Статья 16.2. Общественный контроль в области промышленной безопасности
1. Данная статья предусматривает и регламентирует осуществление общественного контроля в области промышленной безопасности. Закон о безопасности ГТС подобной регламентации не содержит. Данная статья введена с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ, принятым в целях совершенствования законодательства, регулирующего вопросы ПБ и охраны труда и, прежде всего, повышения уровня безопасности производства работ в организациях угольной промышленности, а также эффективности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение ПБ.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие общественного контроля в области ПБ - под таковым понимается общественная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения соблюдения организациями, осуществляющими деятельность в области ПБ, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области ПБ.
Разработчиками законопроекта, принятого в качестве упомянутого выше Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ, отмечалось, что вводится новая статья, направленная на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля в области ПБ как одной из эффективных форм регулирования, при этом не создающей избыточных административных барьеров.
2-4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи общественный контроль в области ПБ осуществляется на добровольной основе общественными инспекторами федерального органа исполнительной власти в области ПБ (т.е. Ростехнадзора, см. комментарий к ст. 5 Закона), привлекаемыми федеральным органом исполнительной власти в области ПБ из числа профсоюзных инспекторов труда (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "общественные инспектора в области промышленной безопасности"). Положения п. 3 и 4 данной статьи определяют соответственно перечни обязанностей и прав общественных инспектором в области ПБ.
Как указывалось разработчиками законопроекта, принятого в качестве упомянутого выше Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ, также с учетом позитивного опыта деятельности ранее существовавших внештатных инспекторов Госгортехнадзора предлагается ввести институт общественных инспекторов в области ПБ - сотрудников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, постоянно участвующих в систематическом наблюдении за исполнением обязательных требований, с учетом анализа и прогнозирования их исполнения; реализация данной нормы предполагает непосредственное участие граждан в мероприятиях в области ПБ, направленное не только на объекты контрольно-надзорной деятельности, но и на субъекты осуществления данных полномочий, что будет способствовать повышению прозрачности действий контрольно-надзорных органов, снижению рисков аварийности и смертельного травматизма при ведении работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также на иных опасных производственных объектах.
Деятельность указанных внештатных инспекторов Госгортехнадзора предусматривалась и регламентировалась Положением о внештатном инспекторе органов Госгортехнадзора России (РД-02-140-97), утв. Приказом Госгортехнадзора России от 11 апреля 1997 г. N 72 "О внештатных инспекторах органов Госгортехнадзора России"*(212). Названный документ признан утратившим силу Приказом Ростехнадзора от 10 августа 2006 г. N 760 "О признании утратившими силу нормативных документов в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"*(213).
В пункте 2 комментируемой статьи также федеральному органу исполнительной власти в области ПБ (то есть Ростехнадзору, см. комментарий к ст. 5 Закона) делегировано полномочие по утверждению порядка привлечения общественных инспекторов в области ПБ и квалификационных требований к общественным инспекторам в области ПБ.
На основании данной нормы издан Приказ Ростехнадзора от 2 августа 2017 г. N 293 "Об утверждении Порядка привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и квалификационных требований к указанным инспекторам"*(214), которым соответственно утверждены:
Порядок привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
квалификационные требования к общественным инспекторам в области промышленной безопасности, привлекаемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктами 16-19 названного Порядка, утв. Приказом Ростехнадзора от 2 августа 2017 г. N 293, установлено следующее:
общественные инспекторы, включенные в перечень общественных инспекторов, привлекаются Ростехнадзором (его территориальным органом) к проведению мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного надзора в области ПБ, а также к проведению технического расследования причин аварий на опасном производственном объекте с учетом заявленной сферы деятельности общественного инспектора, критериев (признаков) опасности конкретного опасного производственного объекта и прав общественного инспектора в качестве профсоюзного инспектора труда, установленных статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"*(215). В случае привлечения общественного инспектора к проведению мероприятий по контролю в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении таких мероприятий указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) инспектора, а также реквизиты приказа, на основании которого инспектор включен в перечень общественных инспекторов (п. 16);
для общественного инспектора, привлеченного к мероприятиям по контролю, должностными лицами Ростехнадзора, уполномоченными на проведение соответствующего мероприятия, проводится инструктаж (п. 17);
в случае выявления нарушений требований ПБ на опасном производственном объекте общественный инспектор обязан информировать территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий федеральный государственный надзор в области ПБ в отношении данного опасного производственного объекта, о выявленных им нарушениях. В случае поступления в территориальный орган Ростехнадзора сообщений от общественных инспекторов о выявлении нарушений требований ПБ указанные сообщения подлежат учету в Ростехнадзоре (его территориальном органе) в течение 24 часов с момента их поступления (п. 18);
перечень общественных инспекторов размещается на официальном сайте Ростехнадзора в сети Интернет (п. 19).
Названный Порядок, утв. Приказом Ростехнадзора от 2 августа 2017 г. N 293, имеет следующие приложения:
приложение N 1 "Примерный перечень сфер деятельности общественных инспекторов в области промышленной безопасности, привлекаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приложение N 2 "Заявление о внесении сведений о физическом лице в перечень общественных инспекторов, привлекаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (рекомендуемый образец)";
приложение N 3 "Сообщение общественного инспектора в области промышленной безопасности, привлекаемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, о выявлении нарушений требований промышленной безопасности (рекомендуемый образец)".
Согласно названным квалификационным требованиям, утв. Приказом Ростехнадзора от 2 августа 2017 г. N 293, общественный инспектор в области ПБ, привлекаемый Ростехнадзором, должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
а) иметь высшее или среднее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной сфере деятельности общественного инспектора;
б) иметь опыт работы, соответствующей заявленной сфере деятельности общественного инспектора, не менее 5 лет;
в) знать требования ПБ в соответствующей сфере деятельности общественного инспектора.