Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Карасев А.Т., Савоськин А.В., Мещерягина В.А. Конституционные советы Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия): кто в лес, кто по дрова?
А.Т. Карасев - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, профессор кафедры конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета
А.В. Савоськин - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева
В.А. Мещерягина - кандидат юридических наук, руководитель юридической клиники Уральского государственного экономического университета
Конституционные (уставные) советы субъектов РФ призваны заменить упраздненные конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Однако в силу крайней лаконичности соответствующего федерального законодательства статус этих новых государственных органов оказался неясным. Его, безусловно, попытались конкретизировать в юридических исследованиях, опирающихся на достижения юридической доктрины о конституционном контроле и конституционном надзоре, но законодатели субъектов РФ пошли во многом уникальным путем, отличающимся от теоретических конструкций. Поэтому задачей исследования являлось не только сопоставление практик учреждения конституционных советов субъектов РФ друг с другом, но и их сопоставление с доктринальными представлениями о специальных органах конституционного контроля.
В статье на основе опыта Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия) освещаются следующие элементы правового статуса конституционных советов: порядок избрания и срок полномочий конституционных советников; компетенция конституционных советов; место конституционных советов в системе публичной власти.
Делается вывод о существовании разных подходов к назначению конституционных советников и предлагается тиражировать опыт Республики Адыгея (при условии, что будет легализован широкий перечень органов и организаций, уполномоченных выдвигать кандидатуры советников). Констатируется недостаточность компетенции Конституционного совета Республики Адыгея и ограниченность числа субъектов, уполномоченных инициировать конституционный нормоконтроль в Конституционном совете Республики Башкортостан. Ставится под сомнение рекомендательный характер решений всех учрежденных в России конституционных советов Республик. Делается вывод о том, что невозможно определить место конституционных советов в Республиках Адыгея, Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан в системе публичной власти в силу отсутствия у них властных полномочий.
Ключевые слова: нормоконтроль, конституционный совет субъекта РФ, уставный совет субъекта РФ, конституционный надзор, конституционный контроль
Karasev A.T., Savoskin A.V., Meshcheryagina V.A. The Constitutional Councils of the Republics of Adygea, Bashkortostan, Tatarstan and Sakha (Yakutia): Dutch Concert?
A.T. Karasev - doctor of juridical sciences, professor of the Department of constitutional law, Ural State Law University Named after V.F. Yakovlev; professor of the Department of constitutional and international law, Ural State University of Economics
A.V. Savoskin - doctor of juridical sciences, associate professor, head of the Department of constitutional and international law, Ural State University of Economics; professor of the Department of constitutional law, Ural State Law University Named after V.F. Yakovlev
V.A. Meshcheryagina - candidate of juridical sciences, head of legal clinic, Ural State University of Economics
The constitutional (charter) councils of the constituent entities of the Russian Federation should replace the abolished constitutional (charter) courts of the constituent entities of the Russian Federation. However, legislation on them is extremely insufficient; therefore, the status of these new state bodies was unclear. Different authors tried to concretize it in their legal studies based on the achievements of the legal doctrine of constitutional control and constitutional supervision. Yet the legislators of the constituent entities of the Russian Federation went in many respects in a unique way, which differs from theoretical constructions. Therefore, the task of the study was not only to compare the practice of establishing constitutional councils of the constituent entities of the Russian Federation with each other, but also to compare it with scientific ideas about special bodies of constitutional control.
Based on the experience of the Republics of Adygea, Bashkortostan, Tatarstan and Sakha (Yakutia), the paper highlights the following elements of the legal status of constitutional councils: the procedure for electing and term of office of constitutional advisers; competence of constitutional councils; the place of constitutional councils in the system of public power.
It is concluded that there are different approaches to the appointment of constitutional advisers. It is proposed to replicate the experience of the Republic of Adygea (subject to the legalization of a wide list of bodies and organizations authorized to nominate candidates for advisers). The insufficiency of the competence of the Constitutional Council of the Republic of Adygea and the limited number of subjects authorized to initiate constitutional normative control in the Constitutional Council of the Republic of Bashkortostan are stated. The recommendatory Nature of the decisions of all the constitutional councils of the republics established in Russia is questioned. It is concluded that it is impossible to determine the place of constitutional councils in the Republics of Adygea, Bashkortostan, Sakha (Yakutia) and Tatarstan in the system of public authority, since they have no authority either.
Keywords: normative control, constitutional council of the subject of the Russian Federation, charter council of the subject of the Russian Federation, constitutional oversight, constitutional control
Научно-практический журнал "Российское право: образование, практика, наука"
Профессиональное юридическое издание, издается с 2004 года.
В материалах журнала обсуждаются актуальные проблемы правовой системы России и международного права, освещаются события из мира права, публикуются интервью с известными учеными и практикующими юристами, руководителями органов власти, общественными деятелями. На страницах журнала вы найдете научные статьи и аналитические материалы, комментарии экспертов и многое другое. Традиционно большое внимание журнал уделяет вопросам судоустройства и судопроизводства, защиты прав человека, адвокатуры и нотариата, юридического образования.
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ПИ N ФС 77-55438 от 17 сентября 2013 г.
Выходит шесть раз в год
Учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет" (620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)