ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) учредило ООО, которое совместно с ФГУП учредило еще одно ООО (доля участия в нем ФГУП составляет менее 1%). Обязано ли совместно учрежденное ООО проводить обязательный аудит согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", так как доля участия государства в ФГУП составляет 100%?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерская отчетность обычного ООО (к примеру, не являющегося кредитной организацией) (вне зависимости от того, какова доля государственной собственности в его уставном капитале) подлежит обязательному аудиту в том случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- доход, полученный обществом от осуществления предпринимательской деятельности по данным налогового учета за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн руб.;
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.
Если указанные условия не выполняются, то бухгалтерская отчетность обычного ООО обязательному аудиту не подлежит.
В том случае, если бухгалтерская отчетность ООО подлежит обязательному аудиту (к примеру, исходя из величины доходов и (или) активов), то размер доли государственной собственности в его уставном капитале влияет на порядок заключения договора на проведение аудита.
Обоснование вывода:
О доле государственной собственности
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, для целей Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" признаются общественно значимыми организациями (п. 7 ч. 1 ст. 5.1 указанного закона).
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (п. 4 ст. 214 ГК РФ).
Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Как право собственности, так и право хозяйственного ведения являются вещными правами (ст. 209, п. 1 ст. 216 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Собственником имущества бюджетного и автономного учреждений, созданных Российской Федерацией или ее субъектом, является соответственно Российская Федерация или субъект РФ (п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
С учетом изложенного в целях применения Закона N 307-ФЗ акции и доли в уставном (складочном) капитале организации, закрепленные за государственными унитарными предприятиями, а также бюджетными и автономными учреждениями, созданными Российской Федерацией или ее субъектами, подлежат учету при определении доли государственной собственности в уставном (складочном) капитале такой организации. В иных случаях косвенное участие Российской Федерации в уставном (складочном) капитале организации не учитывается. Смотрите также Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год, приведенные в приложении к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779.
Таким образом, ООО, единственным учредителем которого является ФГУП (первое ООО), является организацией, доля государственной собственности в уставном капитале которой составляет 100%. Что касается второго ООО, учредителями которой является первое ООО (единственным учредителем которого, в свою очередь, является ФГУП) и ФГУП (с долей участия менее 1%). Данное общество (второе ООО) является организацией, доля государственной собственности в уставном капитале которой составляет менее 1%. Это связано с тем, что доля участия первого ООО, 100% уставного капитала которого находится в государственной собственности, в уставном капитале второго ООО не является государственной собственностью.
Когда аудит бухгалтерской отчетности ООО обязателен
В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ ООО для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, которые должны быть независимы в соответствии с законом об аудиторской деятельности.
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО проводится по требованию любого из участников общества.
В последнем случае оплата услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет участника общества, по требованию которого он проводится. Вместе с тем указанные расходы участника могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников ООО за счет средств общества (п. 3 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В п. 2 ст. 48 Закона N 14-ФЗ сказано: если в соответствии с законодательством РФ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО подлежит обязательному аудиту, общество обязано привлечь для его проведения аудиторскую организацию, которая должна быть независима в соответствии с Законом N 307-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, названных в указанной части.
Таким образом, бухгалтерская отчетность обычного ООО (например, не являющегося кредитной организацией) подлежит обязательному аудиту в том случае, если относится к организациям, названным в ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ. В соответствии с этой нормой обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством РФ), бюро кредитных историй;
3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн руб.;
4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.;
5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования.
Кроме того, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО проводится в случаях, установленных иными федеральными законами. К примеру, проведение аудита обязательно для кредитной организации, в том числе созданной в форме ООО. Смотрите, в частности:
- информацию Минфина России от 11.01.2023 "Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (согласно законодательству Российской Федерации)";
- приложение 1 к письму ФНС России от 16.07.2013 г. N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок".
К сведению:
На основании ч. 1.1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, введенной Федеральным законом от 24.07.2023 N 355-ФЗ, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится также в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных настоящим законом или другими федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному настоящим законом или другими федеральными законами. Получается, если бухгалтерская отчетность одного и того же аудируемого лица подлежит обязательному аудиту по одному основанию, но освобождена от обязательного аудита по другому основанию, данное аудируемое лицо обязано провести аудит этой отчетности (ранее данный подход не формулировался в законодательстве, но применялся на практике). Иными словами, для возникновения обязанности аудируемого лица провести аудит своей бухгалтерской отчетности достаточно лишь одного основания, закрепленного в федеральном законодательстве.
С учетом изложенного делаем вывод: бухгалтерская отчетность обычного ООО (допустим, не являющегося кредитной организацией) подлежит обязательному аудиту в том случае, если его доходы за предыдущий в налоговом учете превысили 800 млн руб., а сумма активов на конец предыдущего года по данным бухгалтерского баланса составила более 400 млн руб. При этом какова доля государственной собственности в уставном капитале ООО, для решения вопроса об обязательности проведения аудита не важно. В частности, в отношении ООО не установлено такое требование, как проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности исключительно на том основании, что доля участия государства в уставном капитале общества превышает 25%.
О заключении договора на проведение аудиторской проверки
В ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ установлены особенности заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%;
- государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного или муниципального унитарного предприятия.
Такой договор заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
В письмах Минэкономразвития России от 10.11.2016 N Д28и-2971, от 26.12.2016 N Д28и-3462 подчеркнуто, что в Законе N 307-ФЗ содержится исчерпывающий перечень организаций, которым при проведении обязательного аудита необходимо руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ описаны не обстоятельства, при наличии которых бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, а ситуация, когда организация, отчетность которой подлежит обязательному аудиту на основании, например, п. 4 ч. 1 ст. 5 обозначенного закона, должна заключить договор на проведение аудита в специальном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"