Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Ульянов А.Д. Организационно-правовые аспекты разграничения полномочий в подразделениях расследования преступлений территориальных органов МВД России регионального и районного уровней
А.Д. Ульянов - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России
Актуальность исследования: одним из аспектов совершенствования управленческой деятельности является решение проблемы разработки оптимальных организационно-правовых механизмов разграничения отраслевой компетенции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.
Постановка проблемы: распределение и перераспределение по количеству, сложности расследования возбужденных и принятых к производству уголовных дел на региональном и районном уровнях в следственных подразделениях МВД России зачастую происходит по усмотрению вышестоящего руководителя следственного аппарата. Тем самым создаются широкие возможности произвольного изменения объема нагрузки и "перекладывания" части работы на районное звено следственных подразделений территориальных органов МВД России.
Цель исследования: уточнение путей решения вопросов установления критериев полномочий руководителей следственных органов в части распределения и перераспределения нагрузки.
Методы исследования: контент-анализ нормативных правовых актов, сравнительный анализ, анализ специальной литературы, индукция, дедукция, моделирование.
Результаты и ключевые выводы:
1. Перераспределение по количеству, сложности расследования возбужденных и принятых к производству уголовных дел в системе МВД России зависит от многих факторов, в том числе от криминальной ситуации в регионе и зачастую происходит по усмотрению вышестоящего руководителя следственного аппарата. Возникают серьезные проблемы формирования штатной численности следственных подразделений, размывания "зон ответственности", поскольку фактически основной объем работы приходится на районный уровень.
2. В качестве критерия разграничения пределов реализации полномочий отраслевой компетенции следственных подразделений территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях выступает "особая сложность" раскрытия и расследования преступлений, а также категория "особо важных дел". Однако в практическом аспекте довольно трудно говорить о явной дифференциации дел особой важности и особой сложности. Основное обстоятельство - объективная трудность производства следственных действий, а также особая социальная значимость (общественный резонанс) преступного деяния. Между тем не все указанные дела могут представлять трудность с точки зрения доказывания. Количественные факторы (эпизодность, число обвиняемых, свидетелей, производство экспертиз) характеризуют его трудозатратность, но никак не особую сложность или важность. Поэтому нередко дела особой важности и сложности расследуются в следственных органах районного уровня.
3. В организационном аспекте вышестоящие руководители имеют полное право принять решение о целесообразности распределения и перераспределения нагрузки между следователями подчиненных следственных подразделений на региональном (межрегиональном) и районном уровнях или делегировать эти полномочия с учетом специализации, квалификации, опыта работы, занимаемой должности что, в свою очередь, напрямую влияет на результативность и качество производства предварительного следствия.
4. Важность оценки потенциала гибкого подхода к имеющимся ресурсам (профессиональным, организационно-штатным, управленческим, материально-техническим и др.) при оптимальном перераспределении нагрузки в установочных документах и Методике изучения и оценки эффективности деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению предварительного следствия по направлениям "Управление подчиненными органами и подразделениями"; "Управленческая деятельность" не отражена.
5. Предлагается внести в вышеуказанную Методику по направлению "Управление подчиненными органами и подразделениями" такой оценочный показатель, как "Распределение и перераспределение нагрузки между подчиненными подразделениями на окружном, региональном и районном уровнях" с количественным индикатором "Доля уголовных дел особой сложности и особой важности в следственных органах на окружном, региональном и районном уровнях в общем количестве дел, находящихся в производстве". Оценка предназначена для характеристики умения руководителя следственного органа адекватно реагировать на различного рода изменения факторов внешней среды и внутренних условий оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел в целом, следственного органа в частности при распределении и перераспределении нагрузки на сотрудников следственных подразделений территориальных органов МВД России регионального и районного уровней.
Ключевые слова: полномочия; перераспределение; нагрузка; особая сложность; особая важность; оценка; эффективность; критерий; показатель; руководитель.
Ul'yanov A.D. Organizational and Legal Aspects of the Division of Powers in the Crime Investigation Units of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the Regional and District Levels
A.D. Ul'yanov - Candidate of Law, Associate Professor at the Department of Organization of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Center for Command Staff Trainings, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Relevance of the study: one of the aspects of improving management activities is to solve the problem of developing optimal organizational and legal mechanisms for delineating the sectoral competence of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional and district levels.
Problem statement: the distribution and redistribution according to the number and complexity of the investigation of criminal cases initiated and accepted for production at the regional and district levels in the investigative units of the Ministry of Internal Affairs of Russia often occurs at the discretion of the higher head of the investigative apparatus. This creates ample opportunities for arbitrary changes in the workload and "shifting" part of the work to the district level of the investigative units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
The purpose of the study is to clarify ways to solve the issues of establishing criteria for the powers of heads of investigative bodies in terms of the distribution and redistribution of workload.
Research methods: content analysis of normative legal acts, comparative analysis, analysis of special literature, induction, deduction, modeling.
Results and key findings:
1. The redistribution in terms of the number and complexity of the investigation of criminal cases initiated and accepted for production in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia depends on many factors, including the criminal situation in the region and often occurs at the discretion of the higher head of the investigative apparatus. Serious problems arise in the formation of the staffing of investigative units, the erosion of "areas of responsibility", since in fact the bulk of the work falls on the district level.
2. The criterion for delineating the limits of the exercise of the powers of the sectoral competence of the investigative units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional and district levels is the "special complexity" of the disclosure and investigation of crimes, as well as the category of "particularly important cases". However, in practical terms, it is quite difficult to talk about a clear differentiation of cases of special importance and special complexity. The main circumstance is the objective difficulty of conducting investigative actions, as well as the special social significance (public response) of the criminal act. However, not all of these cases may present difficulties from the point of view of proof. Quantitative factors (episodicity, the number of accused, witnesses, the production of examinations) characterize its labor intensity, but not its particular complexity or importance. Therefore, cases of particular importance and complexity are often investigated by the investigative authorities at the district level.
3. In the organizational aspect, higher-level managers have every right to decide on the expediency of distributing and redistributing the workload between investigators of subordinate investigative units at the regional (interregional) and district levels or delegate these powers, taking into account specialization, qualifications, work experience, and position, which, in turn, directly affects the effectiveness and quality of the preliminary investigation the investigation.
4. The importance of assessing the potential of a flexible approach to available resources (professional, organizational, staff, managerial, logistical, etc.) with optimal load redistribution in the policy documents and Methodology for studying and evaluating the effectiveness of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of preliminary investigations in the areas of "Management of subordinate bodies and divisions"; "Management activities" not reflected.
6. It is proposed to introduce into the abovementioned Methodology in the direction of "Management of subordinate bodies and divisions" such an estimated indicator as "Distribution and redistribution of workload between subordinate units at the district, regional and district levels" with a quantitative indicator "The proportion of criminal cases of special complexity and special importance in investigative bodies at the district, regional and district levels in the total number of cases pending". The assessment is intended to characterize the ability of the head of the investigative body to adequately respond to various kinds of changes in environmental factors and internal conditions of the operational and official activities of the internal affairs body as a whole, the investigative body in particular, when distributing and redistributing the burden on employees of investigative departments of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at regional and district levels.
Keywords: authority; redistribution; workload; special complexity; special importance; assessment; effectiveness; criterion; indicator; head.
Журнал "Труды Академии управления МВД России" - научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. Издатель и учредитель - ФГКОУ ВО "Академия управления МВД России"
В журнале публикуются результаты научных исследований ведущих ученых и специалистов, посвященные наиболее актуальным проблемам развития юридической науки и практики России и зарубежных государств, законотворчества и правоприменения в МВД России и других правоохранительных органах, научного обеспечения правовых, оперативных и профессионально-кадровых основ обеспечения правопорядка и безопасности.
Выходит 4 раза в год.
Журнал основан в 2006 г.
Включен перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-26202 от 16 ноября 2006 года.
ISSN 2072-9391