Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности
1. В данной статье определены виды деятельности в области ПБ, а также условия осуществления этих видов деятельности. Закон о безопасности ГТС подобных положений не содержит. Данная статья изложена с 15 января 2003 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ*(88) в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(89), на замену которого принят Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(90). В прежней (первоначальной) редакции наименования статьи говорилось о лицензировании видов деятельности в области ПБ.
Положения абз. 1 п. 1 комментируемой статьи называют следующие виды деятельности в области ПБ: проектирование, строительство, эксплуатация (Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ*(91) исключено указание на расширение), реконструкция, капитальный ремонт (указание на капитальный ремонт введено Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ*(92)), техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы ПБ.
В прежней редакции данного абзаца указывалось также на подготовку и переподготовку работников ОПО в необразовательных учреждениях, но это положение исключено с 1 января 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ*(93), дополнившим комментируемый Закон статьей 14.1, посвященной подготовке и аттестации работников в области ПБ.
Абзацем 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что отдельные виды деятельности в области ПБ подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Соответствующим актом является упомянутый выше Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно положениям ч. 1 ст. 12 которого (в ред. Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ*(94)) лицензированию подлежат в том числе такие виды деятельности, как:
эксплуатация взрывопожароопасных и химически ОПО I, II и III классов опасности (п. 12). Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"*(95) утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
деятельность по проведению экспертизы ПБ (п. 49). В соответствии с ч. 7 ст. 22 данного Закона лицензирование указанной деятельности прекращается со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности"*(96) утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (п. 50). Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1435 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения"*(97) утверждено Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (п. 5), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) (п. 30). Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"*(98) утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
производство маркшейдерских работ (п. 43). Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1467 "О лицензировании производства маркшейдерских работ"*(99) утверждено Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ.
В прежней (первоначальной) редакции п. 1 комментируемой статьи (то есть до того, как статья была изложена Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ полностью в новой редакции) устанавливалось, что деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на ОПО; проведению экспертизы ПБ; подготовке и переподготовке работников ОПО в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области ПБ, или его территориальным органом в соответствии с законодательством РФ.
2. В соответствии с абз. 1 п. 2 комментируемой статьи обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию ОПО является наличие документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы ПБ на технические устройства, применяемые на ОПО, здания и сооружения на ОПО, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 комментируемого Закона, деклараций ПБ.
Абзацем 2 п. 2 комментируемой статьи установлено, что лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(100) перечень документов. При этом предусмотрено, что лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Пункт 2 комментируемой статьи изложен с 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ полностью в новой редакции Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ*(101), проект которого разрабатывался с учетом вступления в силу с указанной даты нормы п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", первоначально устанавливавшей, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В прежней редакции п. 2 комментируемой статьи (то есть в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) устанавливалось только то, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод ОПО (до внесения Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ изменения говорилось об акте приемки ОПО) в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы ПБ, а также декларации ПБ ОПО.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в действующей редакции (то есть в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ*(102)) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 ст. 1 данного Закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи 7 названного Закона перечень документов. Там же, в ч. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Абзацем 3 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что указанные в абз. 1 данного пункта документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов. Это положение было введено с 1 января 2011 г. в данный пункт в прежней редакции (то есть до внесения Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ изменений) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ*(103) в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Этим же Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(104) введен пункт 11.1, содержащий следующее определение понятия "электронный документ": документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В письме Ростехнадзора от 14 июля 2017 г. N 11-00-19/5757 "О лицензировании"*(105) при ответе на соответствующее обращение отмечено следующее:
соискатель лицензии предоставляет в лицензирующий орган в составе пакета документов или реквизиты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, или реквизиты заключения экспертизы ПБ на здания и сооружения;
до вступления в силу ГрК РФ оформлялись документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения с разрешения органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов и соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию согласно ст. 140 Кодекса законов о труде РФ, утратившего силу с 1 февраля 2002 г., а также акты приемки законченных строительством объектов, формы которых установлены Постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 30 ноября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" и ранее изданными нормативными правовыми актами. Таким образом, организации, эксплуатирующие ОПО, введенные в эксплуатацию до ГрК РФ, не могут предоставить в лицензирующий орган разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
в соответствии с п. 2 комментируемой статьи обязательным требованием является наличие документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы ПБ на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на ОПО;
таким образом, соискатель лицензии обязан иметь либо разрешение на ввод ОПО в эксплуатацию (если объект введен в эксплуатацию после вступления в силу ГрК РФ), либо иной документ, подтверждающий приемку объекта в эксплуатацию (если объект введен до вступления в силу ГрК РФ) или заключение экспертизы ПБ на здания и сооружения.