Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 октября 2018 г. N 03-15-06/75918
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь, работающих по трудовым договорам в представительстве российской организации, находящемся на территории Республики Беларусь, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), иностранные граждане, работающие по трудовым договорам на территории иностранного государства, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В связи с этим пунктом 5 статьи 420 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса, статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом, Федеральным законом N 167-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
При этом согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. выбор применяемого законодательства, возможность которого предусмотрена для застрахованного вышеприведенным подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора, оформляется путем подачи застрахованным заявления работодателю.
Таким образом, если застрахованным лицом - гражданином Республики Беларусь, работающим в обособленном подразделении российской организации на территории Республики Беларусь, не выбрано обязательное (государственное) социальное страхование по законодательству Республики Беларусь, то выплаты в его пользу по трудовому договору подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Что касается упомянутого в обращении ООО письма Департамента от 19.12.2017 N 03-15-06/84931, то в нем было рассмотрено конкретное обращение плательщика страховых взносов с учетом информации, изложенной в обращении и полученной от плательщика в рабочем порядке.
Указанный письменный ответ имеет информационно-разъяснительный характер и оформлен в виде письма, в котором выражается мнение Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в конкретной практической ситуации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.