Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 1)
Милонаец О.В.
См. Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 2)
Исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), на что и указано в ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
Нормы Гражданского кодекса РФ в обязательном порядке должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
В ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлены только некоторые особенности исполнения контрактов, в том числе о порядке организации приёмки.
Особенности исполнения контракта:
Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в числе прочего в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
"В проекте контракта Заказчик не предусмотрел условие оформления и обмен документами о приемке в форме электронных документов подписанных электронной подписью в ЕИС. Согласно разделу, N 3 "Порядок и сроки приемки" Проекта контракта, Заказчиком не установлен порядок приемки, установленный в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о закупках, предусматривающий формирование документа о приемке с использованием единой информационной системы и подписанием указанного документа усиленной электронной подписью. ЖАЛОБА: Признана обоснованной" (решение Пермского УФАС России от 25.08.2022 года N 202200120047002316).
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
На основании ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
См. материалы: Экспертиза по контракту в рамках государственных и муниципальных закупок по Закону N 44-ФЗ (часть 1);
Экспертиза по контракту в рамках государственных и муниципальных закупок по Закону N 44-ФЗ (часть 2)
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Если приемочная комиссия отсутствует, документ о приемке подписывается заказчиком самостоятельно. Документ о приемке подписывается ответственным лицом, принявшим товары, работы, услуги, и утверждается подписью руководителя учреждения (письмо Минфина России от 07.03.2023 N 02-06-05/19472).
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик определяет условия приемки по контракту самостоятельно. Заказчик может установить в контракте любые не противоречащие законодательству условия.
Если применение типовых условий контракта для заказчика не является обязательным с учетом положений ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, то он, исходя из специфики конкретной закупки и своих потребностей, вправе по своему усмотрению установить в контракте условия о том, какие документы должен представить поставщик (исполнитель, подрядчик, далее - контрагент) при передаче товара (результата работ), услуг, кто должен подписывать такие документы, какие документы должен прикрепить в качестве приложений контрагент к документу о приемке в ЕИС, должны ли прилагаться к документу о приемке в ЕИС товарные накладные, счета, счета-фактуры, а также условия об оформлении документа о приемке в ЕИС как по каждому получателю в отдельности, так и об оформлении одного документа о приемке после исполнения контрагентом контрактных обязательств в полном объеме.
Условия Типовых контрактов используются в той части, в которой это не противоречит действующей редакции Закона N 44-ФЗ, специфике закупаемых товаров, работ, услуг и фактическим условиям исполнения контракта.
Заказчик, руководствуясь п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, вправе предусмотреть в контракте участие в процедуре приемки непосредственных получателей товаров, в том числе подписание ими сопроводительных документов, представленных контрагентом (письмо Минфина России от 07.03.2023 N 02-06-05/19472).
Важно! Оформление документа о приемке товара, работ, услуг осуществляется после предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, которые установлены заказчиком в контракте (ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Норма фактически запрещает осуществлять приемку по контракту (договору) до момента предоставления обеспечения гарантийных обязательств контрагентом, на что очень часто указывают Минфин России, КСП, прокуратура и суды.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2023 N Ф07-12196/2023 по делу N А05-14380/2022, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2023 N Ф07-2424/2023 по делу N А05-6696/2022.
В какой срок контрагент обязан внести обеспечение гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ?
В срок, установленный заказчиком в контракте (договоре).
Из письма Минфина России от 30.03.2020 N 24-03-08/24876, следует, что согласно ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств, оформление документа о приемке товаров, работ, услуг (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
"В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке _ осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения _ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Информация о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств должна быть установлена проектом контракта" (решение Ставропольского УФАС России от 20.09.2023 N 026/06/106-1974/2023).
Разночтения в проекте контракта об условиях гарантийных обязательств, в описании объекта закупки, в цифровом контракте, являются основанием для отмены закупки.
"Как установлено Комиссией УФАС России, в извещении о проведении рассматриваемой закупки требование к гарантии качества выполненных работ не установлено. Вместе с тем, в разделе 11 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия, размеру обеспечения. Заказчиком в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении рассматриваемой закупки и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества выполненных работ и гарантийных обязательств. Установление таких противоречивых сведений может привести к заблуждению потенциальных участников закупки при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, а также злоупотреблению заказчиком своих прав при приемке товара (ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ)." (решение Костромского УФАС России от 31.05.2023 по делу N 044/06/105-301/2023).
Пунктом 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в данном пункте.
На что обратить внимание Заказчику при организации порядка электронной приёмки?
- обязанность формирования и подписания документов о приемке в ЕИС;
- реквизитный состав документов о приемке;
- юридическая легитимность даты направления и получения документа о приемке поставщиком и заказчиком с учетом соответствующего часового пояса;
- определение даты приемки товаров, работ, услуг, которая приравнивается к дате размещения подписанного заказчиком документа о приемке в ЕИС;
- обязанность подписания документов о приемке членами приемочной комиссии заказчика, а в случае привлечения к работе ПК третьих лиц, возможность оформления решения ПК на бумажном носителе с обязанностью приложить скан-образа такого решения;
- иные положения.
Реквизитный состав в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 360-ФЗ:
- признается равнозначным электронным документом, документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями (письмо Казначейства России и ФНС России от 18.12.2019 N14-00-06/27476, NАС-4-15/26126);
- представляется в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи в
порядке, определенном ФНС России соответствии с п. 4 ст. 31 и ст. 93 и 93.1 НК РФ в случае его истребования у налогоплательщика (приказы ФНС России от 18.01.2017 N ММВ7-6/16 и от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168)
- структурированный документ о приемке в ЕИС создан на базе Универсального документа первичного учета по форматам ФНС России (приказ ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820, письмо от 21.10.2013 N ММВ20-3/96).
Пунктом 2 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что к документу о приемке, предусмотренному п. 1 данной части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.
В силу п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с п. 1 указанной части автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику.
В срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с ч. 6 указанной статьи) осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
- формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупки имеет возможность определить срок исполнения контракта с учетом предполагаемых сроков осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, а также оплаты товара, работы или услуги (письмо Минфина России от 09.08.2023 N 24-06-06/74720).
"Предмет дела: Пунктом 5 части 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае создания заказчиком приемочной комиссии срок для формирования и подписания такой комиссией документа о приемке или мотивированного отказа в приемке выполненных работ не может превышать двадцати рабочих дней. Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что подпунктом 5 пункта 6.11 проекта контракта, представленного в составе извещения о проведении закупки, установлен срок подписания документа о приемке или мотивированного отказа членами приемочной комиссии длительностью в 90 рабочих дней. ЖАЛОБА: Признана обоснованной" (решение Кемеровского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 042/06/34-221/2022).
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Согласно п. 6 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 4 или подпунктом "б" пункта 5 данной части направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Пунктом 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком.
Частью 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, если документ о приемке, подписан с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включаются в том числе следующие информация и документы: информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке
Данные, содержащиеся в информации и документах, предусмотренных п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета после включения таких информации и документов в реестр контрактов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приемка товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам по Закону N 44-ФЗ: типовые ошибки заказчиков и исполнителей (часть 1)
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области