Положения о профилактических визитах в отношении образовательных организаций противоречат Федеральному закону "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", предусмотрены постановлением N 336.
Что применять, как оспаривать представления?
Из положений чч. 1-3 ст. 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) профилактический визит - это вид профилактического мероприятия, которое проводит орган государственного контроля в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном ст. 50 Закона N 248-ФЗ, а также может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
По общему правилу при проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер (ч. 8 ст. 52 Закона N 248-ФЗ).
Однако постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 (далее - Постановление N 336) установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля начиная с 2022 года.
В частности, п. 11.4 Постановления N 336 предусмотрено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 г. не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
Содержательная часть профилактического мероприятия в указанном случае значительно шире той, которая заложена в него Законом N 248-ФЗ. Так, в рамках визита проверяющие смогут оценить соблюдение образовательными учреждениями обязательных требований, в том числе путем проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования и экспертизы. Для таких случаев увеличен и максимальный срок проведения профилактического визита - его разрешено продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней, а также приостанавливать по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора.
Особенности касаются и порядка оформления результатов профилактического визита. В отличие от обычного визита, который не предполагает выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, профилактический визит в рамках действия моратория предусматривает такую возможность для случаев, если по его результатам выявлены нарушения обязательных требований. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, контроль за исполнением которого осуществляется в соответствии с положениями ст. 95 Закона N 248-ФЗ. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по факту выявления нарушений в ходе такого профилактического визита не проводятся.
Таким образом, в отличие от общих правил, в отношении государственных и муниципальных образовательных организаций, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, допускается проведение профилактического визита, по результатам которого может быть выдано предписание в случае выявления нарушений обязательных требований*(1).
Вместе с тем с учетом положений ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ факт выявления нарушений в рамках указанных профилактических визитов не влечет привлечение контролируемых лиц к административной ответственности.
При этом контролируемое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае невыполнения соответствующих предписаний (ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Подчеркнем, что подобное правовое регулирование действующему законодательству не противоречит.
Согласно чч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что Правительство РФ в 2022 г. вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий.
Следовательно, Постановление N 336 издано высшим исполнительным органом государственной власти РФ во исполнение полномочия, предусмотренного федеральным законом. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и никем не оспорен. На это обращено внимание в решении Верховного Суда РФ от 30 августа 2022 г. N АКПИ22-494 (смотрите также решение Томского районного суда Томской области от 20 марта 2023 г. по делу N 2а-768/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
25 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что до 17 марта 2023 г. Роспотребнадзор мог выдавать предписание исключительно по фактам нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства (п. 7.1 Постановления N 336, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22 марта 2022 г. N ОГ-Д24-1889, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2023 г. N 02АП-7635/23 по делу N А28-11377/2022).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"