В 2021 году Росприроднадзором была принята декларация по отходам предприятия. Законом установлен 9-месячный срок на проверку декларации. В указанный срок замечаний от Росприроднадзора не поступило.
В 2023 году поступило требование от Росприроднадзора о внесении коррективов в декларацию и о доначислении и донесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Насколько правомерны требования Росприроднадзора по истечении 9 месяцев на проверку декларации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Правилами исчисления платы за НВОС N 881 допускается проводить контроль платы за НВОС либо по факту получения декларации о плате (в течение 9 месяцев проводится проверка самой декларации и сведений, указанных в ней), либо в рамках проведения государственного экологического надзора (например, если в результате выездной, документальной проверки выявлены нарушения Закона N 7-ФЗ, то надзорный орган может проверить правильность начисления платы в декларации и за пределами 9 месяцев).
Судебная практика, основанная на аналогичных положениях Правил N 255, также подтверждает правомерность доначисления органами Росприроднадзора платы за НВОС, указанной в декларации о плате, за пределами 9 месяцев со дня приема декларации, но на основании результатов проведении государственного экологического надзора (проверки деятельности самого предприятия, а не сведений декларации о плате).
Обоснование позиции:
В силу п. 61 Правил исчисления платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. N 881, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы*(1):
а) в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате;
или
б) при проведении государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предметами контроля за исчислением платы за НВОС являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы за НВОС.
Контроль осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы за НВОС.
При этом если при проведении проверки декларации о плате за НВОС выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 20 рабочих дней обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) уточненную декларацию с соответствующими исправлениями (п. 64 Правил).
Организация вправе представить письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям.
После проведения проверки декларации и рассмотрения пояснений природопользователя должностные лица составляют акт проведения контроля в порядке, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.10.2021 N 691.
Исходя из п. 61 Правил N 881 контроль за исчислением платы территориальным управлением Росприроднадзора осуществляется:
- в рамках декларационной компании (в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате). В установленный с момента принятия декларации срок должны быть завершены все проверочные мероприятия в отношении такой декларации, установленные п. 62-68 Правил N 881, включая истребование необходимых пояснений и документов, установление фактов нарушения или их отсутствие, а также оформление результатов проверки в виде составления Акта проведения контроля за исчислением платы (смотрите, например, постановление Девятнадцатого ААС от 01.12.2022 N 19АП-6278/22 по делу N А36-4485/2021, в котором суд указал, что "срок проверки Декларации за 2019 год истек 05.12.2020. Однако в рассматриваемом случае проверка Декларации осуществлена и окончена истцом только 11.12.2020, то есть за пределам установленного пунктом 37 срока. В этой связи суд правильно признал, что Акт от 11.12.2022 не может являться допустимым доказательством по данному делу... за рамками срока проведения проверки Управление Росприроднадзора не вправе ссылаться на нарушения, которые, по его мнению, могли иметь место в Декларации");
- или при проведении государственного экологического надзора, результаты которого оформляются в соответствии с требованиями Закона N 248-ФЗ. По результатам контрольных мероприятий (например, выездной проверки) при выявлении нарушений положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) надзорный орган может проверить правильность начисления платы в декларации за пределами 9 месяцев (смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 26.06.2022 N Ф07-10659/22 по делу N А05П-664/2021 - в результате выездной проверки был осуществлен перерасчет суммы платы за размещение отхода, отраженной в декларации о плате, за пределами 9 месяцев с даты ее представления)*(2).
Таким образом, органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) могут осуществлять проверку правильности исчисления плазы за НВОС за пределами срока, установленного п. 61 Правил N 881 (9 месяцев со дня приема декларации), - но по результатам проведения контрольных мероприятий в рамках государственного экологического контроля (надзора). В ходе которого они осуществляют контроль выполнения требований статей 16-16.5 Закона N 7-ФЗ (приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839 утвержден перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности).
Аналогичные правила содержались и в ранее действующих Правилах исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, в соответствии с п. 37 которых контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора.
Суды также указывали на правомерность проведения органом РПН контроля за начислением платы за НВОС за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255 (9 месяцев со дня приема декларации). Смотрите, например:
- постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2023 N Ф04-4366/22 по делу N А70-23147/2021 - при проведении документальной проверки выявлено отсутствие доказательств утилизации отходов, указанных в декларации), Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 апреля 2023 г. по делу N А33-12461/2022);
- постановление Третьего ААС от 06.07.2023 N 03АП-2829/23 по делу N А33-12461/2022 - при проведении документальной проверки (сверки данных декларации с данными статистической отчетности) управление РПН выставило требование о доначислении платы за НВОС, однако "составило акты и выставило спорные требования без выяснения всех обстоятельств, без предоставления заявителю возможности защитить свои интересы при проведении спорных контрольных мероприятий, что является существенным нарушением (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2022 по делу N А07-23679/2020)";
- постановление АС Поволжского округа от 13 марта 2023 г. N Ф06-1159/23 по делу N А65-5914/2022 - плата доначислена в результате внеплановой выездной проверки. Суд при этом указал, что срок проведения контроля, установленный пунктом 37 Правил N 255, не является пресекательным, кроме того, в Правилах не предусмотрено, что в случае пропуска указанного срока результаты контроля признаются недействительными. "Доводы заявителя о нарушении срока для проведения проверки Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду является необоснованным";
- постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.05.2022 N Ф08-2451/22 по делу N А32-53208/2020 - "Согласно материалам дела, контроль за исчислением платы Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора, ... осуществлялся не в рамках декларационной компании, а при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в рамках плановой проверки ....".
В то же время встречаются решения судов, в которых признаны правомерными требования РПН о доначислении платы на основании проверки декларации о плате (без проведения контрольных мероприятий в рамках экологического надзора). В постановлении АС Северо-Западного округа от 19.10.2022 N Ф07-15735/22 по делу N А56-18803/2021 суд указал, что "проведение контроля и направление акта за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255, не свидетельствует об отсутствии нарушений в части внесения платы за НВОС за 2019 год со стороны Общества и об освобождении Общества от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нарушение данного срока не отменяет обязанности плательщика по внесению платы, исчисляемой в определенном законом порядке"...
К сведению:
К требованиям о взыскании платы за НВОС применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ (три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 НК РФ) (постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09).
Срок давности начинает течь с даты не внесения платы за НВОС в установленный Законом N 7-ФЗ срок (смотрите, например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2023 г. N 01АП-3301/22 по делу N А43-40748/2021, Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 июля 2023 г. по делу N А43-40748/2021).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
8 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, п. 1, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в т.ч. федеральный государственный экологический контроль (надзор) (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации).
*(2) Экологический надзор осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 и региональными НПА (например, Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Камчатском крае, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 25 октября 2021 г. N 453-П).
Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения, в частности, документарной проверки (п. 2 ст. 56 Закона N 248-ФЗ).
Документарная проверка проводится по решению контрольного (надзорного) органа, который будет проводить мероприятие (часть 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Как установлено в части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Приложением 20 к Приказу Федеральной службы в сфере природопользования от 20.08.2021 N 543 утверждена форма предписания об устранении выявленных нарушений. В данной форме указано, что предписание должно содержать: конкретное описание (существо) выявленного нарушения и наименование нормативного правового акта с указанием его структурных единиц, требования которого нарушены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"