• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел и следственными органами при возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям (В.Д. Ларичев, Е.В. Милякина, А.Н. Панкратьев, журнал "Lex Russica", N 12, декабрь 2023 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Панкратьев А.Н. Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел и следственными органами при возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям


В.Д. Ларичев - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра N 3 ВНИИ МВД России


Е.В. Милякина - кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела Научно-исследовательского центра N 3 ВНИИ МВД России


А.Н. Панкратьев - кандидат юридических наук, начальник отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями Управления "Ф" Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России


Борьба с налоговыми преступлениями осуществляется в рамках взаимодействия налоговых органов с участием оперативных подразделений органов внутренних дел. Оперативные подразделения ОВД при взаимодействии с налоговыми органами в целом обеспечивают реализацию полномочий налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. ОВД фактически являются участниками налоговых правоотношений, в то же время недостаточное развитие законодательства, регулирующего указанную деятельность, приводит к правовой неопределенности. В связи с этим предлагается дополнить ст. 9 НК РФ пунктом, закрепляющим статус ОВД как участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с одновременным внесением в ст. 89-100 НК РФ положений, регламентирующих полномочия и ограничения сотрудника ОВД как участника выездной налоговой проверки. Изменения уголовного, уголовно-процессуального и налогового законодательства, вступившие в силу в 2022-2023 гг., оказали существенное влияние на организацию взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции с налоговыми органами и органами предварительного следствия при выявлении налоговых преступлений и возбуждении уголовных дел о преступлениях данной категории. Существующая межведомственная нормативная база в условиях изменения федерального законодательства в целом сохраняет свою актуальность, хотя и нуждается в обновлении и актуализации. Эти мероприятия в настоящее время либо не регламентированы, либо частично регламентированы в разрозненных ведомственных нормативных актах разной юридической силы, что создает объективную необходимость для разработки и принятия единого регламентирующего документа. Приемлемой формой межведомственного нормативного акта может являться трехстороннее соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации, МВД России и ФНС России. Существует также необходимость внесения изменений в НК РФ. Должна быть устранена противоречивость действующей редакции п. 3 ст. 32 НК РФ, который не содержит полного перечня решений, выносимых налоговыми органами и направляемых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, вследствие чего имеется возможность различного толкования соответствующей обязанности налоговых органов.


Ключевые слова: налоговые органы; ОВД; налоговая проверка; выездная налоговая проверка; камеральная налоговая проверка; ОРД; оперативно-разыскные мероприятия; преступление


Larichev V.D., Milyakina E.V., Pankratiev A.N. Tax Office and Internal Affairs Bodies Cooperation in Initiating Criminal Tax Law Cases


V.D. Larichev - Dr. Sci. (Law), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Chief Researcher, Scientific Research Center No. 3, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia


E.V. Milyakina - Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, Head of the Department, Scientific Research Center No. 3, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia


A.N. Pankratiev - Cand. Sci. (Law), Head of the Department for Combating Tax Offenses, Department "F" of the Main Directorate of Economic Security and Anti-Corruption, Ministry of Internal Affairs of Russia


The fight against tax crimes is carried out through cooperation of tax authorities with operational units of internal affairs bodies. In cooperation with tax authorities the operational units of internal affairs bodies (OVD) generally ensure the implementation of tax authorities powers to control and supervise compliance with legislation on taxes and fees. OVD are in fact participants in tax legal relations. At the same time, the insufficient development of legislation regulating these activities leads to legal uncertainty. In this regard, the authors propose to supplement Article 9 of the Tax Code of the Russian Federation with a clause fixing the status of internal affairs bodies as participants in relations regulated by the legislation on taxes and fees. At the same time, it is proposed to introduce some provisions into Articles 89-100 of the Tax Code of the Russian Federation regulating the powers and restrictions of an internal affairs body officer as a participant in an on-site tax audit. Changes in criminal, criminal procedure and tax legislation, which entered into force in 2022-2023, had a significant impact on the way economic security and anti-corruption units cooperate with tax authorities and preliminary investigation bodies in identifying tax crimes and initiating such criminal cases. Amid the changes in Federal legislation, the existing interdepartmental regulatory framework generally remains relevant, although it needs to be changed and updated. These measures are currently either unregulated or partially regulated in disparate departmental regulations of different legal force, which creates an objective need for the development and adoption of a single regulatory document. An acceptable form of interdepartmental regulatory act may be a trilateral agreement on cooperation between the Investigative Committee of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Tax Service of Russia. There is also a need to amend the Tax Code of the Russian Federation. It is important to eliminate the inconsistency of the current version of paragraph 3 of Article 32 of the Tax Code of the Russian Federation, which does not contain a complete list of decisions made by tax authorities to be sent so that to make a decision on initiating a criminal case. This results in a possibility of different interpretations of the relevant duty of tax authorities.


Keywords: tax authorities; internal affairs bodies; tax audit; on-site tax audit; desk tax audit; ORD; operational investigative measures; crime


Журнал "Lex Russica"


Ежемесячное научное юридическое издание, учрежденное Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Журнал посвящен фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса. В журнале публикуются статьи ведущих ученых-юристов и наиболее значимые научно-исследовательские работы (НИР), выполняемые по заказу федеральных органов исполнительной власти и других организаций.

Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-58927 от 5 августа 2014 г.