• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов (Т.Л. Худякова, Г.В. Валеева, П.В. Меньшиков, М.Р. Арпентьева, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 28, N 3 (94), июль-сентябрь 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Худякова Т.Л., Валеева Г.В., Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов

 

Т.Л. Худякова - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии; Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

 

Г.В. Валеева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Высшей школы физической культуры и спорта; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

П.В. Меньшиков - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования; Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

 

М.Р. Арпентьева - доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, внештатный эксперт; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"

 

Введение. Будущие специалисты нуждаются в способности идентифицировать и корректировать апрофессиональные тенденции и выбирать пути решения проблем, утверждающие их как профессионалов. Центральным здесь является "мужество продумывать все, что знаешь", включая "этическую зоркость" психолога-профессионала к своим поступкам и выборам и поступкам других профессионалов-коллег, клиентов (пациентов) и т.д. Психотерапия и психологическое консультирование рассматриваются как практики помогающего, диалогического взаимодействия психотерапевта или консультанта, обладающие сходными ценностно-смысловыми и технологическими особенностями. Цель - анализ этических проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки психологов. Новизна исследования - интегративный анализ этических проблем помогающих отношений в контексте современных тенденций развития психотерапии и психологического консультирования. Материалы и методы. Использовался теоретический анализ этических и связанных с ними проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий. Результаты и обсуждение. Центральные проблемы современной подготовки квалифицированных, профессиональных специалистов связаны с построением и укреплением профессиональной идентичности и сопряженных с ней выборов относительно защиты интересов клиентов (пациентов) в повседневных и иных ситуациях, вариантов решения дилеммы "двойного агента", соблюдения профессиональных границ, а также с готовностью и способностью специалистов к переменам, к работе в условиях микросоциальных и макросоциальных кризисов. Выводы. Попытки "осовременить" этические принципы консультирования и психотерапии часто связаны с профессиональными деформациями отдельных специалистов и деструкцией помогающих практик. Замена "старых" этических принципов "новыми" означает уничтожение (отход) от практик помощи, в том числе в непсихологические, антипрофессиональные практики политического манипулирования. Одна из центральных задач подготовки специалистов в вузе - формирование и развитие "этической зоркости" специалиста, его стремления и умения понимать себя, клиентов (пациентов) и окружающий мир.

 

Ключевые слова: психотерапия, психологическое консультирование, помогающие отношения, "двойной агент", правило Т. Тарасовой, этика помощи, принципы консультирования

 

Khudyakova Т.L., Valeeva G.V., Menshikov P.V., Arpentieva М.R. Ethical Problems of Psychological Assistance and Professional Training provided for Psychologists

 

T.L. Khudyakova - Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, head of the chair of Practical Psychology; Nosov Magnitogorsk State Technical University

 

G.V. Valeeva - Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Life Safety and Biomedical Disciplines of the Higher School of Physical Culture and Sports; South Ural State Humanitarian and Pedagogical University

 

P.V. Menshikov - Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Development and Education; Kaluga State University named after К.E. Tsiolkovskiy

 

M.R. Arpentieva - Doctor of Science in Psychology, Associate-Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, freelance expert; Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie"

 

Introduction. Future professionals need the ability to identify and correct unprofessional tendencies and choose solutions to the problems that establish them as professionals. The core is the "courage to think about everything you know," including the "ethical vigilance" of the professional psychologist with regard to his own actions and choices and the actions of other professional colleagues, clients (patients), etc. Psychotherapy and psychological counseling are considered as practices of helping, dialogic interaction between a psychotherapist or a consultant, which have similar value-semantic and technological features. The objective is to analyze ethical problems of psychological assistance in the context of psychologists' professional training. The novelty of the study is the integrative analysis of ethical problems of helping relationships in the context of modern trends in the development of psychotherapy and psychological counseling. Materials and Methods. A theoretical analysis of ethical and related problems of psychological assistance in the context of professional training of specialists of helping professions was used. Results and Discussion. The central problems of modern training of qualified, professional specialists are connected with building and strengthening of the professional identity and related choices regarding the protection of the interests of clients (patients) in everyday and other situations, options for solving the "double agent" dilemma, maintaining professional boundaries, as well as the willingness and the ability of specialists to change, to work in conditions of microsocial and macrosocial crises. Conclusions. Attempts to "modernize" the ethical principles of counseling and psychotherapy are often associated with professional deformations of individual specialists and the destruction of helping practices. Replacing "old" ethical principles with "new" ones means the destruction of (departure from) helping practices, including non-psychological, anti-professional practices of political manipulation. One of the central tasks of training specialists at a university is the formation and development of a specialist's "ethical vigilance," his desire and ability to understand himself, clients (patients) and the world around him.

 

Keywords: psychotherapy, psychological counseling, helping relationships, "double agent", Т. Таrаsova's rule, ethics of help, principles of counseling

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru