Приказ N 174н:
обзор очередных изменений по электронным документам
февраль 2024 г.
В целях установления единого порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета государственных (муниципальных) учреждений в части применения электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета и в соответствии с абз. 31, 33 и 46 ст. 165 БК РФ, абз. 15 пп. 2 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 185 Минфин России продолжает вести работу над пополнением альбома унифицированных форм Приказа N 61н новыми электронными документами.
Так, 31 декабря 2023 года вступили в силу изменения в приложения N 1, 2, 4 и 5 к Приказу N 61н. Изменения внесены приказом Минфина России от 30.10.2023 N 174н.
Разберем 4 основных момента в связи с вступлением в силу Приказа N 174н:
1. Сроки применения изменений, внесенных Приказом N 174н;
3. Изменения в части методических указаний по применению унифицированных форм первичных документов;
4. Новые электронные документы и методуказания к ним, добавленные Приказом N 174н.
1. Сроки применения изменений, внесенных Приказом N 174н
Несмотря на то, что Приказ N 174н вступает в силу 31.12.2023, пунктом 2 указанного приказа установлено 2 срока применения вносимых изменений:
- с 1 января 2024 года - для Федерального казначейства и входящих в периметр централизации федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений. При этом отдельные нормы Приказа N 174н - подпункты 20 - 29 пункта 4 изменений - применяются с 1 января 2025 года при осуществлении органами ФК санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения с применением электронных документов;
- с 1 января 2025 года - при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета всеми остальными государственными (муниципальными) учреждениями.
Указанные сроки применения касаются не только новых унифицированных форм первичных учетных документов, которые были добавлены Приказом N 174н, но и скорректированных форм существующих электронных документов, а также уточненных положений методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета.
Отметим, что Приказы NN 157н, 100н, 142н, которыми ранее были внесены изменения в Приказ N 61н, в части сроков применения содержат формулировку "...либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета)". Это означает, что измененные положения могли применяться до даты начала их обязательного применения, если организация бюджетной сферы технически к этому была готова и закрепила соответствующие положения в учетной политике.
Приказ N 174н, в отличие от своих предшественников, такой нормы не содержит. Несмотря на отсутствие в п. 2 Приказа N 174н указаний на возможность досрочного применения его положений в случаях, предусмотренных учетной политикой, наличие в нем двух разных сроков, а также положения Стандарта "Учетная политика..." позволяют организациям бюджетной сферы, которые не входят в периметр централизации ФК, применять новые положения досрочно.
Согласно п. 3 Общих требований к графику документооборота (Приложение N 2 Стандарта "Учетная политика_") документооборот организуется руководителем организации бюджетной сферы (ЦБ) согласно утвержденному в рамках учетной политики (единой учетной политики) графику документооборота и правилам документооборота. При этом согласно п. 6 Общих требований правила документооборота должны предусматривать в том числе применение унифицированных форм документов, единых регламентов их составления, представления и обработки.
Дополнение (изменение) графика документооборота, правил документооборота новыми документами и (или) порядком их составления, передачи (представления) в том числе в целях перехода на электронный документооборот не является изменением учетной политики. Это предусмотрено пп. "в" п. 14 Стандарта "Учетная политика_". Следовательно, переход на применение соответствующей унифицированной формы документа может производиться в течение года.
Таким образом, на наш взгляд, если учреждение располагает организационными и техническими ресурсами для использования измененных положений методуказаний и внедрение новых электронных документов, нормы Приказа N 61н в редакции Приказа N 174н целесообразно использовать по мере готовности, закрепив соответствующие положения в учетной политике.
2. Изменения в части форм электронных документов, существующих на момент вступления в силу Приказа N 174н
Изменения, внесенные Приказом N 174н, касаются форм следующих существующих на момент вступления в силу указанного приказа документов:
- Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439);
- Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0509215);
- Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0509216).
1. Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
Скорректирована сноска к графе 3 "код счета" раздела 1 унифицированной формы Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439). Добавлена информация по структуре забалансовых счетов, указываемых в графе 3 раздела 1 Решения (ф. 0510439).
Было |
Стало |
* Код счета бухгалтерского учета в структуре 0 XX XXX 000 (номер счета синтетического учета), при необходимости проведения инвентаризации активов или обязательств по соответствующему коду финансового обеспечения - X XXX XX 000. |
* Код счета бухгалтерского учета в структуре 0 XXX XX 000, при необходимости проведения инвентаризации активов или обязательств по соответствующему коду финансового обеспечения - X XXX XX 000, для забалансовых счетов - номер забалансового счета в структуре (XX). |
2. Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)
Унифицированная форма Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) дополнена подразделами 6.1 "Строительно-монтажные работы" и 6.2 "Стоимость выполненных строительно-монтажных работ и затрат" в составе раздела 6 "Сведения о строительно-монтажных работах". Подразделы раздела 6 заполняются в случае проведения строительно-монтажных работ. В связи с этим оформляющая часть документа также дополнена реквизитом с должностью, подписью и расшифровкой подписи представителя организации, осуществляющего строительный контроль (технический надзор).
Кроме того, претерпели изменения наименования реквизитов графы 2 раздела 1 "Сведения о поставщике (подрядчике), грузоотправителе, страхователе" Акта приемки (ф. 0510452), а в заголовочную часть добавлен реквизит с информацией о платежно-расчетном документе, лицевом счете и разделе лицевого счета заказчика.
Подробнее о применении Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) см. здесь.
3. Инвентарные карточки учета (группового учета) нефинансовых активов (ф. 0509215, 0509216)
Переименованы графы Инвентарных карточек (ф. 0509215, 0509216) в части сведений о произведенном ремонте, достройке, реконструкции, модернизации.
Было |
Стало |
наименование графы 9 раздела 8 Инвентарной карточки НФА (ф. 0509215) и графы 10 раздела 8 Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216) | |
"лимиты бюджетных обязательств" |
"основной деятельности" |
наименование графы 10 раздела 8 Инвентарной карточки НФА (ф. 0509215) и графы 11 раздела 8 Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216) | |
"целевых трансфертов" |
"КФО" |
наименование графы 11 раздела 8 Инвентарной карточки НФА (ф. 0509215) и графы 12 раздела 8 Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216) | |
"приносящей доход деятельности" |
"наименование вида деятельности" |
|
Кроме того, добавлена графа 12 "приносящей доход деятельности" Инвентарной карточки НФА (ф. 0509215) и графа 13 "приносящей доход деятельности" Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216)
Соответственно, перенумерованы графы "Гарантийные обязательства" раздела 8 Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216) |
Соответственно, перенумерованы графы "Гарантийные обязательства" раздела 8 Инвентарной карточки группового учета НФА (ф. 0509216)
3. Изменения в части методических указаний по применению унифицированных форм первичных документов
Изменения, вносимые Приказом N 174н в методические указания по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, касаются следующих форм:
- Извещения о начислении дохода (уточнении дохода) (ф. 0510432);
- Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440);
- Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);
- Ведомости начисления доходов бюджета (ф. 0510837);
- Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448);
- Требования-накладной (ф. 0510451);
- Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
- Извещения о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453);
- Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);
- Акта о списании транспортного средства (ф. 0510456);
- Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458);
- Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460);
- Акта о списании бланков строгой отчетности (ф. 0510461).
Несмотря на внушительный список документов, в методические указания по применению которых были внесены изменения, некоторые правки носят уточняющий характер, связанный с корректировкой формулировок или очередными изменениями по учету НФА (например, в связи с внедрением терминов "права пользования НМА" и "биологические активы"), а некоторые являются существенными, изменяющими сферу применения того или иного документа. Рассмотрим эти изменения подробнее.
1. Извещение о начислении дохода (уточнении дохода) (ф. 0510432)
Уточнено, что Извещение о начислении дохода (уточнении дохода) (ф. 0510432) и Ведомость начисления доходов бюджета (ф. 0510837) не применяются для начисления доходов от межбюджетных трансфертов, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. Дело в том, что для данных операций Приказом N 100н был предусмотрен другой документ - Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453).
2. Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439)
Порядок заполнения Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) дополнен нормой о том, что дата начала проведения инвентаризации больше или равна дате утверждения Решения (ф. 0510439) руководителем учреждения. Указанная норма согласуется с общими требованиями к организации проведения инвентаризации - начать проводить инвентаризацию можно только поле утверждения Решения (ф. 0510439), при этом допускается вносить изменения в Решение (ф. 0510439) исключительно до начала проведения субъектом учета инвентаризации. (см. раздел III Приложения N 1 к Стандарту "Учетная политика...", п. 52.1 Методуказаний к Приказу N 61н).
Кроме того, скорректированы методические указания по заполнению Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) и Изменение Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447) в части указания информации в графах 2 и 3 раздела 1 "Провести инвентаризацию согласно настоящему решению в отношении следующих объектов бухгалтерского учета".
Было |
Стало |
в графах 2 и 3 - наименование группы объектов учета и код счета бухгалтерского учета в структуре: 0 XX XXX 000 (номер счета синтетического учета), при необходимости проведения инвентаризации активов или обязательств по соответствующему коду финансового обеспечения - X XXX XX 000 соответственно |
в графах 2 и 3 - наименование группы объектов учета и код счета бухгалтерского учета в структуре: 0 XXX XX 000 (номер счета синтетического учета), при необходимости проведения инвентаризации активов или обязательств по соответствующему коду финансового обеспечения - X XXX XX 000 соответственно, для забалансовых счетов - наименование и номер забалансового счета в структуре (XX) соответственно |
Как уже было отмечено в разделе 2, соответствующим образом скорректирована сноска к разделу 1 электронной формы Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439). При этом аналогичная сноска в Изменении Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447) осталась без изменений.
3. Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)
Порядок применения Решения о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) дополнен следующими нормами:
- уточнено, что сфера применения Решения (ф. 0510440) распространяется в том числе на права пользования НМА;
- сформулировано условие формирования Решения (ф. 0510440) инвентаризационной комиссией - это возможно в случае если на инвентаризационную комиссию дополнительно возложены полномочия комиссии по поступлению и выбытию активов в части принятия решения о прекращении признания активами объектов НФА. Отметим - возможна и обратная ситуация, когда на комиссию по поступлению и выбытию активов возложены полномочия провести инвентаризацию (см. п. 3 Общих требований к организации инвентаризации (Приложение N 1 Стандарта "Учетная политика_"). В такой ситуации рекомендуем также формировать Решение комиссии (ф. 0510440) одновременно с формированием Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), поскольку своих основных полномочий комиссия не утрачивает.
- уточнен порядок указания объектов НФА в Решении (ф. 0510440). Так, Решение (ф. 0510440) формируется следующим образом:
" либо по всем "неактивам";
" по группе (группам) объектов;
" по отдельному объекту НФА.
При этом на объекты недвижимого имущества Решение (ф. 0510440) формируется на каждый объект НФА отдельно;
- уточнен порядок действий в ситуации, когда комиссия при голосовании за резолюцию, указанную в Решении (ф. 0510440), не пришла к единому мнению. В этом случае Решение (ф. 0510440) принимает статус "Не одобрено комиссией", направляется в архив и руководителю на подписание не направляется.
4. Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441)
Порядок применения Решения о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) дополнен следующими нормами:
- уточнено, что сфера применения Решения о признании (ф. 0510441) распространяется в том числе на биологические активы;
- уточнено, что по объектам недвижимого имущества, по которым сформированы капитальные вложения, Решение о признании (ф. 0510441) формируется в том числе после оформления права постоянного (бессрочного) пользования;
- исключены следующие случаи формирования Решения о признании (ф. 0510441):
" безвозмездное получение объектов НФА;
" принятие решения о возмещении ущерба в натуральной форме.
В соответствии с п. 64.1 Методических указаний, утвержденных Приказом N 61н, в целях оприходования объектов НФА в результате безвозмездного получения, а также при принятии решения о возмещении ущерба в натуральной форме используется Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Таким образом, до момента внесения Приказом N 174н изменений в методические указания по формированию и применению Решения о признании (ф. 0510441) указанные случаи оприходования объектов НФА были предусмотрены для двух унифицированных форм - Акта приема-передачи (ф. 0510448) и Решения о признании (ф. 0510441). Применяемую в данной ситуации форму документа рекомендовалось закрепить в учетной политике. Приказом N 174н такое дублирование сферы применения двух разных форм документов исключено.
- уточнен порядок заполнения граф 6-9 раздела 1 "Сведения об объекте" Решения о признании (ф. 0510441) - в них указывается номер (код) объекта (детали): инвентарный, реестровый, заводской, иной (при наличии) соответственно признаваемого объекта НФА при реконструкции (модернизации), дооборудовании. В остальных ситуациях признания объекта НФА эти графы не заполняются;
5. Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442)
Порядок применения Решения об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) дополнен следующими нормами:
- уточнено, что сфера применения Решения об оценке (ф. 0510442) распространяется в том числе на биологические активы;
- расширена сфера применения Решения об оценке (ф. 0510442). Теперь документ применяется в том числе:
" для оценки стоимости имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации (излишки);
" полученного в результате демонтажа (ликвидации);
" в случае безвозмездного поступления имущества от иных организаций (иных правообладателей), за исключением организаций бюджетной сферы;
В соответствии с п. 64.1 Методических указаний для оприходования неучтенных материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, используется Акт приема-передачи (ф. 0510448), оформленный в одностороннем порядке. Решением об оценке (ф. 0510442) в этом случае оформляется определение справедливой стоимости излишков. Таким образом, Решение об оценке (ф. 0510442) поможет заполнить Акт приема-передачи (ф. 0510448), а также графу 11 в Приложении N 7 к разделу 2 Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463).
- в связи с расширением сферы применения Решения об оценке (ф. 0510442) уточнен порядок заполнения содержательной части документа. В частности, для излишков, а также имущества, полученного в результате демонтажа, графы 2, 4 - 9, 12 - 14 не заполняются. Справедливая стоимость указанных объектов имущества определяется комиссией по поступлению и выбытию активов одним из методов определения рыночных цен.
6. Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448)
Расширена сфера применения Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448). Пунктом 64.1 Методических указаний прямо предусмотрено применение Акта о приеме-передачи (ф. 0510448) в том числе при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов НФА, а также ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств.
Косвенно на использование Акта о приеме-передачи (ф. 0510448) при оприходовании МЦ в результате ликвидации (демонтажа, утилизации) основных средств указывал п. 64.6 Методических указаний, согласно которому в указанном случае Акт (ф. 0510448) должен оформляться в одностороннем порядке.
Кроме того, расширены случаи, в которых Акт о приеме-передачи (ф. 0510448) формируется в односторонне порядке - это ремонт, реконструкция, модернизация объектов НФА, а также поступление материальных ценностей от других организаций (иных правообладателей), на основании акта приема-передачи, составленного на бумажном носителе.
В бухгалтерском учете следует отразить безвозмездную передачу основного средства. Организация - получатель перешла на ЭДО и формирует электронные документы, подписанные электронными подписями. А у организации - отравителя для перехода на ЭДО нет технической возможности, поэтому документы формируются на бумаге. При отражении операций по безвозмездной передаче основного средства организация - отправитель оформила Акт о приеме-передачи (ф. 0510448) на бумаге и предоставила экземпляр Акта организации - получателю. Организация - получатель в целях оформления безвозмездного получения основного средства формирует электронный Акт о приеме-передачи (ф. 0510448) в одностороннем порядке (заполняет только раздел 4 "Сведения о принятых объектах нефинансовых активов" Акта) и подписывается его электронными подписями. В свою очередь, скан-копия бумажного Акта о приеме-передачи (ф. 0510448), предоставленного передающей стороной, подписанная ЭЦП ответственного лица, прикладывается к электронному документу, сформированному организацией - получателем.
7. Требование-накладная (ф. 0510451)
Уточнено, что при передаче в эксплуатацию объектов основных средств реквизит "Документ-основание" Требования-накладной (ф. 0510451) не заполняется.
8. Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)
Как уже сообщалось в разделе 2, форма Акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) претерпела обширные изменения. Соответствующим образом скорректированы Методические указания по формированию и применению данного документа:
- в связи с добавление реквизитов "Лицевой счет" и "Раздел лицевого счета" скорректировано описание порядка заполнения реквизита Заказчик. Новые реквизиты заполняются в целях отражения операций при исполнении контрактов (договоров), подлежащих казначейскому сопровождению;
- уточнено, что реквизит "Документ-основание о создании приемочной комиссии" может заполняться при необходимости;
- добавлено описание нового реквизита "Платежно-расчетный документ" - наименование платежно-расчетного документа с указанием в кодовой зоне номера и даты (в формате "ДД.ММ.ГГГГ"), в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- уточнено, что графы 4 "Сведения о грузоотправителе" и 5 "Сведения о страхователе" Акта приемки (ф. 0510452) заполняются в случае, если контрактом (договором) предусмотрена транспортировка товара;
- добавлен раздел с особенностями формирования Акта приемки (ф. 0510452) в целях отражения операций при исполнении контрактов (договоров), подлежащих казначейскому сопровождению и информация о которых не размещается в реестре контрактов на ЕИС в сфере закупок, в том числе порядок заполнения новых подразделов 6.1 и 6.2.
9. Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453)
Скорректировано описание некоторых кодов операций, детализирующих группировочный показатель кода операции "500", указываемых в строке "Начислены Получателем расчеты по трансферту, всего" раздела 1 Извещения о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453).
Было |
Стало |
500-21 - отражены расчеты в сумме неиспользованного остатка трансферта, не требующего подтверждения потребности |
500-21 - отражены расчеты в сумме неиспользованного остатка трансферта (не требующего подтверждения потребности и (или) требующего подтверждения потребности, за исключением расчетов, отраженных по коду операции "500-22") |
500-22 - отражены расчеты в сумме неиспользованного остатка трансферта, требующего подтверждения потребности |
500-22 - отражены расчеты в сумме неиспользованного остатка трансферта, требующего подтверждения потребности (при наличии принятых и не исполненных денежных обязательств) (принятой кредиторской задолженности) |
|
500-24 - отражены расчеты по возврату восстановленных остатков трансферта прошлых лет |
10. Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521)
Уточнено, что Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521) применяется в целях выдачи подотчетному лицу денежных средств при принятии решения о закупке товаров, работ, услуг через подотчетное лицо (работника) субъекта учета.
Кроме того, уточнен порядок подписания раздела 1 Заявки-обоснования (ф. 0510521) при оформлении выдачи подотчетному лицу денежных документов - в этом случае раздел 1 формирует и подписывает руководитель структурного подразделения простой ЭП.
На основании Заявки-обоснования (ф. 0510521) подотчетное лицо формирует Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520).
11. Акты о списании (ф. 0510454, 0510456)
Порядок применения Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454) дополнен следующими нормами:
- уточнено, что сфера применения Акта о списании (ф. 0510454) распространяется в том числе на биологические активы и права пользования НМА;
- уточнено, что в реквизите "Структурное подразделение" указывается наименование структурного подразделения субъекта учета, сотрудником которого является ответственный исполнитель, формирующий документ. Ранее имела место формулировка "...наименование структурного подразделения, в котором числится подлежащее списанию имущество;";
- описана ситуация, при которой графы 4 - 6 раздела 2 "Заключение комиссии" Акта о списании (ф. 0510454) не заполняются - в случае формирования Акта о списании (ф. 0510454) на основании Решения комиссии (ф. 0510440). Кроме того, в этом случае подписание комиссией Акта о списании (ф. 0510454) осуществляется без оформления листа голосования. Указанная норма была предусмотрена и ранее Методическими рекомендациями по формированию первичного учетного документа "Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов" (ф. 0510440), доведенными письмом Минфина России от 01.12.2022 N 02-07-07/117981.
Аналогичные изменения в части заполнения реквизита "Структурное подразделение" и граф 3 - 4 раздела 3 предусмотрены для Акта о списании транспортного средства (ф. 0510456).
12. Накладная на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458)
Расширена сфера применения Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458). В частности, Накладная (ф. 0510458) оформляется в том числе при следующих операциях:
- передаче материальных ценностей в целях временного хранения;
- передаче материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ, в том числе для изготовления (создания) объектов НФА;
- передаче материальных ценностей пользователям (в рамках возмездного (безвозмездного) пользования, за исключением проката);
- возврате поставщику некачественных или несоответствующих техническим данным материальных ценностей.
13. Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0510461)
Уточнено, что решение о списании бланочной продукции строгой отчетности, учитываемой на балансовых и забалансовых счетах, оформляется Актом о списании бланков строгой отчетности (ф. 0510461). Отметим - до внесения рассматриваемых изменений в Приказ N 61н БСО, учитываемые на балансовых счетах, подлежали списанию на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0510460).
4. Новые электронные документы и методуказания к ним, внесенные Приказом N 174н
Приказом N 174н утверждены следующие унифицированные формы электронных первичных учетных документов, а также методические указания к ним:
- Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466);
- Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467);
- Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468).
Новые унифицированные формы электронных инвентаризационных описей содержат аналоги в Приказе N 52н. Подробнее о применении первичных документов, у которых есть аналоги в Приказе N 52н, см. здесь.
Отличительной чертой новых электронных Инвентаризационных описей является исключение расписки ответственного лица из заголовочной части документа.
В электронном документе, предусматривающем в соответствующих Инвентаризационных описях расписку ответственного лица или ответственного лица бухгалтерской службы (ЦБ), формируется расписка, являющаяся неотъемлемой частью указанного документа. Таким образом, расписка из формы документа выделена в отдельную его составляющую (по аналогии с Листом голосования).
В соответствии с п. 16 Общих требований (Приложение N 1 к Стандарту "Учетная политика...") в целях подтверждения передачи ответственным лицом к началу инвентаризации всех первичных учетных (сводных) документов, подтверждающих движение (поступление, выбытие, перемещение) объектов инвентаризации, ответственным лицом оформляется расписка, прилагаемая к инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акту о результатах инвентаризации. Т.е. обязанность в формировании расписки не исключена.
1. Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464).
В отличие от аналога, предусмотренного Приказам N 52н, - Инвентаризационной описи состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах (ф. 0504084) - форма 0510464 состоит из трех разделов:
- раздела 1 "Сведения об остатках на счетах учета денежных средств";
- раздела 2 "Результат инвентаризации";
- раздела 3 "Заключение инвентаризационной комиссии".
2. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465).
Методическими указаниями предусмотрен перечень счетов бухгалтерского учета, по которым формируется опись, - Инвентаризационная опись (ф. 0510465) используется для отражения результатов проведения инвентаризации БСО, учтенных в составе материальных запасов на счете 010500000 "Материальные запасы", на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности", и денежных документов, учтенных на счете 020135000 "Денежные документы".
Табличная часть Инвентаризационной описи БСО и денежных документов переструктурирована на 4 раздела:
- раздел 1 "Сведения о бланках строгой отчетности и денежных документах по данным бухгалтерского учета";
- раздел 2 "Сведения о бланках строгой отчетности и денежных документах по данным инвентаризационной комиссии";
- раздел 3 "Объяснение причин расхождений";
- раздел 4 "Заключение инвентаризационной комиссии".
3. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466).
Методическими указаниями по формированию и применению документа предусмотрено использование Инвентаризационной описи (ф. 0510466) для отражения результатов проведенной в учреждении инвентаризации объектов НФА:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- непроизведенных активов;
- материальных запасов (за исключением БСО, учтенных на счете 010500000 "Материальные запасы" и отражаемых в составе Инвентаризационной описи (ф. 0510465));
- вложений в НФА (в том числе объектов незавершенного строительства);
- биологических активов;
- прав пользования нематериальными активами;
- имущества государственной и муниципальной казны;
- имущества, учитываемого на забалансовых счетах 01, 02, 07, 12, 13, 21, 22, 23, 25, 27.
При этом при формировании Инвентаризационной описи НФА (ф. 0510466) предусмотрена следующая особенность - если объекты основных средств, учтенные на счетах бухгалтерского учета 101 00, 103 00, имеют дополнительную информацию на забалансовых счетах 24, 25, 26, 27, такие объекты инвентаризируются по балансовым счетам (101 00, 103 00) с учетом информации, отраженной на забалансовых счетах. Иными словами, выделять забалансовые счета по указанным объектам в отдельную Инвентаризационную опись и повторно анализировать соответствия фактических данных данным бухгалтерского учета по объектам, одновременно учитываемым на балансовых и забалансовых счетах, не требуется.
Табличная часть Инвентаризационной описи НФА (ф. 0510466) переструктурирована на 4 раздела:
- раздел 1 "Сведения об объектах нефинансовых активов по данным бухгалтерского учета";
- раздел 2 "Сведения об объектах нефинансовых активов по данным инвентаризационной комиссии";
- раздел 3 "Объяснение причин расхождений";
- раздел 4 "Заключение инвентаризационной комиссии".
4. Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467).
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467) применяется для отражения результатов проведения инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения.
По аналогии с Инвентаризационной описью НФА (ф. 0510466), табличная часть Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467) представлена в виде четырех разделов:
- раздел 1 "Сведения о наличных денежных средствах по данным бухгалтерского учета";
- раздел 2 "Сведения о наличных денежных средствах по данным инвентаризационной комиссии";
- раздел 3 "Объяснение причин расхождений";
- раздел 4 "Заключение инвентаризационной комиссии".
5. Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468).
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468) применяется для отражения результатов проведения инвентаризации расчетов по доходам (поступлениям) учреждений, учтенных на балансовых счетах 205 00, 209 00, а также на забалансовых счетах 04 "Сомнительная задолженность", 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".
При инвентаризации расчетов с применением Инвентаризационных описей по формам 0504089, 0504091, утвержденных Приказом N 52н, у организаций бюджетной сферы возникал вопрос, в какой Инвентаризационной описи отражать кредиторскую задолженность по счетам расчетов по доходам (например, 205 00). Исходя из Методических указаний по применению форм 0504089, 0504091, в обеих формах могли отражаться расчеты по доходам. В связи с этим, форму Инвентаризационной описи для отражения результатов инвентаризации рекомендовалось закрепить в учетной политике организации бюджетной сферы.
Методические указания, утвержденные Приказом N 61н (в ред. Приказа N 174н), снимают данный вопрос - расчеты по доходам (как дебиторская, так и кредиторская задолженность) однозначно должны учитываться в Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0510468).
Форма Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0510468) представлена в виде следующих разделов и подразделов:
1. "Сведения о расчетах по доходам (поступлениям) по данным бухгалтерского учета";
1.1. "Расчеты по доходам (поступлениям) по данным бухгалтерского учета (дебиторская задолженность)";
1.2. "Расчеты по доходам (поступлениям) по данным бухгалтерского учета (кредиторская задолженность)";
2. "Сведения о расчетах по доходам (поступлениям) по данным инвентаризационной комиссии";
2.1. "Результаты инвентаризации расчетов по доходам (поступлениям) (дебиторская задолженность)";
2.2. "Результаты инвентаризации расчетов по доходам (поступлениям) (кредиторская задолженность).
Следите за пополнением нашего Путеводителя советами по заполнению новых электронных Инвентаризационных описей.
Итак, мы рассмотрели изменения, которые были внесены Приказом N 174н в перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов и методические указания по их формированию и применению.
Напоминаем, что Вы всегда можете самостоятельно отслеживать внесенные в нормативные правовые акты изменения с помощью специального механизма системы "Гарант" - "Машина времени".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ N 174н: обзор очередных изменений по электронным документам
Подготовлено экспертами компании "Гарант", февраль 2024 г.