.
5. В пункте 5 комментируемой статьи указано, что руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре ОПО, в соответствии с законодательством РФ. Как говорилось выше, данный пункт введен Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ.
Обязанность, об ответственности за неисполнение которой идет речь, установлена в п. 5 названного выше Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. N 1338): юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию ОПО, представлять в установленном порядке Ростехнадзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра ОПО.
Соответствующая ответственность предусмотрена положениями ст. 9.1 "Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" КоАП РФ (см. комментарий к ст. 17 Закона).
В целях организации приема сведений об ОПО в электронном виде при регистрации (перерегистрации) в государственном реестре ОПО Приказом Ростехнадзора от 6 августа 2013 г. N 339 утверждены Рекомендации по предоставлению в режиме тестирования сведений об опасном производственном объекте в электронном виде*(47).