Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Степанова Г.А., Валеева Г.В., Степанова О.П., Арпентьева М.Р. Социально-психологическое сопровождение в решении проблем насилия в сфере образования
Г.А. Степанова - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий, Сургутский государственный педагогический университет
Г.В. Валеева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
О.П. Степанова - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры психологии, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
М.Р. Арпентьева - доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Введение. Рассмотрение проблем профилактики и коррекции массового и индивидуального насилия в образовании неразрывно связано с анализом психолого-педагогических деструкций и иных нарушений в становлении и развитии субъектов образования и их отношениях, практик и подходов к их коррекции и профилактике. Основная часть деструктивных трансформаций связана с нарушениями регулирующих деятельность и отношения людей и организаций образования ценностей и смыслов, другая часть - нарушениями и конфликтами отношений субъектов образования. Оба типа нарушений могут успешно преодолеваться в рамках направленного социально-психологического сопровождения образовательного процесса - системной работы психологов школы или вуза, нацеленной на гармонизацию и прояснение взаимоотношений субъектов образования, поддержку их развития как личностей, партнеров, учеников и профессионалов как индивидуализации и социализации, самоактуализации и самореализации. Цель - анализ психолого-педагогических проблем профилактики и коррекции индивидуального и массового насилия в образовании в контексте социально-психологического сопровождения образовательного процесса. Результаты и обсуждение. Современные образовательные отношения подвергаются активной трансформации как извне, так и изнутри образовательной системы. Часть трансформаций и задающих их реформ образования носит характер псевдоноваций: направляющие реформы ценности и цели вступают в конфликт с ценностями и целями образования, разрушая его и его субъектов. Это требует особого внимания к тем переменам, которые планируются и внедряются в образовательные отношения, в учебную деятельность школьников, студентов и слушателей и в профессиональную деятельность педагогов и иных специалистов системы образования. Это также требует системной организации социально-психологического сопровождения академического процесса, направленного на развитие психологической культуры образовательных отношений, позволяющей субъектам осознавать, исследовать, принимать решения о тех новациях, которые предлагаются образованию. В ином случае происходит рост нарушений, в том числе девиаций и психопатизаций отдельных участников и (или) групп участников образовательных отношений. Выводы. Разнообразие, интенсивность и частота интраперсональных и интерперсональных деформаций приводят к росту индивидуального и массового насилия в образовании: от уже почти нормализовавшегося, ставшего повсеместным буллинга и дидактогений до колумбайнов. Социально-психологическое сопровождение образования в решении проблем образовательного насилия, обращенное к задачам профилактики и коррекции насилия в образовании, поэтому необходимым образом должно заниматься прояснением и гармонизацией взаимоотношений субъектов образования.
Ключевые слова: образование, насилие, буллинг, колумбайн, культура образовательных отношений, социально-психологическое сопровождение, компетентность, психопатия, социопатия
Stepanova G.А., Valeeva G.V., Stepanova О.P., Arpentieva М.R. Socio-Psychological Maintenance of Solving Problems of Violence in Education
G.A. Stepanova - Doctor of Science (in Pedagogy), Professor, Chief Researcher of Laboratory of Innovative Educational Technologies; Surgut State Pedagogical University
G.V. Valeeva - Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Life Safety and Biomedical Disciplines; Higher School of Physical Culture and Sports of South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
O.P. Stepanova - Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Head of the chair of Psychology; Nosov Magnitogorsk State Technical University
M.R. Arpentieva - Doctor of Science (in Psychology), Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Leading researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Financial University under the Government of the Russian Federation
Introduction. Consideration of the problems of prevention and correction of mass and individual violence in education is inseparably connected with the analysis of psychological and pedagogical destruction and other violations in the formation and development of subjects of education and their relationships, practices and approaches to their correction and prevention. The main part of destructive transformations is related to violations of the values and meanings that regulate the activities and relationships of people and educational organizations, the other part is associated with violations and conflicts of relations between subjects of education. Both types of violations can be successfully overcome within the framework of targeted socio-psychological maintenance of the educational process - systematic work of school or university psychologists aimed at harmonizing and clarifying the relationships between subjects of education. The aim is to analyze psychological and pedagogical problems of prevention and correction of individual and mass violence in education in the context of socio-psychological maintenance of the educational process. Results and Discussion. Modern educational relations are undergoing active transformation both from outside and from within the educational system. Some of the transformations and educational reforms that set them have the character of pseudo-innovations: the values and goals that guide the reforms come into conflict with the values and goals of education destroying it and its subjects. This requires special attention to the changes that are planned and implemented in educational relations, in the educational activities of schoolchildren, students and trainees and in the professional activities of teachers and other specialists in the education system. This also requires a systematic organization of socio-psychological support of the academic process, aimed at developing a psychological culture of educational relations, enabling the subjects to understand, explore and make decisions about the innovations that are offered to education. Otherwise, there is an increase in violations, including deviations and psychopathization of individual participants and (or) groups of participants in educational relations. Conclusions. The diversity, intensity and frequency of intraper-sonal and interpersonal deformations lead to an increase in individual and mass violence in education: from the almost normalized, widespread bullying and didactogeny to Columbine. Social and psychological maintenance of education in solving the problems of violence in education, addressed to the tasks of preventing and correcting violence in education, therefore, must necessarily clarify and harmonize the relationships between the subjects of education.
Keywords: education, violence, bullying, Columbine, culture of educational relations, social and psychological maintenance, competency, psychopathy, sociopathy
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru