В МФЦ поступило обращение, которое в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" было перенаправлено по подведомственности в компетентный орган для рассмотрения по существу и подготовки ответа заявителю. Однако из уполномоченного органа пришел ответ, адресованный заявителю, который, по мнению сотрудников уполномоченного органа, заявителю должен направить МФЦ. Какие действия должен осуществить МФЦ в данном случае?
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В настоящее время применительно к обращениям граждан за получением государственной или муниципальной услуги реализуется также принцип "одного окна". В соответствии с данным принципом, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Понятие государственной услуги закреплено в п. 1 ст. 2 названного закона, а муниципальной услуги - в п. 2.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
За пределами предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг принцип "одного окна" при обращении граждан в органы власти не реализуется.
Важно подчеркнуть, что комментируемая норма не оставляет возможности для ответа заявителю об отсутствии возможности рассмотрения его заявления по существу. Конструкция нормы предполагает только возможность движения заявления, а ответ об отсутствии компетенции у органа, должностного лица, к которому обратился заявитель, - незаконен (см. подробнее: Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Бондарева Э.С., Майборода В.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". - Специально для системы ГАРАНТ, 2020 г.).
Следовательно, исходя из прямого толкования указанных норм, а также по нашему мнению, орган, получивший запрос обязан предоставить ответ на обращение гражданина независимо от подведомственности данного запроса, однако, отметим, что нам не удалось найти прямых разъяснений по указанному вопросу, а также методических рекомендаций по дальнейшим действиям МФЦ в указанном случае.
Также обращаем внимание, что данный ответ выражает наше мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведённом выше ответе.
Ответ подготовлен на основании следующих материалов:
- Ч. 4 ст. 1, ч. 3, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ;
- Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Бондарева Э.С., Майборода В.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". - Специально для системы ГАРАНТ, 2020 г.;
- Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". - Специально для системы ГАРАНТ, 2014 г.
Примечание.
Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:
- Вопрос: Срок рассмотрения органом местного самоуправления перенаправленной жалобы (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.).
Ответ подготовил:
Специалист Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ
Дурницын Илья
10 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.