Организация, зарегистрированная на территории РФ, планирует заключить договор ГПХ (агентский договор) с исполнителем, который является гражданином Республики Беларусь и фактически будет находиться и оказывать услуги только на ее территории. Исполнитель не является ни временно пребывающим, ни временно или постоянно проживающим на территории РФ, не имеет индивидуального лицевого счета в СФР и СНИЛС.
В большом количестве писем Минфин России придерживается позиции, что в таком случае сумма вознаграждения не будет облагаться страховыми взносами.
Указанному выводу противоречат положения подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. При этом в Договоре нигде не указано, что он распространяется не только на работников по трудовому договору, но и исполнителей по договорам ГПХ.
Верно ли, что сумма вознаграждения не должна облагаться страховыми взносами и, соответственно, отчётность по нему (форма ЕФС-1) подавать также не нужно? Если нет, то как подать по нему отчетность в СФР, если иностранный гражданин не имеет ИЛС в СФР и СНИЛС и не планирует приезжать в РФ для его оформления?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Вознаграждение гражданина Республики Беларусь по договору оказания услуг за пределами РФ не подлежит обложению страховыми взносами и не отражается в форме ЕФС-1.
Обоснование позиции:
При взаимодействии с гражданами Республики Беларусь положения международных договоров имеют приоритет над соответствующими положениями законодательства РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ, ст. 2 Закона N 167-ФЗ, ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ и п. 2 ст. 2 Закона N 326-ФЗ).
Между РФ и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г., ратифицирован Федеральным законом от 07.12.2006 N 227-ФЗ) (далее - Договор)).
По общему правилу застрахованные, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу (п. 1 ст. 5 Договора).
Исключения из общего правила приведены в п. 2 ст. 5 Договора. Так, на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного (подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора).
Положения Договора не содержат определения работодателя.
Пункт 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС (Астана, 29.05.2014) относит к работодателям юридических и физических лиц, которые предоставляют трудящимся государств-членов работу на основании заключенных с ними трудовых договоров. Лица, предоставляющие работу на основании заключенных гражданско-правовых договоров, признаются заказчиками работ (услуг).
В рассматриваемой ситуации планируется заключение гражданско-правового договора. Поэтому положения подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора к взаимоотношениям сторон, на наш взгляд, применению не подлежат.
Кроме того, для целей Договора застрахованными лицами признаются лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющиеся их гражданами, подпадавшие или подпадающие под действие законодательства Договаривающихся Сторон (подп. 4 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Договора).
В соответствии с национальным законодательством РФ иностранные граждане, которые находятся и трудятся за пределами территории РФ, застрахованными лицами не являются и не подпадают под действие соответствующих видов страхования (ст. 3 Договора, п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с этим указанные иностранные граждане не являются застрахованными лицами, на которых распространяется действие Договора (косвенно смотрите письмо Минфина России от 21.11.2018 N 03-15-05/83813). Вопрос о признании исполнителя услуг застрахованным лицом для целей исчисления страховых взносов должен решаться в соответствии с законодательством РФ.
Такой подход соответствует положениям п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, в силу которых социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государств трудоустройства.
При этом государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность, а трудящимся государства-члена признается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что гражданин Республики Беларусь, не являющийся постоянно или временно проживающим (пребывающим) на территории РФ, не имеет права на социальное обеспечение в РФ (определение Липецкого облсуда от 22.12.2021 по делу N 33-4482/2021, смотрите доп. определение ВС Республики Бурятия от 11.10.2023 по делу N 33-3401/2023).
Аналогичные положения действуют и в отношении пенсионного обеспечения (ст. 1, 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС (Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 г.)).
В силу п. 5 ст. 420 НК РФ выплаты по договору оказания услуг за пределами территории РФ гражданином Республики Беларусь не признаются объектом обложения страховыми взносами (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-04-06/78624).
Отчётность по форме ЕФС-1 подавать на исполнителя услуг не нужно (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ, п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
К сожалению, нам не удалось найти разъяснений уполномоченных органов по вопросам, аналогичным рассматриваемому.
Применительно к трудовым договорам, предусматривающим дистанционную работу граждан Республики Беларусь, Минфин ранее фактически признавал белорусов застрахованными лицами (письма Минфина России от 04.10.2019 N 03-04-06/76243, от 05.02.2019 N 03-15-06/6482, от 23.10.2018 N 03-15-06/75918). Аналогичная позиция выражена в решении АС г.Москвы от 02.12.2022 по делу N А40-183772/2022.
Последние разъяснения Минфина России сводятся к цитированию подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора без изъяснения его положений (смотрите письма Минфина России от 08.09.2020 N 03-04-06/78624, от 09.03.2023 N 03-04-05/19604).
В такой ситуации мы не исключаем, что СФР и налоговые органы могут придерживаться позиции, что на гражданина Белоруссии распространяются положения Договора.
Если придерживаться указанной позиции, то на исполнителя должно распространяться законодательство Республики Беларусь (п. 1 ст. 5 Договора). Соответственно, для целей российского законодательства застрахованным лицом гражданин Республики Беларусь не является.
Вместе с тем мы не можем полностью исключить, что налоговые органы и (или) СФР посчитают применимыми к рассматриваемой ситуации нормы подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора. В этом случае отсутствие обязанности по начислению страховых взносов и представлению отчетности организации придется отстаивать в суде.
В целях минимизации рисков возникновения спора рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минтруд России, а также получить от агента заявление, что его страхование осуществляется по законодательству Республики Беларусь (ст. 3 Соглашения о применении Договора (Минск, 15.03.2011) (далее - Соглашение).
Обращаем внимание, что в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления организация должна уведомить СФР по месту своего нахождения о сделанном застрахованным выборе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Ответ прошел контроль качества
12 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"